Героичный эпос балада о Робине Гуде.



Ранний период развития английской литературы

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ АНГЛИИ

Периодизация развития литературы Англии. Характеристика каждого периода. Средние века (V-XV вв.). Эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.) Период буржуазной революции и Реставрации (XVII в.). Эпоха Просвещения (XVIII в.). Период Романтизма. Критический реализм (XIX в.). «Рубеж веков» (конец XIX -начало XX вв.). Литература XX века: а) 1918-1945 гг.; б) Новейший период (1945-2000).

1. Английская литература раннего средневековья и эпохи развитого феодализма (V-XV вв.)

Памятники раннего средневековья. Кельтская традиция и ее роль в развитии англосаксонской литературы. Героический эпос «Беовульф», его германское происхождение. Образ народного героя Беовульфа. Языческие и фольклорные мотивы поэмы. Влияние христианской мифологии. Поэтика произведения. Лирика англосаксов. Распространение христианства в Англии. Церковная литература и «ученая» поэзия на латинском языке. Кэдмон, Кюневульф. «Духовная история английского народа» Беды Достопочтенного. Король Альфред (849-901) – основоположник прозы на англосаксонском языке. Исторические хроники. Переводы античных философов, поэтов, историков.

Англо-нормандская литература (XI-XIII вв.)

Англия после Нормандского завоевания 1066 г. Распространение феодальной французской культуры. Трехъязычие в общественной жизни страны. Легенды датского и кельтского происхождения. Куртуазная литература. Лирика. Рыцарские романы. Кодекс рыцарской морали. Романы артуровского цикла, их морально-этическая направленность.

Литература позднего средневековья (XIV в.). «Век Чосера»

Обострение классовых противоречий внутри страны. Зарождение «ереси» и реформаторского движения против католицизма. «Столетняя война» с Францией (1337-1453). Восстание УотаТайлера (1381). Аллегорическая поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Образ Петра Пахаря. Критика социальных зол. Поэма «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Лирическая поэзия. Поэма «Жемчужина». Рост городов и городской культуры. Сатира и юмор коротких рассказов и фаблио. Учение М. М. Бахтина о народной смеховой культуре. Народные баллады о Робин Гуде. Шотландские баллады. Жанровое многообразие литературы XIV в. Французская поэзия, философские трактаты, аллегорическая и дидактическая церковная литература.

Джеффри Чосер – «основоположник реализма в Англии» (М. Горький), создатель английского литературного языка. «Кентерберийские рассказы» – панорама позднего средневековья. Художественные особенности произведения. Влияние литературы Франции и итальянского Возрождения. Влияние Чосера на развитие английской литературы.

2. Литература эпохи Возрождения

Ф. Энгельс об эпохе Возрождения как о величайшем прогрессивном превороте из всех пережитых до того времени человечеством», об «открытии мира и человеческой личности». «Универсальный человек» как новый идеал.

Развитие наук, мореплавания, основание колоний британской империи. Утверждение абсолютизма. Разрыв с римской католической церковью. Влияние античности на развитие культуры Ренессанса. Гуманизм как идеология Ренессанса. Материализм и идеализм эпохи Возрождения.

Ранний этап Возрождения в Англии, укрепление абсолютизма Тюдоров XVI в. Реформация. Становление буржуазии. Томас Мор – представитель раннего возрождения. «Утопия» Мора как источник жанра утопии в мировой литературе. Критика общественных порядков в Англии. Изображение идеального общества будущего. Поэты-гуманисты. Создание формы английского сонета. Зарождение бытовой реалистической комедии: фарсы, клоунада, пантомима.

Расцвет английского Возрождения. Его связь с общим национальным подъемом страны. Разгром «непобедимой Армады» (1588), победа над феодально-католической реакцией. Рост национального самосознания. Расцвет поэзии, драматургии. Английский ренессансный роман. Роман Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия». Понятие «эвфуизма».

Расцвет драматургии и театра. «Елизаветинская драма». Особенности английского театра. Предшественники и современники Шекспира – Р. Грин,Т.Кид, К. Марло. Кристофер Марло – создатель ренессансной трагедии. Титанизм образов. Прославление человека, его силы, воли и разума. Трагическая история доктора «Фауста», «Тамерлан Великий». Общественно-философская проблематика творчества. К. Марло и Шекспира.

Уильям Шекспир – вершина драматургии эпохи Возрождения. «Шекспировский опрос». Биография Шекспира и периодизация его творчества. Художественный мир Шекспира. Жанры шекспировской драматургии.

Ранний период. Сонеты. Художественные особенности сонетов. Сонеты Шекспира в белорусских и русских переводах. Образ «смуглой леди сонетов» в комедии Дж. Б. Шоу и книге Ю. Домбровского «Смуглая леди. Три новеллы о Шекспире». Исторические хроники: «Генрих IV» и «Ричард III». Источники, проблематика, художественная форма. Проблема власти, взаимоотношения правителей и народа. Гуманистический пафос исторических хроник, их связь с современностью. Фальстафовский фон. Понятие «шекспиризации» истории. Трагическое начало. Комедии Шекспира – утверждение человека, его права на счастье. Развитие комического. Жизнеутверждающий, оптимистический пафос. Атмосфера «веселого карнавала» (Г.Гейне) в комедиях. Источники комедий, сюжеты, образы, структура. Образ шута в комедиях. Женские образы в комедиях. Трагические мотивы «Венецианского купца». Художественные особенности комедий. Трагедии Шекспира. Ранняя трагедия «Ромео и Джульетта». Осуждение феодальной морали и утверждение всепобеждающей силы любви.

