Тема 8. Культура древних цивилизаций



1. Исторические этапы развития культуры человечества. Первобытная культура.

2. Первые цивилизации до н. э. Возникновение и взаимодействие двух типов цивилизаций: Восток-Запад.

3. Специфика древнеегипетской и месопотамской культуры.

4. Древнееврейская культура.

Основные понятия:первобытность; синкретизм; мифологизм; финал социокультурной революции; локальные цивилизации; «осевое время» культуры; Восток-Запад; сакральная культура; научно-техническая культура; традиционализм, динамизм; иррационализм; рационализм; мистицизм; прагматизм; политеизм; монотеизм; ТаНаХ; Тора; Невиим; Ктувим.

 

Исследуя вопросы исторической динамики культуры, реальные исторические этапы развития культуры человечества можно представить в виде следующей схемы.

 

Схема 8.1. Исторические этапы развития культуры(По К. Ясперсу)

 

«Прометеевская» эпоха или архаическая культура – огромный в хронологическом отношении этап в истории человечества.

 

Зарождение культурных ценностей : религия, мораль, магия, искусство
Типы деятельности : непроизводственная, производственная
Палеолит : ранний, средний, верхний
Биогенный период развития культуры Типы первобытного человека: Homo Habilis, Homo Erectus, Homo sapiens

 

Схема 8.2. Истоки первобытной культуры

Необходимо отметить, что важнейшей формой познания мира в архаических обществах был миф. Миф входит в механизмы самоорганизации первобытного общества. Естественный архаический миф связывал индивида и коллектив. Миф и ритуал, с которым он связан, не только объясняли, но и становились свидетельствами и подтверждениями культуры, посредством которой поддерживается социальное единство. Все мифы можно классифицировать по их тематике.

Мифология первобытной культуры функционировала как коллективное представление о мире в этой культуре. Мифы формировали (конституировали) моральную систему, космологию и историю.

 

Классификация мифов

 

Схема 8.3. Классификация мифов

Около V тыс. лет до н. э. в первобытном обществе начинается своего рода социокультурная революция. Финалом последней стало появление примерно в одно и то же время (на рубеже IV – III тыс. до н. э.) четырех цивилизационных центров.

 

4 цивилизационных
центра

I БЛИЖНИЙ ВОСТОК Шумеро-аккадская цивилизация (Месопотамия)

На рубеже IV – III тыс. до н. э.

II СЕВЕРНАЯ АФРИКА Древнеегипетская цивилизация на рубеже IV – III тыс. до н. э.
III ЮЖНАЯ АЗИЯ Древнеиндийская и Древнекитайская цивилизации

III – II тыс.
 до н. э.

IV СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ Цивилизация Эгейского моря (Крито-микено-греческая цивилизация)

 

Схема 8.4. Финал социокультурной революции (примерно V тыс. лет до н. э.)

 

 

«Осевое время» истории (К. Ясперс) знаменуется не только духовным поворотом, существенно обновившим традиционную культуру локальных цивилизаций древности, но и приводит к появлению в культуре «восточного» и «западного» потоков ее развития, т. е. возникают два типа цивилизации – Восток и Запад.

 

Древний Египет Древняя Индия Древний Китай
Западная цивилизация
Восточная цивилизация
«Осевое время культуры» (середина I тыс. до н. э.)
Древняя Греция Древний Рим

 

Схема 8.5. «Осевое время культуры» (середина I тыс. до н. э.)

 

По Ясперсу, центром истории человечества является «осевое время культуры».Хронологически оно приходится на VIII – II вв. до н. э. Согласно мыслителю, это была особая эпоха, своего рода поворотный пункт в истории человечества: время, когда были заложены основы мировых религий (буддизм и христианство), и сегодня определяющих жизнь людей. Именно в эту эпоху были созданы крупнейшие философские учения, на которых стоит многомиллионный мир буддизма и индуизма. Тогда же проповедовали библейские пророки: Исайя, Иеремия, Даниил. Именно в эту эпоху были разработаны категории, которыми мы мыслим и по сегодняшний день. Это время самых великих философов и мыслителей: Будды и Конфуция, Лао-Цзы и Сократа, Заратустры и Платона.

Черты Востока Черты Запада
Неподвижность Динамизм
Устойчивость Неравномерность, волнообразный ритм развития
Иррационализм и мистицизм  Рационализм
Традиционализм Прагматизм, рост потребностей материального характера

 

Схема 8.6. Специфические черты восточной и западной цивилизаций

Говоря о возникновении двух типов цивилизаций, необходимо заметить, что в рамках этих различных цивилизационных типов сформировались различные типы человеческого сознания, т. е. можно говорить о рождении «человека Востока» и «человека Запада», о рождении восточной и западной ментальности. Человек Востока развивался на протяжении тысячелетий как и человек Запада, но преимущественно в иной плоскости. Можно сказать, что вектор мышления восточного человека всегда был направлен вертикально – вверх, к сакральному, а векторы мышления западного человека располагались в горизонтальной плоскости. Именно поэтому в сокровищницу мировой культуры Восток и Запад привнесли такие разные плоды и достижения.

