Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева, комментарии Л. А. Дмитриева и Л. А. Ольшевской 31 страница



[87] ...Нифонт ѣ , бывшу епископу Новагорода... — Известно, что Нифонт принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее (1124—1131). Β 1130 году он был посвящен в новгородские епископы киевским митрополитом Михаилом. Выполнял миссию посредника в примирении киевлян с черниговцами (1135), новгородцев с суздальцами (1148). Когда в 1136 году из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, епископ стал главой исполнительной власти в республике. Β 1140 году ездил «по князи» в Киев; в 1154 году ему удалось «ввести» на новгородское княжение сына Юрия Долгорукого Мстислава. Нифонт отказался признать законными выборы на соборе русских епископов митрополита Климента (1147), за что был заточен в Печерском монастыре князем Изяславом Мстиславичем (1149). За провизантийскую политику Нифонт заслужил благодарственную грамоту константинопольского патриарха Николая IV Музалона, а также титул архиепископа, что освобождало от прямого подчинения киевской митрополии. Во время епископства Нифонта в Новгороде были построены церкви Успения на Торговище (1135/36), Климента на Ладоге (1153), Саввы Освященного на Савиной улице и Спасский собор в Пскове (1154). Ему приписывается основание Спасо-Мирожского монастыря. Как новгородский епископ Нифонт был связан с Антонием Римлянином и летописцем Германом Воятой. Β 1155—1156 годах Нифонт находился в Киеве, куда прибыл для встречи возвращавшегося из Константинополя нового митрополита Константина, здесь он заболел и умер. Β Ипатьевской летописи дана высокая оценка религиозно-политической деятельности Нифонта, он назван «поборником всей Русской земли». Летописная заметка ο видении и смерти новгородского архиепископа Нифонта, читающаяся в Ипатьевской летописи под 1156 годом, была включена в Киево-Печерский патерик редактором Кассианом в 1460 году, так как, по монастырскому преданию, Нифонт был собирателем сведений по истории лавры, а возможно, и составителем рассказов ο печерских святых. Β Кассиановской второй редакции патерика (1462 г.) «слово» ο Нифонте Новгородском помещено не в конце памятника, а между летописным сказанием ο печерских первоподвижниках и посланием Симона; в нем изменен порядок следования частей: сначала сообщается ο прибытии Нифонта в Киев для встречи нового митрополита и ο вражде его с Климентом (Климом), затем ο видении и смерти. По мнению А. А. Шахматова, «слово» ο Нифонте в его древнейшей редакции было взято Кассианом из Печерской летописи, однако эту перестановку можно объяснить и действием хронологического принципа расположения материала в Патерике 1462 года. Похороненный в Киево-Печерской лавре, Нифонт был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1549 года. Β печатных редакциях Патерика XVII века есть Житие Нифонта Новгородского, составленное на основе летописных известий; оно помещено среди произведений, написанных владимиро-суздальским епископом Симоном.

[88] ...в Русию идет Константин-митрополит...— Константин I был рукоположен в киевские митрополиты в 1155 году в Константинополе как опытный богослов, знакомый с положением дел в русской церкви. Патриархия была обеспокоена возможностью раскола русской церкви, где часть епископов признала законность поставления мнтрополита из русских без санкции Константинополя, часть выступила против решения собора 1147 года. Прибыв в Киев в 1156 году, Константин начал борьбу со сторонниками Климента Смолятича, его предшественника на митрополии, однако ему не удалось подчинить своей власти все русские епископии. Когда Киев захватил сын князя Изяслава Мстиславича, покровителя Климента, Константину пришлось бежать в Чернигов (1158). Чтобы не допустить раскола церкви, русские князья заключили соглашение, по которому ни Климент, ни Константин не признавались митрополитами, и просили Константинополь ο назначении нового главы русской церкви. Вскоре после этого решения Константин умер в Чернигове(1159).

[89] ...любовъ же имаста съ княземь Святославом съ Олговичем... — Святослав Ольгович был новгородским князем с 1135 по 1138 и с 1139 по 1141 годы, принимал активное участие в борьбе с Изяславом Мстиславичем на стороне Юрия Долгорукого, с 1154 по 1164 год — князь Черниговский.

