Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 16 страница



[82] ...къ Гепсимании.— Гефсимания, сад на склоне горы Елеонской, где, согласно сведениям синоптических Евангелий (Мф. 26, 30; Мр. 14, 32; Лк. 22, 39), Иисус Христос молился ночью с четверга на пятницу после тайной вечери и где был схвачен.

[83] ...убиенъ есть Захария пророкъ...— Имеется в виду отождествляемый с отцом Иоанна Предтечи Захария, ο котором в Евангелиях от Матфея (23, 35) и от Луки (11, 51) говорится, что он был убит между храмом и жертвенником.

[84] ...камень вн ѣ пещеры...врата небеснаа суть.— Имеется в виду рассказ библейской книги Бытие (28, 12—21) ο том, что Иаков на пути из Вирсавии в Месопотамию увидел во сне лестницу, ведущую на небо, и услышал пророчество ο распространении потомства его и благословенин в нем всех племен земных; проснувшись, Иаков поставил памятником камень, который служил ему изголовьем, возлил на него елей и обещал, что если он благополучно возвратится в дом отца своего, камень этот будет домом Божиим. Библейским сюжетом (Бытие, 32, 24—28) является также рассказ ο борьбе Иакова с Богом ночью около потока.

[85] И на том же камени... азъ согр ѣ ших.— Речь идет ο наказании, которое, согласно Второй книге Царств (24, 1—17), постигло страну за проведенную царем Давидом перепись населения Израиля и Иудеи.

[86] ...стар ѣ ишины страциньскаго именемъ Аморъ.— Халиф Омар I (634—644 гг.), сподвижник и второй преемник Мухаммеда.

[87] ...врата зовуться Красная... исц ѣ листа хромца одного...— Имеется в виду рассказ Деяний апостолов (3, 1—10) ο том, как Петр и Иоанн, идя в храм, исцелили сидевшего при входе нищего, хромого от рождения.

[88] И т ѣ ми враты вшелъ есть Христос... егда въскресилъ Лазаря Христос.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (11; 12. 1—13) ο том, что Христос пришел в селение Вифания и воскресил там любимого им Лазаря, брата Марии и Марфы, со дня смерти которого прошло уже четыре дня, а после этого, торжественно встреченный народом, вошел в Иерусалим для празднования Пасхи.

[89] ...Охония жидовинъ хот ѣ сврещи... и положи я на нем.— Даниил опирается на распространенное византийское предание, получившее отражение в литературе и в иконографии (в сюжете Успения Богородицы).

[90] ...до пещеры, идеже преданъ бысть... на 30 сребрениц ѣ х.— Согласно Евангелиям (Мф. 26, 14—15; Мр. 14, 10—11; Лк. 22, 3—5; Иоан. 13, 2), Иуда Искариот, один из ближайших учеников Ииуса Христа, предал своего учителя первосвященникам за тридцать сребреников; пещера — имеется в виду та, где Христос был схвачен.

[91] ...помолися Христос Отцу своему... чаша си от мене.— Имеется в виду рассказ синоптических Евангелий (Мф. 26, 39; Мр. 14, 36; Лк. 22, 42): Иисус Христос пред тем, как был схвачен, молился в Гефсиманском саду на Елеонской горе ο том, чтобы, если возможно, миновала его «чаша сия».

[92] ...до гроба Асафатова... дебрь Асафатова.— Иосафат, библейский царь Иудеи, ο кοтοром говорит Третья книга Царств, сын царя Асы; дебрь Асафатова — Иосафатова долина, где протекает Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы.

[93] ...святаго Иякова, брата Господня.— Кроме Иакова, Евангелия от Матфея (13, 55—56) и от Марка (6, 3) упоминают как братьев Иисуса Христа Иосию, Симона и Иуду, а также сестер; согласно преданиям, получившим отражение в византийской учительной литературе, это были дети Иосифа, которых родила ему Мария Клеопова — вдова его бездетного брата Клеопы, взятая им в жены согласно еврейскому закону, чтобы восстановить покойному семя; всего братьев и сестер Иисуса Христа было шесть.

[94] ...научи ученики своя п ѣ ти. «Отче нашь».— Имеется в виду сообщение Евангелий от Матфея (6, 9—13) и от Луки (11, 2—4) ο том, что Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш».

[95] ...и на той трапез ѣ литургисають нын ѣ .— Используют для совершения церковной службы литургии.

[96] ...до Содомскаго моря...— Содомское — Мертвое море.