Второй период. Усиление трагедийного начала. Понятие трагического. Судьба личности: кризис ренессансного гуманизма. Трагический герой. Роль монологов в трагедиях. Смешение трагического и комического. Глубина характеров. Философская наполненность содержания трагедий. «Великие трагедии»: острота ситуации, максимализм характеров, универсальный характер конфликтов. «Гамлет» – сплетение человеческих судеб и характеров. Источники сюжета. Сюжетные мотивы трагедии. Система образов. Образ Гамлета. Философское звучание трагедии. Проблема добра и зла. Проблема «гамлетизма». И.В.Гёте, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев о «Гамлете». «Отелло». А.С.Пушкин о характере Отелло. Макиавеллизм Яго. Тема социального зла в трагедии «Король Лир». Образ бури в трагедии. Эволюция Лира. Образ шута – выразителя народной мудрости. «Макбет». Поэтическая символика трагедии. Реальность сил зла, тема честолюбия и власти. Трансформация титанической личности. «Античные» трагедии. Политические конфликты в трагедии «Антоний и Клеопатра».

Третий период. «Мрачные» («наркотические») комедии, их характеристики. Обращение к жанру романтической драмы. Сочетание вымысла с жизненной правдой конфликтов. «Буря» – последнее произведение Шекспира. Образ Просперо-гуманиста. Вера в активную силу добра. Антагонистичность образов добра и зла. Элементы утопии в пьесе. Мечта о прекрасном новом мире. Универсализм творчества Шекспира. Особенности шекспировского реализма.

Шекспироведение в Беларуси и России. Переводы Шекспира.

Драматургия позднего Возрождения. Бен Джонсон – предтеча классицизма.

 

Джон Донн и метафизическая поэзия начала XVII в. Поэзия «кавалеров». Кризис ренессансной культуры. Новая историческая обстановка. Обострение социально-политической борьбы в XVII в. Становление мировосприятия XVII века.

Литература английской буржуазной революции и реставрации

XVII век как особая эпоха в культуре Англии. Гражданская война (642—1649). Связь политической и религиозной борьбы пуритан. Революционный пафос пуританства и его ограниченность. Основные направления в литературе этого периода. Отличия в концепции мира и человека в искусстве барокко и классицизма. Джон Мильтон – поэт, публицист, глашатай английской буржуазной революции; Периодизация творчества. Поэзия. Публицистика. Памфлеты Мильтона в защиту революции, «Потерянный рай» – вершина поэтического творчества Мильтона. Морально-этическая проблематика поэмы. Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны. Тема борьбы с тиранией в трагедии «Самсон-борец». Влияние Мильтона на развитие поэтических форм в Англии.

3. Эпоха Просвещения. Литература ХVIII в.

Философские материалистические концепции просветителей. Учение о «естественном человеке». Вера в силу разума и разумное общественное устройство. Культ знания. Разум и чувство. Исторический оптимизм просветителей. Умеренный характер Просвещения в Англии. Периодизация Просвещения. Основные литературные жанры. Усиление роли прозаических жанров.

Первый этап английского Просвещения. Сатирико-нравоучительные журналы Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля «Болтун» и «Зритель». Их роль в становлении реалистического романа Англии. Просветительский классицизм. Александр Поп, его значение в истории английской литературы.

Даниэль Дефо – отец английского реалистического романа. «Жизнь и удивительные приключении Робинзона Крузо». Образ нового героя. Проблема естественного человека».

Джонатан Свифт. Особое место Свифта в английской и мировой литературе. Публицистика Свифта. Антиклерикальная сатира («Сказка о бочке»). Свифт и национально-освободительное движение ирландского народа. Роман «Путешествие Гулливера» – сатирическая картина английской действительности. Вопросы политики, религии, культуры, этики, семьи, воспитания в романе. Политические идеалы Свифта, их эволюция. Образ Гулливера. Стилевое своеобразие романа: фантастика, аллегория, сатиpa, юмор. Традиция Свифта в английской и мировой литературе. Влияние Свифта на творчество Дж.Г.Байрона. У.Теккерея, Дж. Б.Шоу. Свифт и антиутопии XX века.

Второй этап – зрелое Просвещение (1740-60 гг.). Становление сатирической комедии и семейно-бытового романа. Самюэль Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. «Памела, или Вознагражденная добродетель». Образ простой девушки из народа. Морализаторская тенденция романа. Эпистолярный стиль. «Кларисса». Сентиментальные мотивы романов Ричардсона. Значение творчества Ричардсона для становления европейского психологического романа.

Генри Филдинг – комедиограф, романист, создатель социально- психологической комедии и политических фарсов. «Джозеф Эндрюс» – «комический эпос в прозе». Полемика с Ричардсоном. «История Тома Джонса, найденыша» – вершина творчества Филдинга. Идейное, тематическое и жанровое многообразие романа. Авторские отступления. Многоплановость произведения. Юмор, сатира, гротеск и пародия в романе. Жизнеутверждающий гуманизм писателя. Значение творчества Филдинга для развития английского романа.

 

Тобайас Смоллетт. Смоллетт и сатирическая традиция Свифта. Особенности сатирического метода Смоллетта.

Театр эпохи Просвещения. Связь драматургии раннего периода с комедией Реставрации. Традиция «масок», бурлеска, фарса. Ричард Бринсли Шеридан и его. Сатирическая комедия «Школа злословия».

Третий этап – позднее Просвещение. Сентиментализм (1760-70 гг.). Исторические причины его появления. Культ чувства как протест против рационализма. Идеализация патриархального сельского быта. Характерные черты «кладбищенской поэзии». Тема гармонии природы и дисгармонии общества.

Лоренс Стерн как родоначальник европейского сентиментализма. Отрицание литературных канонов. Новаторство формы романа «ТристрамШенди». Роль Стерна в становлении психологического романа. «Сентиментальное путешествие». Юмор и сатира произведения.

Предромантические течения 1760-90 гг.

Предромантизм. Художественные принципы предромантизма. Культ средневековья, готики, таинственного и чудесного. Интерес к фольклору. Сборники народных баллад Т.Перси «Памятники старинной английской поэзии». «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Лирика Т.Чаттертона. Возрождение интереса к У.Шекспиру и Э.Спенсеру – «поэтам воображения».

«Готический роман» «тайн и ужасов» как оппозиция семейно-бытовому роману Просвещения. Творчество Э. Рэдклиф. Тема рока и зла. Влияние готического романа на развитие литературы XIX-XX вв.

