Практическое занятие №4 (самостоятельно) Особенности индивидуальной творческой манеры П. Мериме. Характеристика литературного наследия писателя
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1
Занятие №1 (лекция, самостоятельная работа)
Тема: Реализм как метод и литературное направление: истоки, причины формирования, этапы развития
Цель: Сформировать представление студентов о реализме как литературном направлении и творческом методе
Количество аудиторных часов: 2 ч.
Оценивание: посещение занятия 1,5 балла.
Ход лекции
Теоретические вопросы:
1. Исторические и культурные истоки реализма. Временные границы и периодизация развития.
2. Особенности генетической связи реализма II половины ХIХ века с романтизмом и просветительским реализмом.
3. Принципы отражения действительности, механизм типизации, причинно-следственные связи явлений в реализме.
4. Концепция личности в творчестве писателей-реалистов.
5. Жанровое своеобразие реалистической литературы.
6. Представители реализма II половины ХIХ века в литературе разных стран.
Практические задания (для самостоятельной работы):
1. Составить сравнительную таблицу просветительского реализма, романтизма и критического реализма ХIХ века.
2. Охарактеризовать основные черты реализма как доминирующего литературного направления второй половины ХIХ века.
Литература
1. Елизарова М. История зарубежной литературы ХIХ века / М. Елизарова, Б. Колесников, М. Гритчуки др. – М. : Просвещение, 1972. – 528 с.
2. Зарубежная литература ХIХ века. Реализм : [хрестоматия историко-литературных материалов] / [сост. Н. Соловьева, А. Головенченко, Е. Петраш]. – М. : Наука, 1990. – 384 с.
|
|
3. История западноевропейской литературы XIX в. : Франция, Италия, Испания, Бельгия : [учебник] / [под ред. Л. П. Громовой]. – М. : Наука, 2003. – 305 с.
4. История зарубежной литературы XIX в. / [под ред. А. С. Дмитриева]. – М. : Просвещение, 1983. – 527 с.
5. История зарубежной литературы XIX в. / [под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева]. – М. : Просвещение, 1982. – 624 с.
6. Реизов Б. Французский роман XIX в / Б. Реизов. – М. : Наука, 1989. – 526 с.
Практическое занятие №1 «Особенности жанра французского социально-психологического романа (на примере анализа романа Ф.Стендаля «Красное и черное»)
Тема: Роль Стендаля в становлении французского реализма. Литературная деятельность писателя.Жанрово-стилевые особенности и проблемно-тематический диапазон романа Стендаля «Красное и черное».
Цель: Формировать умение студентов анализировать художественное произведение в культурологическом и литературоведческом контекстах
Количество аудиторных часов: 2 ч.
Оценивание: 5 б.
Ход практической работы
Теоретические вопросы:
1. Реализм во Франции: время появления, этапы развития.
2. Особенности раннего французского реализма. Роль литературной деятельности Стендаля в формировании эстетики нового направления.
|
|
3. Мировоззренческие и эстетические приоритеты Стендаля. Функциональная роль трактата «Расин и Шекспир».
4. Жанровый и проблемно-тематический диапазон творчества писателя.
Практические задания:
1. Проанализировать роман Стендаля «Красное и черное», учитывая следующие аспекты:
- идея создания романа «Красное и черное» (творческая история романа): от криминальной хроники к хронике XIX века.
- композиция произведения;
- тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации;
- конфликт Жюльена Сореля со средой, выбор жизненного пути; «Салонный» наполеонизм героя.
- панорама французского общества глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, политико-аристократические круги Парижа;
- художественная география романа: Верьер – Безансон – Париж. Тема «погони за счастьем» в заурядном мире;
- характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;
- борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;
|
|
- трагизм финала: победа или поражение героя?
- женские характеры романа и мотив «любви-схватки»;
- особенности психологизма («кристаллизация» чувства) и спонтанное письмо Стендаля.
- язык и стиль произведения, функции детали в романе;
- цветовая символика названия;
- возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.
Литература
1. Стендаль Ф. Красное и черное (любое издание).
2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm
3. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М., 1985. – 288 с.
4. Арагон Л. Свет Стендаля // Собр. соч.: В 11 т. – М., 1957 – 1961. – Т. 10. – С. 213-299.
5. Зарубежные писатели / Под ред. Н. П. Михальской. – М., 1977. – 448 с.
6. Прево Ж. Стендаль. – М., 1967. – 287 с.
7. Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. – Л., 1970.
8. Реизов Б. Г. Французский роман ХІХвека.– М.: Просвещение, 1977. – 635 с.
9. Стендаль. О любви. – М., 1978. – 400 с.
10. Фрид Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. – М., 1967. – 416 с.
Дополнительная:
1. История зарубежной литературы ХIХ века: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1991.
2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред.Н.А. Соловьевой. М., 1999.