Тип цивилизации Основной вклад в мировую культуру

Восток

Духовная культура
Мировые религии
Религиозно-философские тексты и литературные источники (Библия, Коран, Типитака, Бхагавадгита)

Запад

 
Создание рационального государства, демократии, науки и техники

 

Схема 8.7. Цивилизационные достижения Востока и Запада

III. Восточный тип культуры – это далеко не единообразная череда локальных культур, а сложный конгломерат самобытных уникальных культурных типов. Наиболее древними культурами человечества являются культуры Древнего Египта и Месопотамии. Именно здесь формируются первые государства, а в них частная собственность, письменность и многие другие основополагающие цивилизационные достижения.

История развития культуры Древнего Египта представляет собой ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

· Додинастический период (IV тыс. до н. э.);

· Древнее царство (XXXII – XXIV вв. до н. э.);

· Среднее царство (XXI – XIX вв. до н. э.);

· Новое царство (XVI – XII вв. до н. э.);

· Позднее царство (XI в. – 332 г. до н. э.).

Своеобразие древнеегипетской культуры заключалось в том, что все усилия этого общества были направлены на попытки преодоления смерти. Искусство бальзамирования человеческих тел, создание нетленных саркофагов, величественных пирамид и многое другое есть свидетельство и результат этих неимоверных усилий.

Специфика египетской культуры заключается и в тесной связи искусства и религиозно-мифологических представлений, особенно заупокойного культа и обожествленной власти фараона. Яркой страницей культуры древних египтян явилось их живописное искусство, а именно их заупокойные живописные портреты (шедевр – юноша в золотом венке) и литература. «Книга мертвых», а также уникальные произведения высокохудожественной словесности во всех ее литературных жанрах составляют безусловное достояние этой древнейшей цивилизации и современного человечества.

Колыбелью современной цивилизации называют культуру, возникшую между Тигром и Евфратом в III тыс. до н. э. и получившую название Месопотамская цивилизация. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно государство – Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования, соответственно им выделяют следующие культуры:

· шумеро-аккадская культура (IV тыс. – III тыс. до н. э.);

· культура Старовавилонского царства (II тыс. до н. э.);

· культура Ассирии (I тыс. до н. э.);

· культура Нового Вавилона (до сер. I  тыс.).

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. Здесь появились первые города-государства, возникла письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее – на средневековую культуру Европы, в конечном итоге – на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение письменности – самой ранней в истории человечества (IV тыс.
 до н. э.). Здесь же возникли сложная система счета, было положено начало развитию научной мысли, особенно астрономии и математики. Древнейшие мифы Двуречья оказали огромное влияние на последующее развитие мировых религий: это миф о сотворении мира, всемирном потопе и др.

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья. Ими созданы первые в человеческой истории поэмы, элегии, составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы. В целом, месопотамскую культуру, согласно классификации П. Сорокина, относят к сенситивному, т. е. чувственному типу культур.

IV . Мысль А. Меня, известного русского богослова и ученого, «когда мы говорим об основах любой культуры, мы должны прежде всего задать себе вопрос: не какие материальные формы куют ее, а какой дух лежит в ее основе» как нельзя лучше указывает тот единственно верный путь изучения и понимания сути культуры, созданной древними евреями.

История цивилизации древних евреев начинается примерно
в 1850 г. до н. э., когда из Северной Месопотамии по дорогам Сирии на Запад двинулась небольшая группа людей, арамеев из города-государства Ур, располагавшегося в нижнем течении Евфрата. Именно этих людей, поселившихся в Ханаанской земле (Палестине), стали называть «иврим» (евреи), что в переводе на русский означает «перешедшие». Этим переселенцам, со временем потерявшим связь с арамеями, суждено было создать самобытную цивилизацию, в основу которой впервые в Древнем мире был положен монотеизм – вера в единого бога. В те давние времена эта вера не сводилась к сложным философским заключениям, даже не носила теоретического характера. Религия Авраама (как условно называли эту веру) сводилась к верности и бесконечной преданности к своему единому Богу. В истории народа Завета (так стали называть евреев) было множество эпохальных исторических событий, важнейшими из которых стали:

· египетское пленение (около XVI в. до н. э.);

· завет (союз) между Богом и Моисеем у подножия горы Синай;

· создание древнееврейского государства Израиль (XI – X вв. до н. э.);

· золотой век израильского народа во времена Давида и Соломона;

· вавилонское пленение (VI в. до н. э.);

· эпоха греческих и римских завоеваний (IV в. до н. э. – 1-е века н. э.).

Вершиной древнееврейской культуры и цивилизации в целом стало создание корпуса священных текстов, вошедших в историю человечества под названием ТаНаХ (Ветхий завет), впоследствии ставших основой еще одной мировой религии и цивилизации – христианской.

Становление канона (стандарта, иными словами) ТаНаХа началось примерно с V в. до н. э. Именно эта книга сохранила единство и идентичность евреев на их сложном историческом пути, в том числе и в период последнего, почти двухтысячелетнего рассеяния.

На наш взгляд, наиболее интересный историко-культурный комментарий и анализ ТаНаХа (и в целом исторического пути древнееврейского народа) изложен в книге Г.В. Синило «Древняя литература Ближнего Востока и мир ТаНаХа», а также книге А. Меня «Как читать Библию». В целом, структуру ТаНаХа можно представить в виде следующей схемы.

ТаНаХ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!