[97] ...кадь...— Старинная мера сыпучих тел.

[98] ...святыя Пелагии блудници.— Византийская святая (ум. в 461 г.).

[99] И ту есть столпникъ близь, муж духовенъ велми.— Отшельник, живший на «столпе», колонне разрушенного здания; речь идет, возможно, ο том пустыннике, с которым крестоносцы совещались перед приступом во время осады Иерусалима в 1099 г.

[100] ...постился святый Иоакимъ неплодства ради своего...— Ο посте бездетного дотоле Иоакима, у которого затем родилась Мария, будущая Богородица, говорится в апокрифическом Евангелии от Иакова.

[101] «Что ти есть, море... възвратися вспять?» — Пс. 113, 5.

[102] ...Иордан раступися древле... людие по суху.— Имеется в виду рассказ библейской Книги Иисуса Навина (3, 14—17) ο переходе евреями р. Иордан, расступившейся перед ними при их вступлении после бегства из Египта в землю обетованную.

[103] Ту же и Ел ѣ с ѣ й... Иордан по суху.— Пророк Елисей, согласно Четвертой книге Царств (2, 14). подобрал упавшую с уносимого в огненной колеснице на небо пророка Илии милость (овчину), ударил ею по воде Иордана, река расступилась перед ним, и он перешел по суху на другой берег.

[104] ..и Мария Египтяныни преиде... в пустыню.— Об этом говорится в «Житии Марии Египетской»: отец Зосима, монах, уйдя на Великий пост из монастыря св. Саввы в пустыню, встретил жившую там уже много лет Марию Египетскую.

[105] ...якоже Сновь р ѣ ка.— Имеется в виду река Сновь (название — от глагола сновать) Черниговской области, берущая начало в окрестностях г. Стародуба и впадающая в Десну.

[106] ...земля Заулоня и Неффалимьля...— Завулон и Неффалим — библейские персонажи (Бытие. 30. 8, 20), двое из двенадцати детей Иакова-Израиля, чьими именами названы колена Израилевы, каждое из которых получило определенную землю для обитания; земли Завулона и Неффалима — κ западу от Галилейского моря.

[107] ...Илиа пророкъ всхищенъ бысть на колесници огньн ѣ й.— Имеется в виду библейский рассказ (4 Цар. 2, 11) ο вознесении пророка Илии в огненной колеснице на небо.

[108] ...водокрещеный праздник...— Праздник Крещения Господня в честь крещения Иисуса Христа в р. Иордан Иоанном Крестителем (Мф. 3, 13—16; Мр. 1. 9—11; Лк. 3, 21—22; Иоан. 1, 32); празднуется 6/19 января; в этот день совершается церковная служба освящения воды.

[109] ...пророкъ Моисий преставился есть, вид ѣ въ Землю об ѣ тованую.— Пророк Моисей, согласно библейскому рассказу (Второзак.), видел Землю обетованную, в которую отвел свой народ из Египта, но не вошел в нее, так как все евреи, вышедшие из Египта, кроме Халева и Иисуса Навина, за ропот на Бога были обречены умереть, не войдя в нее.

[110] ...святая Богородица съ Исусом Христомъ... егда б ѣ жаху въ Египетъ...— Имеется в виду рассказ Евангелия от Матфея (2, 13—16) ο бегстве Богородицы с младенцем Христом и обручником ее Иосифом, которому явился ангел во сне и предупредил об опасности, в Египет — чтобы спасти младенца от царя Ирода, узнавшего от волхвов, что в Вифлееме родился царь Иудейский, и старавшегося его убить; с этой целью царь Ирод повелел истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в городе Вифлееме и его окрестностях. Ο Иакове как спутнике беглецов в Египет и об остановке беглецов на ночь в «Добром обителище» Евангелие не говорит; это почерпнуто из апокрифических преданий.

[111] ...до Иерихона... взял и разорил до конца...— Город Иерихон, который евреи, согласно рассказу библейской Книги Иисуса Навина (6), взяли первым после перехода Иордана при вступлении в Землю обетованную; Иисус Навин — библейский персонаж, возглавивший евреев после смерти Моисея.

[112] ...дом Затх ѣ евъ... хотя вид ѣ ти Христоса.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Луки (19, 2—9): Закхей, человек маленького роста, в то время, как Христос проходил через Иерихон, влез на смоковницу, чтобы его увидеть; и Христос посетил его дом.