Роберт Бёрнс – народный шотландский поэт. Фольклорная основа его лирики. Тема «честного простолюдина», любви, верности. Сатирические стихи Бёрнса. Воспевание свободы, революции, всеобщего братства. Патриотические образы в поэзии Бёрнса. Тема природы. Наследие Р.Бёрнса в поэзии романтизма и чартистской поэзии. Бёрнс в русских переводах.

4. Литература XIX в.

Романтизм в Англии (1789-1830)

Общественно-политическая атмосфера в Англии на рубеже XVIII -XIX вв. Романтизм как идейно-художествеиное направление. Просвещение и романтизм. Основные черты метода. Романтическое мироощущение. Двоемирие. Характер романтического героя: бунтарь, лирический герой, демоническая личность, человек из народа. Обновление поэтического языка. Повышенная роль эмоционального начала и воображения в романтическом искусстве. Преобладание субъективно-лирического начала в творчестве романтиков. Влияние немецкой идеалистической философии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В.Шеллинга на становление английского романтизма. Романтизм как мировой культурный процесс. Периодизация английского романтизма. Сложность и противоречивость романтизма. Основные жанры английского романтизма. Первый этап (1790—1805 гг.). Влияние идей Просвещения на творчество У. Годвина, Дж.Г.Байрона, В.Скотта.

Лондонские романтики – Дж.Китс, Ч.Лам, У.Хэзлит. Концепция личности, любви, природы. Общие черты: неприятие капиталистического прогресса, культ природы, чувства и красоты; романтические поиски истины, духовных ценностей.

 

Уильям Блейк как предвестник романтизма. Философский характер его поэзии. Трагическое осознание дисгармонии действительности. Библейская мифология. 

Новаторство Блейка.«Озерная школа» («лейкисты»). У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути. «Лирические баллады» Вордсворта и Колриджа. Предисловие к сборнику – манифест раннего романтизма. Лирика Вордсворта. Культ природы. Реформа поэтического языка. Сонеты Колриджа. Его близость к немецкому романтизму. Лирика Колриджа: «Юлия», «Баллада о Черной леди». «Кубла Хан, или видение во сне». «Сказание о старом Мореходе». Христианская символика поэмы. Ужасное как возвышенное. Баллады Роберта Саути. Идейно-литературная полемика между «озерниками» и представителями второго поколения английских романтиков.

Джордж Гордон Байрон. Мировое значение поэзии Байрона. Жизнь и творческий путь. Периодизация творчества. Лирика раннего Байрона. Романтическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» как новый тип лиро-эпической поэмы. Концепция личности. Гражданский пафос поэмы. Изображение национально-освободительной борьбы, утверждение ее закономерности. «Мировая скорбь» как сознание трагического характера современной борьбы. Тема природы. Лирические отступления. Язык и стиль поэмы.

Восточные поэмы Байрона. Особенности жанров. Образ романтического героя.

Швейцарский период творчества Байрона. Духовный кризис Байрона. Драматическая поэма «Манфред». Тираноборческие мотивы «Шильонского узника» и «Сонета Шильону». «Прометей».

Итальянский период. Мистерия «Канн», ее богоборческий пафос. Поэма «Беппо». Усиление реалистических тенденций в творчестве Байрона. «Дон Жуан»: «вечный образ». Широта охвата исторической действительности. Сатирическая картина нравов, переосмысление романтических тем. Положительные идеалы Байрона. Проблема войны. Лирические отступления. Ирония, сатира, пародия в поэме.

Последние года жизни Байрона. Роль Байрона в развитии европейской поэзии фон и Россия. Переводы Байрона на белорусский язык.

Перси Биши Шелли. Влияние идеологии Просвещения, идей французской революции на формирование его мировоззрения. Влияние античности. Лирика Шелли. Художественные особенности поэзии Шелли. Политическая лирика: 1818-20 гг. трактат Шелли «Защита поэзии». Пантеизм и гуманизм Шелли.

Джон Китс. Связь с поэмами Возрождения. Культ личности как идеал гармонии красоты. Категория прекрасного в эстетике Китса.

Вальтер Скотт как создатель жанра исторического романа. Романтические поэмы. Соединение истории с поэзией. Фольклорная основа романтических поэм. Своеобразие историзма Скотта. "Шотландские" романы Скотта. Романы о буржуазной революции в Англии. Исторические и эстетические принципы Скотта в романе «Айвенго». Многоплановость романа. Романтизм и реализм произведения. Роль исторических деталей.

5. Критический реализм

Обострение классовых противоречий Чартистское движение 30-40-х гг. Чартистская поэзия как непосредственная реакция на положение рабочего класса в Англии.

Временные рамки критического реализма. Периодизация. Романтизм и реализм как два типа мировосприятия. Особенности метода критического реализма. Важность понимания причинно-следственных связей для создания «историзма настоящего», внимание к изображению социально-временных условий формирования человеческой личности Роль социального анализа. Принципы типизации.

Социальный роман – основной литературный жанр критического реализма в Англии в 1830—50-х гг. К Маркс о «блестящей плеяде» английских реалистов. Острота и обличительная сила их произведений. Широкий диапазон охвата действительности, отражение социальных противоречии, быта и нравов «викторианской» Англии. Морализаторская тенденция английского романа, проповедь христианского гуманизма и нравственного перевоспитания. Связь литературы критического реализма с просветительским романом Свифта, Ричардсона. Филдинга.

Чарльз Диккенс – крупнейший представитель английского реалистического романа. Этический идеал Диккенса. Своеобразие художественного метода. Жизнь и творческий путь. Периодизация творчества. «Записки Пиквикского клуба». Характер юмора «комической эпопеи» Диккенса. Социальные мотивы в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Американская тема в романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита». Образ Пекснифа, английского Тартюфа. Проблематика и художественное своеобразие «Рождественских рассказов» критика общественных пороков, мальтузианства, счастливая концовка. Обличение пороков английского буржуазного общества в романе «Домби и сын». Система образов. Тема денег. «Чудаки» Диккенса, образы простых людей. Нравственно-эстетический идеал Диккенса. Социальные романы 50-х годов. Усиление критических тенденций. Романы 60-х гг.: тема утраченных иллюзий, денег, преступления и наказания, усиление пессимистической направленности романов. Особенности реализма Диккенса. Мастерство диалога и портретных характеристик.

