Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева, комментарии Л. А. Дмитриева и Л. А. Ольшевской 32 страница



[138] ...и пришед въ Печерьский монастырь, и бысть мних, в л ѣ то 6614, февруариа 17. — Β одном из сборников кирилло-белозерского книгописца Ефросина, где Святослав ошибочно назван «сыном Мстислава, внуком Юрия Черниговского», содержится неизвестная редакция сцены отречения князя от мирской жизни. Святослав Давыдович обращается κ боярам с речью ο «суете света», его невидимо постригают в монахи «Спас со ангелы». См. Каган М. Д., Понырко Η. Β., Рождественская Μ. Β. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина. — ТОДРЛ, т. 35, Л., 1980, с. 125.

[139] ...брата его Изяславъ и Владимеръ... — Владимир Давыдович княжил в Чернигове с 1139 по 1151 год. Был убит в битве на реке Руте, выступая на стороне Юрия Долгорукого, когда произошло столкновение Юрия с Изяславом Мстиславичем за киевское княжение. Изяслав Давыдович занял черниговский стол в 1151 году, после смерти Владимира. Β 1154 году сел на киевский стол, в 1155 году уступил его Юрию Долгорукому. Β 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, вновь стал киевским князем. Β 1161/62 году был убит в междоусобной войне за Киев с Ростиславом Мстиславичем (сын Мстислава Владимировича, князь смоленский, затем киевский, до 1169 года). По свидетельству Симона, братья были недовольны пострижением Святослава в Киево-Печерском монастыре, тем, что, став монахом, он выполнял тяжелую и грязную работу: служил истопником в монастырской поварне, был привратником, работал в трапезной, строил келью и сажал сад. После смерти Святоши его вещи, обладавшие, по монастырскому преданию, чудотворной силой, были переданы Изяславу Давыдовичу.

[140] ...сего пути въждел ѣ , разв ѣ Варлаама, игумена бывшаго зд ѣ ? — См. сноску 50.

[141] Сил ѣ бо... в немощи подобно съвръшитися. — Ср. 2 Кор. 12, 9.

[142] Не суть бо страсти нын ѣ шнего времени точнии будущей слав ѣ , хотящей явитися в нас. — Ср. Рим. 8, 18.

[143] ...на сметиищи сед ѣ ти — съ Иевомъ ся творя царствие. — Иов — библейский персонаж, являющийся примером терпения и преданности Богу в постигших его несчастиях, в конечном счете был возвышен и вознагражден за все свои страдания. Пораженный проказой, «взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» (см. Иов. 2, 4—8).

[144] ...якоже древле Илиа Елис ѣ ови милотъ... — Милоть — плащ из овечьей шкуры, овчина. Елисей — пророк, сподвижник пророка Илии. Когда Илия был вознесен в огненной колеснице на небо, его милоть упала к ногам Елисея как знак духовной преемственности Елисеем земной миссии Илии (см. 4 Цар. 2, 1 —15).

[145] В ѣ сть же и зв ѣ ръ по возшествии солнца събратися, на ложих своихъ да лягуть... и горлица гн ѣ здо себ ѣ , ид ѣ же положить птенца своа... — Ср. Пс. 103, 22 и 83, 4.

[146] ...прося соб ѣ на благословение креста, иже у паремантии его... — Парамандия (параманд) — четырехуголъный плат с изображением креста и других знаков страдания Христа, носимый монахами на груди и плечах.

[147] ...дасть же игуменъ власяницу... — Власяница — одежда из грубой шерстяной ткани или необработанного волоса, надеваемая на тело для «усмирения плоти».

[148] ...и тако убиенъ бысть в рати... — См. сноску 139.

[149] ...что пишет блаженный Иоанъ, иже в Л ѣ ствици: «Жидовинъ жадаеть брашна, да празнуеть по закону». — Иоанн Лествичник, синайский подвижник VI века, автора книги, в которой представлено тридцать ступеней (отсюда ее название «Лествица», т. е. лестница) духовного восхождения κ совершенству (см. Лествица 14, 7).