[90] ...Св ѣ тлыа нед ѣ ли. — Пасхальная неделя.

[91] Послание... епископа Симона Владимерьскаго и Суздальского κ Поликарпу, черноризцю печерьскому. — Симон (около 1166—1226) был монахом Киево-Печерского монастыря, позднее игуменом Рождественского монастыря во Владимире и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо). Β 1214 году он стал владимиро-суздальским епископом. Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липицкой битве (1216) князь Юрий Всеволодович был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, Симон последовал за княжеской семьей в городец Радилов, оставив епископию. Β 1217 году он сопровождал Юрия Всеволодовича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переехал вместе с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел. Симон возвратился на епископию только после смерти Константина (1218) и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодовича. Церковно-политическая и литературная деятельность Симона была направлена на укрепление позиций Владимиро-Суздальского княжества в государственной и культурной жизни страны, на «освящение» власти представителей рода Мономаховичей. Симон был человеком «учительным», книжным. Он создал ряд произведений, легших в основу Киево-Печерского патерика: Слово ο создании церкви Печерскои, Послание Симона к Поликарпу и рассказы ο печерских подвижниках Онисифоре, Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии. Анализ исторических реалий позволяет определить время создания этих произведений — 1222—1226 годы, что делает несостоятельной попытку отождествить автора Патерика с Симоном, получившим сан епископа в 1160 году и умершим в 1172 году. Поводом для создания Послания Симона κ Поликарпу послужило не дошедшее до нас письмо печерского монаха с жалобами на жизнь в монастыре. Известно, что Поликарп одно время игуменствовал в Козмодемьянском монастыре, скорее всего, не в Киеве, а в Суздале, хотел «игуменити у Святаго Дмитриа» и мечтал ο епископской кафедре, поддерживаемый княгиней Верхуславой, вдовой князя Ростислава Рюриковича, и ее братом — князем Юрием Всеволодовичем. Видимо, с просьбой ο содействии в поставлении на епископию Поликарп обратился и κ Симону. Имея власть над Поликарпом как старший в роде, или духовный учитель, или церковный иерарх, Симон в послании κ Поликарпу осуждает его желание чести и славы, призывает κ смирению. Из текста послания известно, что Поликарп встречался с Симоном и от него слышал рассказы ο святых Киево-Печерского монастыря. Он продолжил труд Симона по созданию Патерика, написав послание κ печерскому архимандриту Акиндину и рассказы ο Никите, Лаврентии, Агапите, Григории, Иоанне, Моисее Угрине, Прохоре, Марке, Феодоре и Василии, Спиридоне и Алимпии, Пимене. Вопрос ο датировке сочинений Поликарпа относится κ числу дискуссионных: они могли быть написаны либо в период с 1214 по 1226 год, во время епископства Симона, либо в конце первой трети XIII века. Β связи с канонизацией святых Киево-Печерского монастыря в XVII веке создаются жития Симона и Поликарпа, которые читаются в издании Патерика 1661 года; здесь Поликарп назван родственником Симона и отождествлен с печерским архимандритом Поликарпом (1164/65—1182/83).

[92] ...Псалтырь чтеши или обанадесять псалма поеши... — Псалтирь — одна из книг Ветхого завета, относящаяся κ разряду учительных. Состоит из 150 (151 — в греческой и славянской Библии) псалмов, песен, восхваляющих Бога, авторство которых приписывается израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI века — около 950 года до н. э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором, Давид пел свои песни.

[93] ...апостолъ Петръ... не от церъки ли бывающиа молитвы избавиша его от руку Иродову? — См. коммент. κ словам «и на семь камени съгради Господь церковь сию» (сноска 23). Β Деяниях апостолов рассказывается, что Ирод заключил Петра в темницу под крепкую стражу. «Церковь, — говорится здесь, — прилежно молилась ο нем Богу». Ночью κ Петру явился ангел и вывел его из темницы. Ср. Деян. 12, 3—11.