Уильям Мейкпис Теккерей – великий английский сатирик. Концепция добра и зла. Сложность реалистического метода Теккерея. «Ярмарка тщеславия» как вершина творчества Теккерея. Двуплановость композиции. Своеобразие создания характеров.

Роль автора и кукольника в романе, его ремарок и отступлений. Диккенс и Теккерей. Обращение к исторической тсматике. Поиски положительного героя. Связь исторической концепции У.Теккерея с концепцией истории В. Скотта.

Элизабет Гаскелл. Социальные конфликты в романе «Мэри Бартон». Демократические симпатии писательницы и примирительная тенденция романа.

Шарлотта Бронте. Своеобразие творческого метода Ш. Бронте. Защита независимой личности женщины в романе «Джен Эйр». Проблема воспитания. Сочетание романтических и реалистических элементов в романе. Либеральные иллюзии Бронте.

Эмилия Бронте и ее роман «Грозовой перевал». Художественное новаторство Э.Бронте. Романтический и социальный пафос произведения. Ощущение трагичности бытия.

6. «Викторианский роман» 1860— 80 гг.

Англия во второй половине XIX в Стабилизация капитализма. Ослабление политической борьбы. Формирование Британской империи. Развитие естественных наук. Влияние трудов Дарвина на развитие общественной мысли, интерес к проблемам генетики, среды и наследственности. Философия позитивизма. Г.Спенсер, Дж.Г Льюис: идея эволюционного развития общества.

Джордж Элиот. Утверждение «бытового реализма», стремление к объективности и точному воспроизведению действительности. Влияние философии позитивизма на творческий метод писательницы. Драматизм «частых судеб» как предмет и объект изображения. Идеализация патриархальных отношений. Проповедь «религии сердца» и нравственного совершенствования. Сложность внутреннего мира героин

Джордж Мередит – создатель «интеллектуального» романа. Влияние художественных идей времени на творческий метод писателя. Анализ эгоизма как «болезни века» в романе «Эгоист».

Томас Харди. Отражение социальных процессов, распада патриархальных связей в романах Харди. Моральная проблематика романов «Уэссекского цикла». Тема Рока и трагической предопределенности. Изображение диалектики человеческих страстей. Художественное мастерство Т. Харди. Его поэзия.

Английская поэзия («викторианские поэты») 1840-80-х гг. Своеобразие поэзии А. Теннисона. Богатство языка и поэтических форм. Философская поэзия Роберта Браунинга. Новаторство поэзии Алджернона Чарльза Суинберна.

7. Английская литература конца XIX - начала XX вв.

Кризис идеологии викторианства. Роль прерафаэлитов (Дж. Рескина, Д. Г Россе У. Морриса) в смене эстетической парадигмы на рубеже веков. Прерафаэлиты о проблемах культуры в условиях современного буржуазного общества. Теория искусства Джона Раскина — этическая и религиозная связь красоты и нравственного начала. Поэзия Д. Г. Россетти.

Уильям Моррис и его роль в распространении социалистических идей в Англии. Развитие демократических традиций. Влияние эстетических теорий прерафаэлитов на эстетические взгляды О. Уайльда и неоромантиков.

Эстетизм. Оскар Уайльд – теоретик и практик эстетизма. Проповедь "чистого искусства». Культ античности. Полемика с реализмом. Жанр литературной сказки. Гуманистическая направленность морально-аллегорических сказок. «Портрет Дориана Грея» – программа эстетизма и гедонизма. Двойничество как элемент художественного мира Уайльда. Библейские мотивы в творчестве писателя. «Саломея». Художественное мастерство Уайльда. Комедии. Лирика Уайльда. Тема страдания в последних произведениях писателя.

Неоромантизм. Специфика английского неоромантизма Его преемственность и отличие от романтизма начала XIX в. Неоромантизм и другие эстетические течения конца века. Интерес к морально-этическим проблемам. Эстетизация природы. Героизация людей, ситуаций. Развитие приключенческого и детективного романа.

Роберт Луис Стивенсон. Идейно-эстетические взгляды Стивенсона Романтический герой в его романах. Приключенческий элемент в его творчестве. Проблема добра и зла. Тема двойника в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда».

Джозеф Конрад. Морально-этические искания писателя. Влияние Ф. М.Достоевского на творчество Конрада. Проблематика и художественное своеобразие романа «Сердце тьмы». «Лорд Джим» как этапное произведение английской литературы. Роль рассказчика в структуре романов Конрада. Влияние Конрада на творчество Дж. Лондона, У Фолкнера, Г.Грина.

Ричард Киплинг. Противоречивость взглядов Киплинга. Тема «высокой миссии» Великобритании и оправдание колониальной политики английского правительства. Поэтические сборники «Казарменные баллады». Новаторство поэзии Киплинга, ее песенная основа. Новеллистика Киплинга. Книги для детей.

Реализм. Историческая обстановка в Англии последних десятилетий XIX в. Империалистическая фаза развития английского общества. Обострение классовых противоречий. Подъем рабочего движения. Распространение фабианства. Образование социал-демократической лиги. Имперская политика и рост освободительного движения в колониях. Англо-бурская война. Закат «викторианской Англии». Научные открытия и их влияние на литературный процесс. Роль Ч. Дарвина, А.Шопенгауэра, Ф Ницше, 3.Фрейда в формировании культурной атмосферы эпохи.

Идейно-художественные особенности английского реализма первой трети XX века. Расширение его социального диапазона. Влияние французской и русской литературы на творчество английских писателей. Социально-философское направление в литературе (Дж Б.Шоу, Г.Уэллс, У.Моррис). Развитие жанра эпопеи. Процесс интеллектуализации литературы. Многообразие жанров.

Герберт Джордж Уэллс – создатель научно-фантастического романа. Прошлое, настоящее и будущее в его повестях и романах. Проблема моральной ответственности науки за судьбы человечества. Фантастический и реальный планы повествования. Осуждение войн и колониальной политики.

Психологические и социальные романы Уэллса. Диккенсовская традиция в изображении маленького человека. Художественное мастерство Уэллса.

