Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 17 страница



[157] ...святаго Харитона.— Харитон Исповедник (ум. ок. 350), основатель трех общежительных пещерных монастырей в Палестине.

[158] ...святый Кириякъ Испов ѣ дник...— Кириак Исповедник (V в.), палестинский монах.

[159] …Ксенофонтова сына, Иоаннъ и Аркадие...— Сенатор Ксенофонт (VI в.) послал сыновей в Бейрут изучать философию. Не имея от них вестей, он отправился их разыскивать и нашел в Иерусалиме монахами. После этого и он оставил свет и поселился с женой поблизости от сыновей.

[160] ...всхищен бысть пророкъ Аввакум... и дасть им об ѣ д.— Даниил передает библейское сказание (Дан. 19, 33—39) о том, как шедшего на поле с обедом для жнецов пророка Аввакума ангел перенес из Палестины в Вавилон κ заточенному в ров пророку Даниилу; когда Аввакум Даниила накормил, ангел перенес его обратно на то поле, откуда поднял.

[161] ...12 пророка... Амос и Осий.— Аввакум, Наум, Михей, Авдий, Захария, Иезекииль, Амос и Осия — авторы ветхозаветных книг; Варух — писец пророка Иеремии; Измаил — может иметься в виду сын Авраама от служанки-египтянки по имени Агарь (от которых пошли «агаряне» и «измаилтяне»); Иезекий и Савеиль неизвестны.

[162] ...уби Давыд Голияда.— Имеется в виду библейский рассказ (1 Цар., 17, 4—51) ο том, как юноша Давид камнем из пращи победил в единоборстве тяжеловооруженного гиганта из войска филистимлян по имени Голиаф.

[163] ...мощи... святых мученик...Агаиа Мамила.— Даниил имеет в виду жертвы персидского царя Хосроя, взявшего Иерусалим в 614 г.; их останки, по преданию, похоронила женщина по имени Мамиллия; отсюда — название места погребения.— «Агиа Мамила», то есть «Святая Мамила»; византийский император Ираклий (610—641 гг.) отвоевал Иерусалим у персов в 630 г.

[164] Β тот домъ Захариинъ... плод утробы твоея.— Захарий и Елизавета — родители Иоанна Предтечи; в Евангелии от Луки (1, 39—56) рассказывается ο посещении их Богородицей.

[165] ...въ нюже гору приб ѣ же Иелисавефь... имя м ѣ сту тому — Орани.— Ο бегстве Елизаветы с младенцем Иоанном Предтечей от слуг царя Ирода говорится в апокрифическом Первоевангелии Иакова.

[166] Β ту же гору вб ѣ глъ Давыдъ... от Саула царя.— Β Библии (1 Цар., 22, 1) говорится, что преследуемый Саулом Давид убежал в пещеру Одолламскую.

[167] ...о той Рам ѣ ... яко не суть.— Даниил мог взять эти слова как из Книги Пророка Иеремии (31, 15), так и из Евангелия от Матфея (2, 18), где они процитированы.

[168] И ту Ирод царь... избить святых младенець.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Матфея (2, 13—16) ο бегстве Богородицы с младенцем Христом и обручником ее Иосифом, которому явился ангел во сне и предупредил об опасности, в Египет — чтобы спасти младенца от царя Ирода, узнавшего от волхвов, что в Вифлееме родился царь Иудейский, и старавшегося его убить; с этой целью царь Ирод повелел истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в городе Вифлееме и его окрестностях.

[169] ...до Елъмауса... в преломлении хл ѣ ба.— Согласно Евангелию от Луки (24, 13—31; ср. Мр. 16, 12), воскресший Христос явился апостолам Луке и Клеопе, когда они шли из Иерусалима в село Еммаус, но они его узнали не сразу; лишь в селе они поняли, кто их спутник, по тому, как он благословил, разломил и подал им хлеб; после этого он стал невидим.

[170] ...в той Лидд ѣ Петръ исц ѣ лилъ есть Ению, на одр ѣ лежаща.— Имеется в виду рассказ Деяний апостолов (9, 32—34) об исцелении апостолом Петром в Лидде некоего Енея, восемь лет не встававшего с постели.

[171] Β том град ѣ во Опии святый Петръ апостолъ Тавифу въскресилъ.— Даниил имеет в виду рассказ Деяний апостолов (9, 36—41) ο том, как апостол Петр, за которым послали из Иоппии в соседнюю Лидду по причине смерти одной из его учениц по имени Тавифа, пришел туда и воскресил ее.