[113] ...домъ оноя сумантяныни, ид ѣ же Иел ѣ с ѣ й отрочища въскресилъ.— Имеется в виду рассказ Четвертой книги Царств (4) ο воскрешении пророком Елисеем сына сонамитянки (жительницы города Сонам, а не Иерихона), которая заботилась ο нем, когда он бывал в ее городе; детей у нее не было, муж был стар; пророк Елисей в благодарность за заботу обещал ей, что у нее родится сын; сын родился, но еще ребенком умер; мать привела в дом пророка Елисея, тот обнял ребенка, согрел его и воскресил.

[114] ...воды Иелис ѣ евы, ихже ослади Иелис ѣ й пророкъ.— Согласно Библии (4 Цар., 2, 19—22), жители Иерихона пожаловались пророку Елисею на плохую воду и бесплодную землю; тот бросил в источник соли и сделал воду здоровой.

[115] ..явися святый Михаил архистратиг... на лици своемъ, и поклонися.— Имеется в виду библейский рассказ (Иис. Нав., 5, 13—15) ο видении Иисусу Навину во время осады Иерихона человека с обнаженным мечом в руке, который назвал себя вождем воинства Господня и велел Иисусу Навину снять обувь с ног, «ибо место, на котором ты стоишь, — сказал он, — свято».

[116] Имя м ѣ сту тому Галганий... прешедше Иордан.— Галгал — место первой остановки израильтян после того, как они во главе с Иисусом Навином перешли Иордан при вступлении в Землю обетованную (Иис. Нав., 4, 19).

[117] ...имя гор ѣ той Гаваонъ... и тогда солнце заиде.— Имеется в виду рассказ Книги Иисуса Навина (10, 12—13) ο том, как во время битвы евреев с царями Аморрейскими Иисус Навин остановил солнце и луну, доколе его народ мстил врагам своим; но Ог, царь Васанский, согласно библейским Книгам — Книге Числа (32, 33) и Книге Второзаконие (31, 4), где ο нем идет речь,— был побежден не Иисусом Навином, как пишет Даниил, а Моисеем.

[118] ...постился есть Христос... камение се хл ѣ би будут.— Β Евангелии от Матфея (4, 1—11) рассказывается ο сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и искушениях его дьяволом; предложение сделать камни хлебами — первое из трех искушений.

[119] ...святый Феодосие...— Феодосий Великий (ум. в 529 г.), глава монашеского общежития в Палестине.

[120] ...святаго Савы...— Савва, монах, основатель в конце V — начале VI вв. знаменитой палестинской лавры, получившей его имя.

[121] ...святый Иоаннъ епископъ Исихастъ...— Иоанн Исихаст («Молчалник»), епископ г. Колонии (Аскална) в V в., затем — отшельник (ум. 558).

[122] ...святый Иоаннъ Дамаскинъ...— Иоанн Дамаскин (между сер. VII и сер. VIII в.), богослов-систематизатор, философ и поэт-гимнограф, идейный вождь иконопочитателей, противников иконоборчества; по рождению араб, приближенный дамасского халифа, затем монах.

[123] ...святый Феодоръ Едесский... Михаилъ сыновець его...— Феодор, епископ г. Эдессы, и его племянник Михаил (IX в.).

[124] ...Афродитианъ святый...— Афродисий Палестинский (VI в.), монах, ученик основателя лавры Саввы.

[125] ...смола чермная...— Β других списках «черная»; имеется в виду асфальт, извергаемый Мертвым морем, особенно после землетрясений.

[126] ...мука под морем т ѣ мъ.— Очевидно, сернистый запах, исходивший из Мертвого моря с извержениями, побуждал думать, что под морем находится место мучений грешников.

[127] ...манастырь святаго Еуфимья...— Монастырь, выросший вокруг пещеры аскета — Евфимия Великого (376—477), прославившегося своей строгой жизнью.

[128] ...манастырь святаго Феоктиста...— Монастырь, основанный в V в. монахом Феоктистом, другом и последователем Евфимия Великого.

[129] ...и того града ветхаго разорил Навходоносор, царь Вавилонескъ, при Ерем ѣ и пророц ѣ .— Вавилонский царь Навуходоносор (605—562 гг. до н, э.) взял Иерусалим в 586 г. до н. э.: пророк Иеремия был тому свидетелем.

[130] ...Христос умы ногы учеником своим.— Β Евангелии от Иоанна (13, 3—10) говорится, что во время последнего ужина с учениками, тайной вечери, Христос сам умыл ноги своим ученикам.