[94] «Единою прошу у Господа... да зру красоту Господню и пос ѣ щаю церковь святу его». — Пс. 26, 4.

[95] «Дом мой — дом молитвы наречется». — Мф. 21, 13.

[96] «Ид ѣ же бо... два или трие събрании въ имя мое, ту есмь посреди ихъ». — Мф. 18, 20.

[97] ...якоже въ Отечъниц ѣ писано. — Β данном случае имеется в виду эпизод, сюжет которого изложен Симоном, из так называемого Скитского патерика (сборника изречений и повестей из жизни восточных монахов IV—V веков), известного на Руси с XI века.

[98] «Аще убо ясте и пиете — все въ славу Божию творите». — Ср. 1 Кор. 10, 31.

[99] Ты ли еси болши Давида-царя, емуже Семей досаждаше в лице? — Имеется в виду эпизод из Второй Книги Царств (16, 9—І2) Библии. Когда Давид с народом и воинами уходил из Иерусалима, захваченного его сыном Авессаломом, то Семей из рода Саула насмехался над Давидом и его спутниками. Один из слуг Давида, Авесса, сын Саруин, хотел убить Семея, но Давид остановил его, сказав: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида».

[100] ...како Господь нашь смири себ ѣ ... и ο распинающих. его моляшеся. — Ср. Фил. 2, 8; 1 Петр 2, 23; Иоан. 10, 20.

[101] «Молите бо... за врагы ваша... и благословите кленущаа вы». — Ср. Мф. 5, 44.

[102] ...низверъже тя, якоже прежде Сатану съ отступными силами... — Ср. Апок. 12, 9.

[103] ...архимандрыту Акиндину Печерьскому. — Современником Симона и Поликарпа, авторов Патерика, был архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин (1224—1231). Его, начиная с печатных редакций Патерика XVII века, часто отождествляют с другим Акиндином, который с 1156 года был игуменом Печерского монастыря, в 1159 году возведен в сан архимандрита и скончался в 1164 году.

[104] ...море есть и не дръжит в соб ѣ гнилого ничегоже, но изм ѣ щеть вонь. — Ср. Ис. 57, 20; Мф. 13, 48.

[105] «Благо мн ѣ , яко смирил мя еси, да научюся оправданиемь твоимъ». — Пс. 118, 71.

[106] «Никтоже възметь чести ο соб ѣ , но званный от Бога». — Евр. 5, 4.

[107] ...хуждьши есмъ иконома... — Эконом — монах, ведающий хозяйством монастыря.

[108] ...княгини Ростиславляа, Връхуславля... — Верхуслава-Анастасия, дочь князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), жена князя Ростислава Рюриковича (сын великого князя киевского Рюрика Ростиславича), умершего в 1218 году.

[109] ...епискупом или Новугороду, на Онтониево м ѣ сто, или Смоленьску, на Лазарево м ѣ сто, или Юрьеву, на Олекс ѣ ево м ѣ сто. — Β перечне возможных для Поликарпа поставлений на епископию упоминается Алексей Юрьевский, известный как епископ до 1225 года, а также Лазарь Смоленский, который был поставлен в епископы после 1205 года и умер до 1226. Самый известный в перечне — Антоний Новгородский (в миру Добрыня Ядрейкович). По мнению В. О. Ключевского, он был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в 1193 году. Между 1200 и 1204 годами Добрыня совершил путешествие в Константинополь и в Книге Паломник описал достопримечательности этого города до его разгрома крестоносцами. После возвращения из путешествия Добрыня принял постриг в Хутынском монастыре. Был сторонником антисуздальской боярской партии, которая в 1210 году пригласила на княжение в Новгород черниговского князя Мстислава Мстиславича Удалого и, отправив «на поточение» в Торопец новгородского архиепископа Митрофана, поставила на его место Антония. Около 1220 года, в связи с победой суздальской партии в Новгороде, он был вынужден оставить архиепископскую кафедру и до 1225 года был епископом в Перемышле. Когда на новгородское княжение был приглашен черниговский князь Михаил Всеволодович, Антоний возвращается на кафедру в Новгород, но вскоре заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где умирает в 1232 году. Β XVII веке причислен клику святых.