Джордж Бернард Шоу – великий английский драматург. Идейно-эстетическая эволюция Шоу. Шоу и фабианский социализм. Влияние Г. Ибсена на творчество Шоу. Проблема идеала. Своеобразие пьес Шоу. Прием дискуссии. Роль ремарок в структуре пьес Шоу. Пьесы для «Независимого театра», их циклы, тематика. «Неприятные пьесы». Их социальная направленность. «Пьесы для пуритан». «Исторические уроки» и политическая проблематика пьесы «Цезарь и Клеопатра». Философия «жизненной силы» и ее преломление в драматургии Шоу. Комедия нравов. Шоу «Пигмалион». Влияние драматургии А.П.Чехова на творчество Шоу. Интеллектуальная драма Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Историческая трагедия «Святая Иоанна». Особенности драматургического метода Шоу: жанровое разнообразие пьес. Значение драматургии Шоу для развития мирового театра.

Джон Голсуорси. Влияние творчества И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого на формирование Голсуорси как художника-реалиста. Художественные особенности эпопеи «Сага о Форсайтах». Сатира и лиризм Голсуорси.

8. Литература Великобритании после первой мировой войны (1918-1945)

Углубление экономического кризиса Великобритании после первой мировой войны. Размежевание сил и идейно-художественных позиций английских писателей. Политизация литературы. Проблема традиции и новаторства. Обновление форм и содержания реализма. Поиски идеала, позитивных ценностей. Многообразие методов, школ, направлений. Кризисные настроения интеллигенции как предпосылка распространения модернизма.

Модернизм. Поиски новых форм художественной выразительности. Кризисное мировоззрение. Связь с фрейдизмом и бергсонианством. Противоречивость модернизма. Модернизм и классическая литература XIX века. Элитарность модернизма. Процессы объективизации и субъективизации в литературе модернизма. Закодированный язык, символы. Мифотворчество, «поток сознания». Неоднородность модернизма. Освоение новой манеры письма, фрагментарность, метод «свободных ассоциаций». Влияние учения 3. Фрейда на литературу модернизма. Натуралистическая трактовка человека. Акцент на подсознательном.

Джеймс Джойс – классик литературы XX века, основоположник английского модернистского романа. Мифотворчество Джойса. «Универсалии жизни» Джойса. Ранние произведения. Мастерство психологического анализа, интерес к внутреннему миру личности. Автобиографический роман «Портрет художника в юности». Проблема искусства и художника. Тема и образ Ирландии в творчестве Джойса. Роман «Улисс» – «Евангелие» модернистской литературы. Многослойность романа. Соотнесение его с гомеровским мифом об Одиссее. Документальность повествования; сатира, натурализм, символика «Поток сознания». Понятие «епифании». Экспериментальный характер «Поминок но Финнегану». Влияние Джойса на развитие романа XX века.

ДейвидГ.Лоренс. Связь его творчества с реалистической традицией. Протест против обезличивающей «механической цивилизации», защита «естественного» человека. Социальные мотивы его романов. Рассказы Лоренса. Художественное мастерство. Поиски гармонии в современной жизни. Новаторство Лоренса. Влияние творчества Лоренса на литературу XX в.

Вирджиния Вулф как теоретик английского модернизма. Литературные взгляды В.Вулф. Развитие тенденций экспериментального романа. Проблема характера в творчестве писательницы. Импрессионистическая проза Вулф. Культ ощущений. Символика.

Олдос Хаксли. Близость произведений «потерянному поколению». Сатирик, один из создателей «интеллектуального романа», «романа идеи». Сатирическая интонация произведений. Антиутопия Хаксли. «О дивный новый мир».

9. Реализм в литературе после первой мировой войны

Ричард Олдингтон и литература «потерянного поколения» Поэзия Олдингтона. Антивоенный роман «Смерть героя». Поиски идеала-гармонии и красоты. Особенности творческой манеры Олдингтона. Психологизм в изображении внутреннего мира героев.

Шон О'Кейси – англо-ирландский писатель. Связь с ирландским фольклором. Лирический герой автора.

Джон Бойнтон Пристли. Пристли – драматург. Развитие тенденций драматургии Ибсена, А.П. Чехова. Новаторство формы. Проблема времени в пьесах. Внутреннее действие и элементы детектива. Острота ситуации, мастерство диалога. Роман «Улица ангела» – правдивый показ жизни среднего класса в период кризиса.

Новейший период в развитии английской литературы (1945-2000)

Основные этапы общественной и литературной истории Великобритании после 1945 года. Крушение Британской империи. «Новые левые», движение «рассерженной молодежи». Бунт молодежи против «истеблишмента», критика традиций и социального порядка. Индивидуалистический характер бунта, нигилизм. «Сексуальная революция» 1960-х гг. Роль массовой культуры в формировании вкусов молодого поколения. Влияние экзистенциализма на английскую литературу. Формирование принципов искусства постмодернизма. Основные понятия постмодернизма. Становление постколониальной литературы.

Творчество «сердитых молодых людей». Джон Осборн и его пьеса «Оглянись во гневе». КингслиЭмис «Счастливчик Джим», Джон Уэйн «Спеши вниз», дилогия Джона Брейна «Путь наверх», «Жизнь наверху». Театр «новой волны». Пьеса Дилени «Вкус меда». Драматургия А.Уэскера. Эволюция «рассерженных».

Грэм Грин. Тема личной ответственности и проблема морального выбора в творчестве Грина. Жанровое разнообразие романов. Эволюция Грина от занимательного, детективного романа («Стамбульский экспресс») к «серьезному» роману («Комедианты»). Католицизм Грина, морально- этическая проблематика. Романы-«экстраваганцы». «Путешествие с тетушкой», «Доктор Фишер из Женевы». Политическая сатира в творчестве Грина.

Чарльз Перси Сноу. Эпический цикл романов «Чужие и братья». Многоплановость, масштабность цикла. Образ Льюиса Элиота — связующее звено эпопеи. Характер изображения «коридоров власти» современной Англии. Романы Сноу 80-х гг.