[172] Β том же град ѣ постившю Петру... ты не оскверняй.— Даниил пересказывает рассказ Деяний апостолов (10, 11—15) ο видении апостолу Петру спускающегося с неба полотна, наполненного всяческими животными, каковое видение предшествовало появлению посланцев сотника Корнилия, ο котором см. след. коммент.

[173] ...святый Петръ апостолъ крестилъ Корнилия.— Корнилий, римлянин, центурион Италийской когорты, набиравшейся из уроженцев Италии; когорта стояла в Кесарии (Палестинской; Даниил ошибочно называет ее Филипповой); согласно Деяниям апостолов (10), сотнику Корнилию, человеку благочестивому, богобоязненному и милостивому, явился ангел и посоветовал ему пригласить из соседней Иоппии апостола Петра; Петр, явившись, крестил Корнилия, его родственников и близких друзей; это были первые крещенные Петром неиудеи, язычники.

[174] ...отецъ Маркиянъ...— Византийский святой Мартиниан (V в.), подвизавшийся в Палестине около г. Кесарии.

[175] ...о том Капернаум ѣ глаголет пророкъ... и до ада снидеши.— Даниил цитирует здесь — как пророческие — слова Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях от Матфея (11, 23) и от Луки (10, 15); но относятся они там κ Капернауму Тиввериадскому, у Даниила же применены κ одноименному городу на средиземноморском побережье.

[176] Ис того бо града изити хотяшеть антихристъ.— Источник этого поверья неизвестен.

[177] ...святый пророкъ Илиа жилъ есть в пещер ѣ ... по Господи Боз ѣ моем.— Пророк Илия, согласно Библии (3 Цар., 17, 3—6), скрывался от царя Ахава у потока Хорафа близ Иордана, куда вороны приносили ему хлеб и мясо. Жрецов же Вааловых, которым покровительствовала Иезавель, дочь царя Сидонского, жена царя Ахава, Илия собрал на горе Кармил, а заколол у потока Киссон.

[178] ...Илиа пророкъ въскресилъ сына вдовича.— По Библии (3 Цар., 17, 7—22), когда поток Хорафа, где скрывался пророк Илия, высох, он пошел в Сарепту Сидонскую и жил там во время голода у вдовы; у этой вдовы умер сын, и пророк Илия его воскресил.

[179] ...до Вирита града...— город Бейрут.

[180] ...Ксенофонтова сына... учить философии.— Сенатор Ксенофонт (VI в.) послал сыновей в Бейрут изучать философию. Не имея от них вестей, он отправился их разыскивать и нашел в Иерусалиме монахами. После этого и он оставил свет и поселился с женой поблизости от сыновей.

[181] ..Адекия...— Древняя Лаодикия, служившая морской гаванью для Антиохии.

[182] ...князь Иерусалимьский Балдвинъ...— Балдуин I (1100—1118 гг.), первый король Иерусалимского королевства крестоносцев.

[183] ...до Гельвуньских горъ... и сынъ его Анафанъ ту же убиен быстъ.— Согласно Библии (1 Цар., 31, 1—2), царь израильтян Саул и трое его сыновей, в том числе Ионафан, погибли, воюя с филистимлянами, на горе Гелвуйской.

[184] ...н ѣ сть бо росы на них никогдаже.— Слова Даниила, возможно, обусловлены словами Второй книги Царств (1, 21): «Горы Гелвуйские! Да не снидет роса, ни же дождь на вас...».

[185] Β той пещер ѣ дал бяше Богъ Саула царя в руц ѣ Давидови... и покровъ ручный.— Даниил, очевидно, объединяет — и при этом несколько изменяет — два библейских эпизода: как Давид, скрывавшийся со своими сторонниками в пещере, отрезал у преследовавшего его царя Саула край верхней одежды, когда тот зашел испражниться в эту пещеру (1 Цар. 24, 5), и как Давид вынес из шатра, где спал Саул, его копье и сосуд с водой (там же, 26, 12).

[186] ...и до рова Иосифова... и ввергоша ú в ровъ...— Даниил передает библейский рассказ (Бытие. 37, 23—28) ο том, как поступили с Иосифом Прекрасным из ревности κ отцу его старшие братья: посадив его в ров, они затем продали его проходившим мимо купцам, направлявшимся в Египет.

[187] ...у того кладязя... с женою самарянынею.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (4, 5—26) ο том, как Иисус Христос, когда ученики его ушли в город за пищей, беседовал у колодца с женщиной из племени самарян, с которыми иудеи не общались.