[110] ...послушай Павла, глаголюща κ Тимоф ѣ ю... — Имеется в виду Первое Послание апостола Павла к Тимофею (3-я глава Послания, в которой говорится ο том, каким должен быть епископ).

[111] ...якоже князь Георгий хот ѣ лъ... — Юрий Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), великий князь владимирский с 1212 по 1238 год (погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити).

[112] ...Леонтий, епископъ Ростовъскый... — Леонтий был епископом Ростова с середины до 70-х годов XI века. Ο том, что он был мучеником за веру, сообщается только в послании Симона. Β Житии Леонтия Ростовского, древнем (60-е годы XII века) и популярном памятнике древнерусской агиографии, известном в 12 редакциях и более 200 списках, говорится, что он, крестив ростовцев, «с миром κ Господу отиде».

[113] ...съ онема варягома в ѣ нчася от Христа... — Имеется в виду рассказ Повести временных лет под 983 годом: киевляне, еще язычники, по выпавшему жребию собирались принести своим богам в жертву юношу-варяга, исповедовавшего с отцом христианство. Отец отказался выдать сына, обличая языческих богов и проповедуя христианство. Оба были убиты.

[114] ...Николае и Ефремь — Переяславлю, Исайа — Ростову... Лука — Белуграду, Ефр ѣ мъ — Суждалю. — Среди знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря Симон называет Николая Переяславского (1070-е — 1080-е годы), Германа Новгородского (1078—1096), Мину Полоцкого (1105—1116), Лаврентия Туровского (1182). Ο Исайе Ростовском и Луке Белгородском см. сноску 33. Ο Стефане Владимирском см. сноску 27. Ο Εφреме Переяславском, Марине Юрьевском см. сноску 60. Ο Феоктисте Черниговском см. сноску 61.

[115] ...почти Л ѣ тописца старого Ростовскаго... — По предположению И. П. Еремина, Симон имеет в виду один из не дошедших до нас изводов Повести временных лет, составленный в Ростове и дополненный местными известиями (см. Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков. М., 1957, с. 322).

[116] ...сиа съборныа церьки... юже сам създахъ? — Речь идет ο соборе Рождества Богородицы в Суздале, построенном в 1222—1225 годах князем Юрием Всеволодовичем и освященном Симоном. Ο «соборной церкви, красе Владимира», участие в создании которой принимал епископ Симон, не существует единого мнения. Это может быть Успенский собор, построенный князем Андреем Боголюбским в 1158—1161 годах и перестраивавшийся после пожара в 1185—1189 годах, но, скорее всего, Симон имел в виду центральный собор Рождественского монастыря, который он освящал. Эта фраза в Патерике позволяет датировать послание Симона: оно могло быть написано в период с 1225 по 1226 год, когда умер епископ.

[117] Десятина — сбор в пользу церкви в Древней Руси, составлявший десятую часть княжеских доходов.

[118] Сказание Симона... что ради им ѣ ти тщание и любовъ къ... Антонию и Феодосию Печерьским. — Заглавие имеет общий характер и, скорее всего, относится ко всему циклу рассказов Симона ο печерских святых. Β редакциях Патерика до 1460—1462 годов это «слово» называлось иначе, например, «О лживом мнихе», «Об Онисифоре».

[119] ...при игуменъств ѣ Пиминов ѣ ... — Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря после Тимофея, предположительно с 1132 по 1141 год.

[120] «Азъ есмь рекий Аврааму: двадесяти ради праведникъ не погублю града сего...» — Имеется в виду библейский эпизод (см. Быт. 18, 23—33). Бог говорит Аврааму, что хочет уничтожить за грехи людей город Содом. Авраам спрашивает у Бога, неужели он погубит с грешниками и праведных людей, если их будет пятьдесят? Бог отвечает, что если в Содоме окажется пятьдесят праведников, то он пощадит весь город. Тогда Авраам начинает называть все меньшие и меньшие цифры праведников: сорок пять, сорок, тридцать, двадцать, десять. Сказав, что он пощадит город, если в нем будет хотя бы десять праведников, Бог замолчал и ушел.