Современный английский философский роман. Философско-аллегорические романы-притчи Уильяма Голдинга. Влияние экзистенциалистской философии на творчество Голдинга. Антиутопия «Повелитель мух». Разумное и иррациональное в человеке. Символическое значение романа «Наследники». Экзистенциалистская концепция истории. «Шпиль» как притча о «дерзании человеческом». Колин Уилсон «Паразиты сознания». Авторская концепция прогресса человеческого общества. Философско-психологические романы Айрис Мердок. «Открытые» и «закрытые» романы писательницы. Экзистенциалистское видение мира. «Под сетью». Проблемы искусства и творчества. Роман «Черный принц». Образ Шекспира в романе.

Английская проза 1970-2000-х гг. Современное английское общество в произведениях М Дрэбл, П.П.Рида, М.Спарк, Дж. Фаулса, С. Хилл, С. Рушди, К. Ишигуро.

Постмодернистский роман. Джон Фаулс. Экспериментальный характер творчества Фаулса. Связь с классической традицией. Значение Гомера и Шекспира для художественной концепции Фаулса. Проблемы синтертекстуальности. «Коллекционер». Тема искусства и художника в творчестве писателя. «Даниэль Мартин». «Женщина французского лейтенанта». Своеобразие творческой манеры Фаулса. «Башня из черного дерева».

Творчество М. Эмиса. Роман «Стрела времени»: поиск формы. Особенности романов-биографий П. Акройда. Проблема творчества. Переосмысление истории в романах Дж. Барнса и Г. Свифта. Психологизм в творчестве И. Макюэна.

Драматургия «второй волны»: середина 60-70-х гг. «Театр жестокости», «Театр абсурда». Пьесы Г. Пинтера. Э. Бонда, Т. Стоппарда, Д. Мерсера. «Дегероизация героя», выражение кризисности буржуазного сознания, концепция «абсурдного мира». Сложная метафорическая форма пьес. Подтекст, психологизм, алогизм ситуаций. Интертекстуальность. Принципы постмодернизма в новейшей драме. Т. Стоппард. «Розенкранц и Гилденстерн мертвы».

Беовульф

«Бе́овульф»[1] (Беовулф, др.-англ. Beowulf, буквально «пчелиный волк», то есть «медведь»[2]) — англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Скандинавии, до переселения англов в Британию[3]. Названа по имени главного героя. Текст состоит из 3182 строк и написан аллитерационным стихом. Эпос создан в конце VII или в начале VIII века[4] и сохранился в единственном списке XI века, который чуть не погиб во время пожара библиотеки Роберта Коттона в 1731 году. Это древнейшая эпическая поэма «варварской» (германской) Европы, сохранившаяся в полном объёме[5].

История текста

О существовании в коттоновской библиотеке пространной поэмы на древнеанглийском стало известно ещё в 1700 году, однако первую публикацию текста (в латинском переводе) осуществил 115 лет спустя исландский филолог Торкелин, по заданию датского правительства работавший над разбором текста с 1786 года. В рукописи поэма не содержит заголовка, и своё нынешнее название она получила только при первой публикации в 1815 году.

Поэма состоит из 3182 строк текста и является самой длинной поэмой на древнеанглийском языке — примерно 10 % англосаксонской литературы занимает именно её текст.

Сюжет

Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем (др.-англ. Grendel) и его матерью, и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено несколько побочных эпизодов.

 

Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции). В блистательном чертоге славного конунга Хродгара под названием Хеорот пировали дружинные воины из племени данов(датчан). Однако вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов. Знатный гётский военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь Хродгару, помня о гостеприимстве, оказанном его отцу конунгом, когда он вынужден был уйти из своих земель как изгнанник. В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.

Во второй части поэмы Беовульф — к тому времени уже конунг гётов — вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.

Как и в других произведениях древнегерманского эпоса, наряду с действиями героев большое внимание уделяется их речам, в которых раскрываются характеры, ум и ценности героев, служащие идеалами своей эпохи и авторов, а также использующиеся для изложения дополнительных сюжетных линий, предыстории и других сведений.

Анализ

«Беовульф» — единственная сохранившаяся поэма «варварских» народов Европы, основной костяк которой сложился до принятия христианства. Поэма прославляет языческие, в сущности, добродетели — бесстрашие в бою, верность племени и вождю, беспощадную месть врагам. Мир, описанный в «Беовульфе», исторически достоверен, хотя сам Беовульф не упоминается ни в одном другом источнике. Некоторые эпизоды (спуск героя в морскую пучину, отсечение руки чудовища, сражение с драконом) перекликаются с легендами разных германских народов.

Влияние христианства в «Беовульфе», хотя и поверхностно, но ощутимо. Например, Грендель в произведении назван потомком Каина. Стоит отметить, что в тексте есть отсылки только к Ветхому Завету. Поэма может трактоваться как вполне христианская по сути аллегория вселенской борьбы сил добра и зла, жизни и смерти. Неприятели Беовульфа — не люди другого племени, как в большинстве подобных произведений, а кровожадные твари, враги всего рода человеческого. Общий тон поэмы элегический; ближе к концу текста на первый план выступает тема рока, неумолимой судьбы, хотя автору «Беовульфа» чужд беспросветный пессимизм некоторых исландских саг.

Долгое время христианские привнесения было принято объяснять позднейшей обработкой текста при переписывании монахами. Однако не исключено, что и сам поэт чувствовал необходимость согласовать свой рассказ с требованиями нового мировоззрения[6].

Переводы и адаптации

Поединок Беовульфа с драконом (иллюстрация к изданию 1908 года)Среди многочисленных переводов поэмы на современный английский выделяются выполненные Уильямом Моррисом (1895), Эдвином Морганом (1952) и Шеймасом Хини (1999). Крупнейшим исследователем «Беовульфа» в XX веке был оксфордский учёный Джон Р. Р. Толкин, который вдохновлялся его мотивами при создании повести «Хоббит» и романа «Властелин колец».

 

Первый и единственный полный перевод поэмы с англосаксонского на русский был сделан Владимиром Тихомировым и впервые опубликован в 1975 году в 9-м томе серии «Библиотека всемирной литературы». Перевод подстрочный, то есть смысл передан как можно точнее, в отличие от рифм.