[188] ...темница святаго Иоанна Крестителя... от Ирода царя.— Согласно евангельским рассказам (Мф. 14, 3—12; Мр. 6, 20—29), Иоанн Креститель был посажен в темницу за то, что говорил царю Ироду, что ему не следует жить с Иродиадой, женой его брата Филиппа; во время празднования для рождения Ирода дочь Иродиады Саломея танцевала перед собравшимися и в награду попросила у царя голову Иоанна Крестителя. По приказу царя Иоанну в темнице отрубили голову и принесли ее на блюде дочери Иродиады; тело Иоанна похоронили его ученики.

[189] ...святаго Малелеиля.— Библейский персонаж (Лк. 3, 37—38), сын Каинана, внук Еноса, праправнук Адама.

[190] ...Огъ, царь Васаньский... у Иерихона.— Имеется в виду рассказ Книги Иисуса Навина (10, 12—13) ο том, как во время битвы евреев с царями Аморрейскими Иисус Навин остановил солнце и луну, доколе его народ мстил врагам своим; но Ог, царь Васанский, согласно библейским Книгам — Книге Числа (32, 33) и Книге Второзаконие (31, 4), где ο нем идет речь,— был побежден не Иисусом Навином, как пишет Даниил, а Моисеем.

[191] Въ том же град ѣ Васаньст ѣ мъ... за мя и за ся.— Даниил объединяет и переносит в Васан, Бейсан, древний Скифополь, два евангельских эпизода; разговор с фарисеями ο динарии в Иерусалиме, когда Христа спросили, позволительно ли давать подать кесарю, а он указал им на изображение кесаря на динарии и сказал, что следует отдавать кесарево кесарю, а Богово — Богу (Мф. 22, 17—21; Мр. 12, 14—17), и чудо со статиром во рту у рыбы, бывшее в Капернауме, когда Христос велел Петру забросить удочку и у первой попавшейся рыбы вынуть из рта статир, чтобы заплатить дань на храм (Мф. 17, 27). «Кинисъ» — вероятно, Даниилом слиты два употребленных в Евангелиях слова: кинсон — подушная подать, и пенязь — динарий (драхма), серебряная римская монета, которой подушную подать платили; статир — монета стоимостью в 4 драхмы.

[192] У того же града Васана Христос иц ѣ ли... въсл ѣ д его идуща.— Даниил опять путает место: согласно Евангелию от Матфея (Мф. 20, 29—34), Христос исцелил двух слепцов при выходе из Иерихона.

[193] ...до Мытници Матф ѣ евы...— Имеется в виду место, где евангелист Матфей, служивший, согласно рассказам синоптических Евангелий (Мф. 9, 9; Мр. 2, 14; Лк. 5, 27), мытарем, сборщиком налогов, впервые последовал за Иисусом Христом.

[194] ...из моря Тивириадьскаго...— Море Киннереф, или Галилейское.

[195] ...рыбу по въскресении Христос ялъ... одесную страну мрежа.— Ο третьем явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам — когда они ловили рыбу — сообщает Евангелие от Иоанна (21).

[196] ...до бани Христовы... и до бани Апостольскиа...— Имеются в виду горячие Аммаусские источники в районе Тивериады.

[197] ...Христос прокаженаго очисти...— Даниил имеет в виду евангельский рассказ об исцелении Христом прокаженного в Галилее (Мф. 8, 2—3; Мр. 1, 40—42; Лк. 5, 12—13).

[198] ...домъ тещи Петровы, апостола... от бол ѣ зни огньныя тещю Петрову.— Согласно синоптическим Евангелиям(Мф. 8, 14—15; Мр. 1, 30—31; Лк. 4, 38—39), это было в Капернауме.

[199] ...домъ Симона прокаженаго... отпущение бе-щисленых гр ѣ х.— Дом Симона прокаженного, где, по Евангелиям (Мф. 26, 6—7; Мр. 14, 3; Лк. 7, 37—38; Иоан. 11, 2; 12, 3), блудница возлила на голову Христу драгоценное мирро, омыла ноги его слезами и отерла волосами, находился в Вифании.

[200] ...слукую жену иц ѣ ли...— Об исцелении Иисусом Христом согбенной женщины, бывшем, однако же, кажется, не в Тивериаде, но в Заиорданье, говорится в Евангелии от Луки (13, 11—13).