[150] ...блаженнаго Евагриа... — Евагрий Понтийский (конец IV — начало V века), сын священника в Иборе, был посвящен в диаконы Григорием Богословом в Константинополе и стал его учеником. Жил в Иерусалиме и Нитрийской пустыне. Известен как автор ряда сочинений ο монашестве.

[151] ...азъ тя прославлю въ царствии Сына своего, убогыа бо всегда имате съ собою. — Мф. 26, 11.

[152] ...великий аггельский образъ... — высшая ступень монашества, великая схима.

[153] Ему же възревнова юноша, и мало своего злата приложивъ, насл ѣ дникъ бысть всему им ѣ нию его. — Имеется в виду 281-е «слово» Синайского патерика: юноша, подмастерье золотых дел мастера, делая по заказу богача-вельможи золотой крест для церкви, добавил из благочестивых побуждений κ данному заказчиком золоту немного собственного золота, скрыв это. Когда открылась истина, вельможа усыновил юношу и сделал его своим наследником.

[154] «Приложу на всяку похвалу твою»... — Пс. 70, 14.

[155] «Прославляющаа мя прославлю». — 1 Цар. 2, 30.

[156] «Обещайтеся бо... Господеви — въздатите». — Ср. Пс. 75, 12.

[157] «Уне бо есть не обещатися, нежели обещавшуся, не въздати». — Ек. 5, 4.

[158] ...и съ Иовомъ рци: «Господь дасть, Господь взять». — Иов. 1, 21.

[159] ...никогдаже подаде ни единоа цаты... — Цата — мелкая монета.

[160] «Възверзи на Господа печаль свою, и тъй тя препитаеть». — Пс. 54, 23.

[161] «Аще бы еси благодарилъ Бога ο сем, и се бы ти вменилося, якоже Иову». — Β Книге Иова, входящей в состав учительной части Ветхого завета, рассказывается, как Бог, испытывая веру и терпение Иова, насылал на него и его семью беды и болезни. За все выпавшие на его долю страдания Иов благодарил Господа, за что Бог вернул ему благосостояние, даровал многочисленное семейство, покой и здоровье (см. Иов 42, 10—17).

[162] «Господь дастъ, Господь взятъ... Буди имя Господне благословено във ѣ кы!» — Ср. Иов. 1, 21.

[163] ...старець, иже въ Патериц ѣ молился Богови, да приидут на нь разбойници... и вся сущаа в руц ѣ их предасть. — Имеется в виду 294-е «слово» Синайского патерика: старец, κ которому в келью пришли разбойники и все забрали, отдал им и не замеченную ими вещь. Другой старец, услышав об этом, стал молить Бога, чтобы и κ нему пришли разбойники. Его молитва была услышана, и он с радостью отдал все имеющееся у него пришедшим грабителям.

[164] ...якоже Афонасей Затворникъ свед ѣ тельствова. — См. 19-е «слово» Киево-Печерского патерика.

[165] ...диаволъ, иже всегда рыкаеть, яко левъ, ища кого поглотити... — Ср. 1 Петр 5, 8.

[166] ...убояхомся Бога, р ѣ кшаго: «Оставите — оставятся вам». — Ср. Лк. 6, 37—38; Мф. 7, 1.

[167] «Всякъ, гн ѣ ваяся на брата своего без ума, повиненъ есть суду». — Мф. 5, 22.

[168] Ефр ѣ м — Ефрем Сирин — церковный писатель IV века, автор толкований Священного писания, песнопений и статей, обличающих ереси.

[169] «Да не зайдет солнц ѣ въ гнев ѣ вашем». — Ср. Еф. 4, 26.

[170] Ο Никит ѣ затворници, иже по семъ бысть епископъ Новуграду. — Никита был монахом Киево-Печерского монастыря. Β 1096 году он был возведен киевским митрополитом Николаем в сан епископа Новгородского. Никите приписывается чудесное спасение Новгорода от засухи и пожара в 1098 году. Он благословил Антония Римлянина на создание в Новгороде Антониева монастыря. Скончался в 1108 году, причислен κ лику местночтимых новгородских святых.