В начале 2012 года в Издательстве «Астролябия» вышел первый украинский перевод «Беовульфа», переводчик ОлэнаО’Лир, научные редакторы Катерина Шрей и Олег Фешовец. В этом переводе сохранены принципы древнеанглийского аллитерационного стиха.

По мотивам поэмы написаны романы Джона Гарднера «Грендель» и Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых». В первом из них события поэмы изложены с точки зрения противоположной стороны — чудовища Гренделя. В 1982 году британской рок-группой Marillion была записана 17-минутная композиция "Грендель"[7], текст которой основан на романе Джона Гарднера[8].

Экранизации

«Беовульф» (1998) — мультипликационный фильм BBC, довольно точно передающий сюжет поэмы (реж. Юрий Кулаков).

«Беовульф» (1999) — постапокалиптический вариант сюжета поэмы.

«Тринадцатый воин» (1999) — экранизация вышеупомянутого романа Майкла Крайтона, где часть сюжетных ходов поэмы совмещены со сведениями арабского путешественника IX века Ибн Фадлана о Волжской Булгарии, Руси и варягах.

«Беовульф и Грендель» (2005)

«Грендель» (2007) — фантастический боевик по мотивам эпоса.

«Беовульф» (2007) — экранизация с серьёзными искажениями сюжета и фантастическим изображением реалий эпоса[9].

«Викинги» (2008) — фантастическая интерпретация сюжета.

«Беовульф (телесериал)» (2016) — британский телесериал по мотивам легенды о Беовульфе.

Реконструкция звучания поэмы

В 1987 году исполнитель и исследователь средневековой музыки Бенджамин Бэгби опубликовал свою версию реконструкции звучания эпоса[10]. В 2006 году запись концертного выступления была издана на DVD и стала доступна широкой аудитории[11]. В 2015 году Бэгби исполнил свою программу в Малом зале Московской Консерватории[12].

"Беовульф": краткое содержание по главам.