Практическое занятие № 3. Характеристика творческой деятельности О. де Бальзака. Цикл «Человеческая комедия» как социально-психологический портрет Франции 20-40-х годов ХIХ века. Повесть «Гобсек» и роман «Отец Горио» в контексте основных доминант эпопеи.
|
|
Цель: Определить значение творчества О. де Бальзака для формирования европейского реализма ХIХ века. Формировать навыки контекстного анализа художественного произведения
Количество аудиторных часов: 2 ч.
Оценивание: 5 б.
Ход практической работы
Теоретические вопросы:
1. Особенности формирования творческого метода О. де Бальзака.
2. Литературная программа, изложенная в предисловии к «Человеческой комедии» писателя.
3. Замысел и структура «Человеческой комедии». Циклы романов, их последовательность и жанровое своеобразие.
4. Проблемно-тематический диапазон творчества О. де Бальзака
Практические задания:
1. Проанализировать повесть О. де Бальзака «Гобсек», учитывая следующие аспекты:
· место произведения в общей структуре «Человеческой комедии»;
- основные сюжетные линии повести, их функциональная роль; особенности композиции повести
· особенности художественной интерпретации образа скупого;
- Способы создания характера и идейное содержание образа Гобсека:
- портрет,
- окружающая обстановка,
- принципы описания,
- эволюция образа,
- философия Гобсека,
- самораскрытие персонажей,
- романтическое и реалистическое в образе
- Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем
· мотив власти денег, векторы его художественной реализации;
· воспитательная роль повести «Гобсек»
2. Проанализировать роман О. де Бальзака «Отец Горио», учитывая следующие аспекты:
1. История создания романа, его место в структуре «Человеческой комедии»; "Отец Горио" - ключевой роман "Человеческой комедии"
2. Особенности композиции романа: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий;
3. Представители разных социальных слоев в произведении, особенности их характеристики; проблема главного героя
4. Система образов романа:
- пансион госпожи Воке как «общество в миниатюре»;
- проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка; мотив искушения;
- аристократическое общество в романе
- семья и семейные отношения
- философия Вотрена
5. Мастерство портретных характеристик (принцип типизации Бальзака)
6. Проблема нравственности в романе
7. Тема денег и страстей, специфика ее художественной реализации (образ папаши Горио); Папаша Горио - человек-страсть; причины жизненной трагедии
8. Стилевые особенности произведения.
9. Особенности композиции романа: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий;
Литература
1. Бальзак в воспоминаниях современников. – М., 1986.
2. Бахмутский В. «Отец Горио» О. Бальзака. – М. , 1970. – 345 с.
3. Белая Г. Фокусническое устранение реальности (о понятии «роман-эпопея») // Вопросы литератури. – 1998. – №3. – С.17-19.
4. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания (глава «Эстетика Бальзака»). – М.: Искусство, 1967.
5. Грифцов Б. Как работал Бальзак. – М., 1958.
Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М.: Просвещение, 1961.
6. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX века. – Киев, 1984.
7. Ивин А. Оноре де Бальзак// Литература. – 1997. – №23. – С.5.
8. История французской литературы: В 4 т. – Т.2. – М., Л., 1956. Кирнозе З.И., Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы. М., 1991.
9. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.
10. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1986. – 356 с.
11. Наливайко Д.С. Оноре Бальзак. – Киев, 1985.
12. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М.: Просвещение, 1961.
13. Пузиков Л. Бальзак и его герои: Портреты французских писателей. – М., 1967. – 273 с.
14. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. – Саратов, 1983.
15. Реизов Б. Бальзак// Французский исторический роман в эпоху романтизма. – М., 1977. – С. 73-109.
16. Реизов Б.Г. Бальзак. – Л.: Искусство, 1972.
17. Реизов Б.Г. Французский роман XIX. – М., 1977.
18. Рубцова Г.В. Творчество Бальзака. – Л., 1957.
19. Цвейг С. Бальзак. – М., 1976.
20. Чичерин А. Произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». – М., 1982. – 187 с.
21. Якимович Т.К. Французский реалистический очерк 1830–1848 гг. – М., 1963.
Полезные ссылки
- Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии»
- Бальзак повесть «Гобсек»
- Бальзак. Роман «Отец Горио»
- Д. В. Затонский «БАЛЬЗАК»
(История всемирной литературы. - Т. 6. - М., 1989. - С. 195-206) - Е.А. Петрова.
Оноре де Бальзак. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 429-531 (Раздел 6)
Смотрите также в разделе "Библиотека ссылок" ссылки на учебники, а также на учебное пособие Храповицкой, Солодуб.
Практическое занятие №4 (самостоятельно) Особенности индивидуальной творческой манеры П. Мериме. Характеристика литературного наследия писателя
Цель: Определить место творчества П. Мериме во французской литературе второй половины ХIХ века. Формировать интерпретационные навыки студентов
Количество аудиторных часов: 0 ч. (самостоятельная работа)
Оценивание: 0 б.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!