[171] «...да не възнесься, низъпадеши». — Ср. Сирах. 1, 30.

[172] «Дн ѣ сь убиенъ бысть Гл ѣ бъ Святославичь в Заволочии...» — Глеб Святославич, сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, княжил сначала в Тмутаракани, а потом в Новгороде. Убит в 1078 году. Заволочье — новгородская область (Двинская земля).

[173] «...посли сына своего Святоплъка на столъ Новугороду». — Святополк II Изяславич, сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий киевский князь (1093—1113).

[174] ...Бытие, Исход, Левгиты, Числа, Судии, Царства и вся Пророчества по чину... — Ветхозаветные книги Бытие, Исход, Левит, Числа приписываются пророку Моисею. Β них рассказывается ο сотворении мира и излагается библейская история от Адама до основания Израильского царства и вавилонского плена. Под «Пророчествами» подразумеваются книги больших пророков — Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и малых — Осии, Иоиля, Амоса, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии, Малахии.

[175] ...съ святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту. — Точное время канонизации Никиты Новгородского неизвестно. Существует предположение, что это произошло до макарьевских соборов 1547 и 1549 годов. Мощи Никиты были открыты в 1558 году и положены в новгородском Софийском соборе.

[176] ...Лавр ѣ нт ѣ й... въсхоте в затвор внити. Сему же святии ти отци отнудь же не повел ѣ ша сего сътворити. — Из рассказа Патерика ο Лаврентии, а также из «слов» об Исакии и Никите, видно, что в игуменство Феодосия и Никона затворничество и юродство в монастыре не поощрялись. Лаврентий «вошел в затвор» в княжеском Дмитровском монастыре, который соперничал с Киево-Печерским.

[177] ...иже пръвый бысть у князя Всеволода... — Имеется в виду Всеволод Ярославич. Еще при жизни Ярослав Мудрый дал «ряд» на княжение своим сыновьям: старший, Изяслав, получал Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль-Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро. После смерти отца эти три князя заключили союз и совместно вели военные действия против внешних врагов, согласовывали свою внутреннюю политику. Β 1068 году они выступили против половцев и в битве на реке Альте (приток реки Трубеж на юго-восток от Киева) потерпели поражение. Это вызвало восстание киевлян, потребовавших дать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами. Изяслав на это не решился и был изгнан киевлянами, посадившими на княжеский стол Всеслава Полоцкого, который находился в это время в заточении в Киеве, плененный в междоусобной распре Ярославичами. Изяслав бежал в Польшу, откуда вернулся в 1069 году и снова занял киевский стол. Β 1073 году триумвират Ярославичей распался. Святослав в союзе с Всеволодом изгнал из Киева Изяслава, который бежал в Польшу. На киевский стол сел Святослав Ярославич. После смерти Святослава (1077) киевский стол получил Всеволод Ярославич, но он добровольно уступил его Изяславу, а сам сел в Чернигове. После гибели Изяслава в междоусобной войне (1078) Всеволод Ярославич занял киевский стол и княжил до 1093 года.

[178] «Иже аще и смертно что испиють... здрави будуть». — Мр. 16, 18.

[179] ...разбол ѣ вся князь Владимерь Всеволодовичь Мономах... — Β описываемый Поликарпом период Владимир Мономах княжил в Чернигове (1076—1077, 1078—1094).

[180] ...посылаеть молбу къ Ивану, игумену Печерьскому... — Иоанн был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1088/89 года, после смерти Никона. Подробнее см. сноску 30.

[181] «Никоторый же пророкъ приятенъ есть въ отечествии своемь». — Лк. 4, 24.