Введение и экспозиция. Часть первая Введение и знакомство с персонажами и ситуацией, в которой они находятся, занимают около 200 строк песни. Как и многие другие эпосы ранней европейской литературы, с достаточно подробного описания ситуации начинается и поэма о Беовульфе. Краткое содержание первых строк выглядит следующим образом. В первых куплетах автор знакомит читателей с великими королями древности, которые правили славным датским народом. На их место пришел могучий король Хротгар, под чьим руководством королевство росло и процветало. Хротгар построил огромный зал для пиршеств и много дней подряд датские воины весело праздновали в нем. Шум и грохот веселья привлекли внимание жестокого болотного монстра по имени Грендель. Сначала обозленный Грендель утащил и сожрал 300 славных воинов, затем стал приходить каждую ночь, пока великий зал не стих и потемнел, став больше похожим на склеп, чем праздничный холл. Горько сожалел Хротгар о потерянных воинах, но, зная о неимоверной силе чудовища, не смел просить своих подданных сразиться с Гренделем. Часть вторая: знакомство с главным героем Слух о бедствиях, обрушившихся на датских сородичей, дошел до короля Хигелака, правящего над Гаутами. Могучий племянник короля Беовульф вызвался уйти в плаванье с целью помочь Хротгару победить монстра. Беовульф собрал дружину из четырнадцати воинов и отправился в путь. Приплыв к берегам Дании, Беовульв с товарищами направляется ко двору Хротгара. Встречающиеся на пути люди поражены статью и силой причаливших воинов и надеются на их помощь. Большая часть сотни строк, знакомящих читателя с Беовульфом, посвящена описанию доспехов и оружия Гаутской дружины. Представленное в статье краткое содержание «Беовульфа» не уделяет внимания описательным сценам, хотя стоит отметить, что оружие удостаивается особого внимания автора на протяжении всей песни. Битва с Гренделем. Часть первая Грендель – один из трех могучих противников, битва с которыми составляет основную часть поэмы «Беовульф». Содержание битвы из-за объема строк удобно разделить на две части. Беовульф, приплыв на помощь Хротгару в час нужды, дарит надежду датчанам и пробуждает в них дух веселья. Хротгар знаком с подвигами могучего гаута и на пиру в честь героя обещает Беовульфу в случае победы множество дорогих даров и все, о чем воин только попросит. Однако не все подданные датского короля настроены благожелательно. Завистливый Унферт умаляет силу и славу Беовульфа, предсказывая его гибель в поединке с болотным чудовищем. Беовульф, несмотря на свою молодость и неопытность в дипломатических делах, не идет на поводу у навязчивого Унферта и достойно отвечает задире. Часть вторая: схватка с чудовищем Воины заканчивают пир рано и оставляют гаутскую дружину в большом праздничном холле в ожидании Гренделя. Беовульф идет ко сну без доспехов и оружия, поскольку знает, что монстра можно одолеть лишь равной силой и умением. В середине ночи Грендель врывается в зал и хватает одного из воинов. Проснувшись, Беовульф сразу бросается на противника и крепко хватает его за огромную лапу. Бой с Гренделем тяжел и долог, чудовище массивнее и сильнее воина, но, несмотря на это, Беовульф ни разу не ослабил железную хватку на лапе Гренделя. Уже под утро уставший от схватки монстр совершает неловкое движение и Беовульф с силой тянет его лапу, которая с хрустом отрывается от тела. Испуганный Грендель убегает в свое болото, где и погибает от раны. Рука чудовища остается в холле и Беовульф вручает ее в дар Хротгару. Битва с матерью Гренделя После славной и тяжелой победы над ГренделемБеовульф удостаивается заслуженных похвал, богатых даров и благодарности Хротгара и всех датских воинов. Все садятся пировать и праздновать и не ожидают прихода разъяренной матери Гренделя, которая врывается в зал и хватает ближайшего друга и советника Хротгара. Будучи слабее и осторожнее сына, она сразу убегает к себе в болото, таща за собою жертву. Король опечален и просит Беовульфа в очередной раз оказать помощь датскому королевству. Славный гаут готов последовать за монстром в болото, но перед этим надевает свои непробиваемые тяжелые доспехи и берет с собой древний меч, способный рассечь что угодно. В случае своей смерти Беовульф просит Хротгара отправить дары Хигелаку. Собравшись, гаутский воин идет по кровавому следу к болоту и ныряет вглубь. Целый день опускается Беовульф на дно, сражаясь с болотными чудовищами. Благодаря доспехам, воин достигает дома Гренделя в целости и сохранности. Там, на дне болота, над телом своего сына сидит разъяренная мать. Она сразу же нападает на Беовульфа, обхватывая его своим чешуйчатым телом и не позволяя свободно наносить удары. Те выпады, которые умудряется сделать воин, не наносят чудовищу никакого вреда. Вспомнив про могучий меч, Беовульф ослабляет хватку противника и наносит единственный удар, мгновенно отрубая голову чудовищу. Только через несколько дней поднимается Беовульф на поверхность болота, где его ждут уже отчаявшиеся товарищи и Хротгар. Увидев отрубленную голову монстра, король восхваляет силу и доблесть Беовульфа и благодарит его за оказанную службу. На пиру в честь второй победы Хротгар слагает песнь о храбрости гаутского воина и обещает, что подвиги его не забудутся во веки веков. Битва с драконом. Часть первая Героям средневековых эпосов редко удается достичь старости, особенно это касается произведений, основанных на скандинавской мифологии, где основной целью воина является смерть в славном бою, гарантирующая герою место в Вальхалле. Поучаствовав во многих битвах и умножив свою воинскую славу, Беовульф вынужден занять трон своего дяди Хигелака. Под его управлением земля гаутов процветает и богатеет. Много лет правит Беовульф своим королевством и охраняет безопасность своих подданных. Вот он уже стар и чувствует, что близок конец славной жизни. Все, о чем просит бывалый воин – покинуть этот мир в бою и заслужить Вальхаллу. Недалеко от королевского двора незадачливый прохожий нашел клад, охраняемый спящим драконом. Не зная о последствиях, он взял из кучи драгоценностей всего один небольшой кубок, но дракон, почуяв кражу, пробудился и стал нападать на соседние поселения. Слух о крылатом змее очень скоро достиг Беовульфа, который дал клятву до последних своих дней защищать подданных от любой напасти. Король приказывает сковать себя тяжелый щит для защиты от драконьего пламени и готовится к последнему, как он чувствует, бою в своей жизни. Часть вторая: героическая смерть Беовульфа Взяв в проводники того самого злополучного вора и снарядив небольшой отряд, король гаутов храбро идет навстречу своей судьбе. На пути к логову змея воины сталкиваются с огненным ручьем, через который невозможно перебраться. Беовульф громким кличем выманивает дракона на бой. Увидев страшного огнедышащего змея, воины бегут вон, оставляя своего короля. Лишь храбрый молодой Виглаф остается подле Беовульфа. Старый воин наносит дракону удар мечем, но сила его уже не та, и от непробиваемой чешуи змея меч раскалывается пополам. Дракон прокусывает шею Беовульфа и из раны льется кровь. Верный Виглаф, желая помочь своему королю, наносит дракону удар в живот, при этом обжигая себе руку. Собрав последние силы, король вонзает длинный кинжал в бок змея с такой силой, что чудовище падает замертво. Беовульф снова одержал победу, однако рана его оказалась смертельной. В свои последние мгновения король благодарит Богов за освобожденные сокровища и завещает Виглафу свой трон и ответственность над народом. Заключение Последняя воля славного Беовульфа – сжечь его тело на берегу моря и насыпать над пеплом огромный курган, который будут видеть моряки, причаливающие к берегам королевства. Струсившие воины, поникнув, возвращаются к месту гибели короля, где отчаявшийся Виглаф все еще пытается его оживить. Молодой наследник трона горько отчитывает дружину за их трусость и говорит, что этот слабохарактерный поступок принесет много горя гаутскому народу теперь, когда Беовульф уже не может их защитить. Виглаф предсказывает войны с соседними племенами, которые только и ждали кончины гаутского короля. Народ огорчен и подавлен вестью о смерти Беовульфа. Его тело сжигают на ритуальном костре, и людской плач заглушает рев пламени. Курган над телом короля насыпают на утесе, который спускается в самое море.

Героичный эпос балада о Робине Гуде.

Робин Гуд (английской RobinHood) — это герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По рассказам, действовал со своим отрядом в лесах возле Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. Лицо прототипа этих баллад и легенд не установлено. Вероятно, что он жил в начале XIV столетия, во время правления короля Эдуарда II, или даже позднее: в одной из баллад действует королева Кэтрин, которую иногда отождествляют с Екатериной Арагонской (1485—1536). Тем не менее в данное время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII столетия (т.е. был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного). В пользу первой версии и против версии Скотта говорит ряд исторических деталей: так, соревнование по стрельбе из лука начали проводиться в Англии не раньше XIII столетия.

Баллады о Робин Гуде были записаны еще в XIV столетии, которое обусловило сравнительно небольшую вариативность сюжетов. В одной из полнейших сборников английских баллад, опубликованных Френсисом Чайлдом в XIX столетии, насчитывается 40 произведений о Робин Гуде.

По одной из версий Робин был свободным ремесленником или крестьянином, в других версиях он предстает несправедливо обездоленным дворянином. Родиной Робин Гуда называют поселок Локсли, по названию которого иногда именуют и самого Робина. Его лесная армия насчитывает несколько десятков вольных стрелков. Все они - отличные стрелки, смелые, находчивые и по-своему благородные люди. Наиболее популярными героями этого эпоса вместе с самим Робин Гудом есть его помощники Маленький Джон и Брат Тук (встречается вариант Так) и его жена Мерион. Главными неприятелями разбойников есть ноттингемский шериф и рыцарь Гай Гисборн.

Робин Гуд - один из немногих, вместе с королем Артуром, легендарных героев английских баллад, которые вышли за рамки фольклора и стали важной культурной реалией, - на темы баллад о нем пишутся литературные произведения, ставятся спектакли, снимаются многочисленные фильмы и тому подобное.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!