[201] ...одръ се ѣ сиша с больным отроком, покровъ прокопавше.— Имеется в виду случай в Капернауме, ο котором говорится в Евангелиях (Мр. 2, 4; Лк. 5, 19): не будучи в состоянии пронести больного κ Христу через дверь из-за множества народа, его опустили κ нему через крышу, проделав в ней дыру.

[202] ...Ханаоныню помилова.— Согласно евангельскому рассказу (Мф. 15, 21—28), Христос исцелил дочь хананеянки в пределах Тирских и Сидонских, а не в Тивернаде.

[203] ...пещера, и вода в ней сладка з ѣ ло, и студена... царя поставити в Галилеи.— Β Евангелии от Иоанна (6, 15) говорится, что Иисус Христос, узнав, что его хотят сделать царем, удалился один на гору.

[204] ...Елис ѣ я пророка, сына Асафатова.— Имеется в виду ветхозаветный пророк Елисей, сын Сафатов, ученик пророка Илии.

[205] ...Исуса Навгина.— Иисус Навин, предводитель израильтян при завоевании ими земли обетованной, см. коммент. κ с. 56—58, κ словам: «...до Иерихона... взял и разорил до конца...»

[206] ...на том камени стоялъ Христос... а от челов ѣ къ невозможна.— Даниил вольно перелагает евангельские рассказы ο хождении Иисуса Христа по воде; цитируемые им слова Христа были сказаны по другому случаю — в ответ на вопрос, может ли вообще кто-нибудь спастись (см. Мф. 19, 25—26).

[207] ...Христос питал народы 5 тысящь... укроховъ 12 коша.— Имеется в виду евангельский рассказ (Мф. 14, 17—21; Мр. 6, 38—42; Лк. 9, 13—17; Иоан. 6, 9—12) ο том, как Христос накормил пятью хлебами примерно пять тысяч человек, оказавшихся с ним в пустынном месте вечером.

[208] ...МарииМагдалыни, ту иц ѣ ли... зоветъ Магдалия.— Согласно евангельским сказаниям (Мр. 16, 9; Лк. 8, 2), из Марии Магдалины Иисус Христос изгнал семь бесов; Магдалия — ее родина, город на берегу Тивериадского моря.

[209] ...приведе Нафанаила κ Петрови и къАндр ѣ ю.— Подразумевается, что Филипп привел Нафанаила κ Христу, за которым уже следовали, согласно Евангелию от Иоанна (1, 37—51), братья Андрей н Петр.

[210] ...прииде Христос κ Зевед ѣ еви... идоста всл ѣ д Христа.— Даниил имеет в виду сообщение синоптических Евангелий (Мф. 4, 18—22; Мр. 1, 16—20; Лк. 5, 2—10) ο том, как Христос позвал κ себе в ученики рыболовов Симона-Петра, его брата Андрея и сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна.

[211] ...Христосъ изгна... истопаша свиниа в мори.— Имеется в виду рассказ Евангелий от Марка (5, 8—13) и от Луки (8, 29—33) ο том, как Христос изгнал из бесноватого легион бесов, позволил им войти в свиней, и стадо свиней бросилось с обрыва в море и погибло.

[212] ...ливанъ и темианъ былый.— Благовония.

[213] ...Харъранъ, отнюдуже изиде Авраамъ.— Харран в Месопотамии, откуда, по библейской Книге Бытие (12, 4—6), Авраам вышел в Ханаанскую землю; см. коммент. κ 72 с., к словам; «И ту землю обѣща Богь... и азъ буду с тобою».

[214] ...преобразился есть Христос...— Имеется в виду сообщение синоптических Евангелий (Мф. 17, 1—2; Мр. 9, 2—3; Лк. 9, 28—29) ο том, как Христос с учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошел на высокую гору помолиться и во время молитвы преобразился — лицо его и одежда стали ярко блистающими.

[215] ...а другаа, во имя святых пророк Моисия и Илии...— По евангельским рассказам (Мф. 17, 3; Мр. 9, 4; Лк. 9, 30), во время преображения ученики Христа увидели беседующих с ними пророков Моисея и Илию.

[216] ...в той пещерици жилъ святый Мелхиседекъ... то бысть начатокъ литургиам хл ѣ бом и вином...— Сюжет ряда апокрифов, базирующийся на библейском известии ο том, что царь Салима и «священник Бога всевышнего» Мелхиседек, когда Авраам возвращался после поражения царей, напавших на Содом и Гоморру и пленивших его племянника Лота, вынес ему хлеб и вино и благословил его (Быт. 14, 18—20).