[121] Б ѣ бо сий Еустратие плененъ безбожными агаряны... — «Агарянами» в Древней Руси называли кочевников Востока, считая, что они происходят от Авраама и его наложницы-египтянки Агари.

[122] «Проклят всякъ, висяй на древ ѣ ». — Ср. Вт. 21, 23.

[123] И речет ми, яко и разбойнику: «Днесь съ мною будеши в раи». — Β Евангелии от Луки рассказывается, что один из разбойников, рядом с которыми был распят Христос, издевался над Христом и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же укорял первого разбойника за эти слова и просил у Христа благословения. Второму разбойнику Христос предсказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (см. Лк. 23, 43).

[124] «Узрите живот вашь, висящь прямо очима вашима...» — Ср. Вт. 28, 66.

[125] «Пригвоздиша руц ѣ мои... и ο матизм ѣ моей меташа жребиа». — Ср. Пс. 21, 17 и 19.

[126] «Сий день, иже сътвори Господь! Възрадуемся и възвеселимся и во нь!» — Пс. 117, 24.

[127] ...яко субот ваших ненавидить Господь и преложи праздникы ваша в с ѣ тование... — Ср. Ис. 1, 14; Ам. 8, 10.

[128] ...протостраторъ... — первоподвижник.

[129] ...сътвори его епарха. — Эпарх — правитель области, города, наместник.

[130] Корсунь — древнерусское название греческой колонии в Крыму Херсонеса (в настоящее время западная окраина Севастополя).

[131] «Обрати бо ся бол ѣ знь того на главу его, на връхъ того неправда его снидет». — Пс. 7, 17.

[132] «Възми, възми, распни его, кровъ его на нас и на чад ѣ х нашихъ!» — Ср. Лк. 23, 21; Мф. 27, 25.

[133] ...егда начаше кенаникъ п ѣ ти. — Кенаник (причастен) — стих, который поется на литургии во время причащения священнослужителей.

[134] «Тако да просв ѣ тится св ѣ т вашь... и прославят Отца вашего, иже есть на небес ѣ хъ». — Мф. 5, 16.

[135] «Изыди с ѣ ати с ѣ мени своего, ово паде при пути, и другое паде в тернии»... — Имеется в виду евангельская притча ο сеятеле. Ср. Лк. 8, 5 и 7.

[136] «Одебел ѣ сердце людей сих, ушима тяжко слышаше... Господи, кто в ѣ рова слуху нашему?» — Ис. 6, 10 и 53, 1.

[137] Ο преподобнем князи Святоши Черниговском. — Святослав Давыдович Черниговский (ок. 1080—1142) — сын черниговского князя Давыда Святославича, внук Святослава Ярославича, правнук Ярослава Мудрого. Β 1098 году, после разрыва Любечского мирного договора, принимал участие в битве на Рожне поле в составе дружин Святополка Изяславича Киевского против войск Владимира Мономаха и Василька Теребовльского. После поражения бежал вместе со Святополком во Владимир Волынский, а оттуда — в Луцк, куда прибыли послы князя Давыда Игоревича, осадившего Владимир, с просьбой не принимать участия в междоусобице. Святослав дал княжеское слово, целовал крест, но нарушил договор, напал на Давыда и разгромил его войска под Владимиром. Давыд, используя военную помощь половецкого хана Боняка, осадил Святослава в Луцке и принудил κ сдаче города, после чего Святослав был помилован и отпущен к отцу в Чернигов. 17 февраля 1106 года, оставив черниговское княжение, дом и семью, Святослав постригся в Киево-Печерском монастыре под именем Николая. Стал одним из самых авторитетных печерских монахов. Известно, что в 1141 году Святоша участвовал в переговорах между Ольговичами и Мономаховичами по поводу спорных владений. Канонизация его как местночтимого святого относится κ 1643 году, как общерусского — κ 1762 году.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!