[182] Се же речеся въ 15 л ѣ то твоего игуменства, еже не бысть помяновениа 100 и 60 л ѣ т... — На основании этого свидетельства (в сопоставлении с предшествующим сообщением, в Повести временных лет под 1074 годом, что жития первоподвижников Печерского монастыря «Нестеръ въ Лѣтописци написа», — и началом игуменства Акиндина — 1224 год) ряд исследователей Патерика датирует сочинения Поликарпа 1234—1239 годами.

[183] ...«радость бываеть на небеси ο единомъ гр ѣ шници кающемся»...— Ср. Лк. 15, 10.

[184] «Не съкрывайте себ ѣ съкровища на земли, ид ѣ же татие подкоповають и крадуть... Идеже бо... съкровище ваше, ту и сердца ваша». — Ср. Мф. 6, 19—21; Лк. 12, 34.

[185] «Богъ бо непоругаемъ бываеть...» — Гал. 6, 7.

[186] ...князь Ростислав Всеволодичь... идый противу ратнымъ половцемь съ братомъ своимъ Владимеромъ. — Во время нашествия половцев в 1093 году (воспользовавшихся смертью Всеволода Ярославича) в союзе против них выступили Святополк Изяславич, занявший киевский стол, Владимир Мономах, княживший в это время в Чернигове, и младший брат Владимира Ростислав Всеволодович, княживший в Переяславле.

[187] Не въсхот ѣ благословениа... възлюби клятву, и прииде ему. — Ср. Пс. 108, 17.

[188] ...Ростиславъ же утопе съ всими своими вои по словеси святаго Григориа. — Решающая битва в войне русских с половцами 1093 года произошла у города Треполя (недалеко на юг от Киева), на реке Стугне. Потерпев поражение, русские, отступая, должны были переправляться через Стугну. Во время переправы погибло много русских воинов. О гибели Ростислава Всеволодовича (1070—1093), утонувшего на глазах у старшего брата, Владимира Мономаха, поэтически-сочувственно рассказано в Слове ο полку Игореве. Автор летописной статьи 1093 года в Повести временных лет разделяет печаль с матерью князя и всеми людьми, оплакивающими Ростислава «юности его ради». Β «слове» Поликарпа гибель Ростислава в водах Стугны — «божественное наказание» за мученическую смерть печерского монаха Григория.

[189] «Имже бо... судомъ судите — судиться вамъ, в нюже м ѣ ру м ѣ рити — възм ѣ рится вам». — Мф. 7, 2.

[190] ...стужаша ему, глаголюще: «Мсти мене от суперника моего». — Имеется в виду евангельская притча «о судье неправедном», который решил защитить вдову, чтобы она не приходила больше докучать ему своими просьбами (см. Лк. 18, 1—8).

[191] ...яко сътворит Господъ въскор ѣ рабомъ своимъ отмщение... — Ср. Лк. 18, 8.

[192] «Мн ѣ месть, и азъ отмщу». — Рим. 12, 19.

[193] «И не приобидите единого от сих малыхъ... Отца моего, иже есть на небес ѣ хъ». — Ср. Мф. 18, 10.

[194] «Яко праведенъ Господь правду възлюби, и праваа вид ѣ лице его». — Пс. 10, 7.

[195] Сицева бо гордымъ отмщениа, имже Господъ противится, смиреным же даеть благодать. — Ср. 1 Петр 5, 5.

[196] ...и обладанъ бысть оттоле родъ челов ѣ чь страстию... и боримы есмы всегда. — Имеется в виду библейский рассказ ο сотворении человека и грехопадении Адама.

[197] «...и не предасть нас в ловитву зубомъ ихъ». — Пс. 123, 6.

[198] ...сий бо боли Иосифа... — По библейскому преданию, Иосиф — любимый сын патриарха Иакова от его жены Рахили. Был продан братьями купцам, направлявшимся с торговым караваном в Египет. Здесь он стал рабом начальника стражи фараона Потифара, жена которого сначала пыталась соблазнить Иосифа, а затем оклеветала его перед мужем. Иосиф был заточен в темницу, но за проявленную мудрость в истолковании снов освобожден и приближен κ фараону. Ему удалось спасти население Египта от голода и помочь хлебом своим родным в земле Ханаанской, которые позднее переселились на плодородные земли Египта. Перед смертью завещал похоронить его в земле предков, что выполнил Моисей во время исхода евреев из Египта. За красоту, телесную и духовную, Иосиф прозван «Прекрасным». См. Быт. 30; 37—50.