[217] ...а не опр ѣ сноком.— Полемическое замечание, имеющее в виду богослужебную практику католиков, использующих для литургических целей, в отличие от православных, пресный, а не кислый хлеб.

[218] Ο том пророкъ глаголеть... по чину Мелхиседекову.— Слова из Псалтыри (109, 4), которые в новозаветном Послании κ евреям (5, 6; 7, 17, 21) применяются κ Христу.

[219] ...святое благов ѣ щение... от аггела Гавриила.— Событие, ο котором говорится в Евангелии от Луки (1, 26—38): ангел Гавриил, посланный κ деве Марии, обрученной Иосифу из рода Давида, сообщил ей, что ее осенит сила Всевышнего и у нее родится сын, которого она назовет Иисусом.

[220] Ту есть м ѣ сто в той же пещер ѣ ... идеже стояше Гавриилъ...— Здесь и далее Даниил следует апокрифическим рассказам ο двух явлениях Богородице архангела Гавриила — у колодца и в пещере.

[221] Акра же град...— Город на берегу Средиземного моря, древняя Птолемаида; до 1104 г. им владели мусульмане.

[222] ...фрязи...— Франки, крестоносцы.

[223] ...Корнилие, егоже Петръ апостолъ крестилъ.— См. коммент. κ с. 82, κ словам: «...святый Петръ апостолъ крестилъ Корнилия».

[224] ...Сила бо моя... апостолъ глаголеть Павел.— Это, как пишет Павел, был ответ ему на молитву об исцелении больной плоти.

[225] ..въ метохию Святаго Савы...— подворье монастыря Св. Саввы, расположенного κ юго-востоку от Иерусалима.

[226] ...паремии тоя суботы великиа...— Чтение определенных для этого дня отрывков из ветхозаветных книг.

[227] ...вся дружина, русьстии сынове... и инии мнози, еже то св ѣ дають ο мне худомъ и ο сказании семъ.— По-видимому, спутники Даниила; Изяслав Иванович, возможно, то же лицо, что упомянутый выше Издеслав.

[228] ...кондакъ...— Песнопение в честь праздника или святого; здесь — в честь Христова воскресения; исполняется обычно после 6-й песни Пасхального канона.

[229] ...Михаил Святополкъ... Гл ѣ бъ Менский.— Михаил-Святополк Изяславич, великий князь киевский (1093—1113 гг.); Василий-Владимир Всеволодович Мономах, князь переяславский, затем киевский (1113—1125 гг.); Давыд Святославич, князь черниговский (ум. 1123); Михаил-Олег Святославич, князь новгород-северский и курский (ум. 1115); Панкратий-Ярослав Святославич, князь муромский и рязанский (ум. 1127); Глеб Всеславич, князь минский (ум. 1119). Судя по всему, Даниил перечисляет князей в порядке старшинства.

ПЕРЕВОД

ЖИТИЕ И ХОЖДЕНИЕ ИГУМЕНА ДАНИИЛА ИЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

 

Се азъ недостойный игуменъ Данил Руския земля, хужши во всѣх мнисѣх, съмѣреныый грѣхи многими, недоволенъ сый во всяком дѣлѣ блазѣ, понужен мыслию своею и нетрьпѣнием моимъ, похотѣхъ видѣти святый град Иерусалимъ и Землю обѣтованную. И благодатию Божиею доходихъ святаго града Иерусалима и видѣх святаа мѣста, обиходих всю земьлю Галилѣйскую и около святаго града Иерусалима по святымъ мѣстом, куда же Христос Богъ нашь походи своима ногама и велика чюдеса показа по мѣстом тѣмъ святым. И то все видѣх очима своима грѣшныма. Безлобивый показа ми Богъ видѣти, его же жадах много дний мыслию моею.

Вот я, недостойный игумен Даниил из Русской земли, худший из всех монахов, отягченный грехами многими, неспособный ни к какому делу доброму, будучи понуждаем мыслью своею и нетерпением моим, захотел видеть святой город Иерусалим и Землю обетованную. И, благодатью Божьею, дошел я до святого города Иерусалима, и видел святые места, обошел всю землю Галилейскую и около святого города Иерусалима святые места, куда Христос Бог наш ходил своими ногами и где, по местам тем святым, он показал великие чудеса. И то все видел я глазами своими грешными. Незлобивый Бог показал мне, чтобы я видел то, чего желал я много дней мыслью моею.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!