[199] ...егоже убиша съ святым Борисом на Алт ѣ и главу его отр ѣ заша златыа ради гривны. — Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом по приказанию Святополка в 1015 году.

[200] ...и прииде ко Предслав ѣ , с ѣ стры Ярославли... — Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 году попала в плен κ польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей.

[201] ...и прииде пакы со Бол ѣ славомъ, и изгна Ярослава, а самъ с ѣ дъ въ Киев ѣ . — Β 1016 году произошло первое столкновение Ярослава Мудрого со Святополком Окаянным, окончившееся победой Ярослава и бегством Святополка в Польшу. Β 1018 году Святополк при помощи польского короля Болеслава I Храброго (Святополк был женат на его сестре) снова захватил киевский стол. Польские войска, пришедшие с Болеславом и Святополком, были размещены «на покорм» по киевским городам. Против поляков начались народные выступления, и в том же 1018 году Болеслав с остатками своего войска и русскими пленниками вернулся в Польшу.

[202] Адам пръвозданный, жен ѣ покорився, из раа изгнанъ бысть. — См. Быт. 1—3.

[203] Самсонъ, силою паче вс ѣ пресп ѣ въ... женою преданъ бысть иноплеменникомъ. — Самсон — сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физичеекой силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у пленного Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги описаны в Книге Судей (13—16).

[204] ...Соломонъ премудрости глубину постигъ, жен ѣ повинувся, идоломъ поклонися. — Соломон — сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в израильско-иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, или Проповедник, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть κ роскоши и чувственным удовольствиям, особенно κ вину и женщинам. Β гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Вт. 17, 17;З Цар. 4, 20—34 и 11, 1—8.

[205] ...Ирод многы поб ѣ ды сътворивъ, посл ѣ ди же жен ѣ поработився, Предтечю Иоанна усекну. — Имеется в виду Антипа Ирод, сын Ирода Великого, управлявший Галилеею и Переею (4—39 гг.), четвертою частью Иудейского царства, поэтому его называли «Четверовластником». Влюбившись в жену своего брата, Иродиаду, Антипа всецело попал под влияние этой жестокой женщины: развелся со своей женой и вступил в связь с Иродиадой, за что был обличен Иоанном Крестителем. На пиру за пляску дочери Иродиады Саломии, выполняя обещание, велел обезглавить Иоанна Предтечу, а его голову на блюде принести в награду девушке. Вскоре после этого Антипа Ирод потерпел поражение от Ареты и был выслан из Рима на юг Франции, где кончил жизнь в уединении, бедности и неизвестности (см. Мф. 14, 1—11; Мр. 6, 17—28).

[206] «Сего ради оставить челов ѣ къ отца своего и матерь... н ѣ ста два, но плоть едина». — Мф. 19, 5—6.

[207] Апостолъ же... велить второму браку причитатися. — Ср. 1 Кор. 7, 8—9.

[208] Кто же ли от пръвыхъ и донын ѣ възгнушася жены... Авраамъ, Исакъ, Ияковъ? — Речь идет ο ветхозаветных патриархах: Аврааме — родоначальнике еврейского народа, его сыне от жены Сарры Исааке и внуке Иакове (Израиле), сыне Исаака от жены Ревекки. Сарра, Ревекка и Рахиль, вторая жена Иакова, долгое время были бесплодными, их сыновья — «моленные», «богоданные». Потомство Авраама и Иакова многочисленно: у первого от жен и рабыни было 8 сыновей, у последнего — 12, любимый из которых Иосиф, сын Рахили. См. Быт. 11—30.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!