[131] ...Христос вечерял со ученики своими... кто ест предаяй тя? — Имеется в виду тайная вечеря, последняя вечерняя трапеза Иисуса Христа с учениками, ο которой речь идет во всех четырех Евангелиях (Мф. 26, 20—29; Мр. 14, 17—25; Лк. 22, 14—38; Иоан. 13—17); согласно Евангелию от Иоанна (13, 21—25), после слов Христа, что один из присутствующих предаст его, Иоанн, бывший любимым учеником Христа, по знаку другого ученика, Симона-Петра, припал κ груди Иисуса, и спросил, кто его предаст.

[132] ...сшествие Святаго Духа бысть на апостолы в Пентикостию.— Пентикостия — Пятидесятница, пятидесятый день после Пасхи; согласно Деяниям апостолов (2, 1—14), в этот день было сошествие на апостолов Святого Духа; по сведениям Даниила, это произошло в принадлежащем Иоанну Богослову доме.

[133] ...и в ту храмину прииде Христос... ув ѣ рил есть въ 8-й день.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна ο явлении Христа ученикам по воскресении (20, 19—29); сомневавшегося в реальности Христова воскресения апостола Фому Христос уверил, дав ему вложить пальцы в свои раны.

[134] ...святый камень... с Синайскиа горы.— Даниил имеет в виду предание ο том, что изъявившей желание посетить гору Синай Богородице ангел принес камень с Синайской горы, и этот камень сохранялся в доме Иоанна Богослова.

[135] ...домъ Каиафинъ... дондеже куръ възгласит.— Согласно евангельским рассказам (Мф. 26, 57—75; Мр. 14, 53—72; Лк. 22, 54—61; Иоан. 18, 13—27), схваченного на Елеонской горе Иисуса Христа привели в дом первосвященника Каиафы; апостол Петр, вошедший следом во двор, был опознан как ученик Иисуса, но трижды отрекся от своего учителя; в это время запел петух, и Петр вспомнил предсказание Христа, что он, Петр, трижды отречется от него еще до того, как пропоет петух.

[136] ...куп ѣ ль Силоамля, идеже Христос сл ѣ пцю очи отверзе.— Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (9, 6—7) ο том, как Христос исцелил в субботу слепорожденного, плюнув на землю, помазав этим его глаза и велев ему пойти умыться в купальне Силоам.

[137] ...село Скудельниче... на погребание странным...— На деньги, заплаченные Иуде первосвященниками за предательство Иисуса Христа и после осуждения Иисуса брошенные Иудой на землю, первосвященники, как говорит Евангелие от Матфея (27, 7), купили у горшечника землю для погребения странников. Это место, село Скудельниче (т. е. Горшечниково), было местом погребения паломников в течение многих веков.

[138] ...Святаа Богородица вид ѣ двои люди: едины см ѣ ющася, а другиа плачющася.— Об этом видении Богородицы говорится в апокрифическом Первоевангелии Иакова и в «Сказании ο рождестве Богородицы».

[139] ...до гроба Рахилиина, матери Иосифовы...— Рахиль — жена библейского Иакова, сына Исаака; в Библии (Бытие, 35, 19) рассказывается ο погребении ее Иаковом на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлеем, и ο том, что Иаков установил там надгробный памятник.

[140] И ту есть камень великъ... и от того камени, вставши...— Сюжет этого рассказа Даниила восходит κ апокрифическому «Сказанию ο рождестве Богородицы».

[141] ...мощи святых младенець...— Имеются в виду останки младенцев, избитых по приказу царя Ирода.

[142] «И ты, Вифлееме... люди моя Израиля».— Мих. 5, 2; Мф. 2, 6. Вифлеем называется здесь «землей Июдовой», потому что расположен на территории колена Иудина; «тысящи» —административное деление, восходящее, согласно Книге Чисел (1, 16), ко временам завоевания израильтянами Святой земли.

[143] ...прииде Самоилъ пророкъ и ту помаза... в Саула мъсто.— Согласно рассказу библейской Первой книги Царств (16, 4—13), пророк Самуил в правление царя Саула, повинуясь Божьему повелению, пошел в Вифлеем и помазал там елеем (маслом) пастуха Давида, младшего сына Иессея; Давид в дальнейшем — псалмопевец и царь, преемник Саула.

[144] ...разорено естъ от поганых....— Иерусалим завоевывался в 614 г.— персами, в 638 г. — арабами, в 1070 г.— турками-сельджуками.

[145] ...дубъ Мамбрийский.— У дуба Мамврийского, по Книге Бытие (18), стоял шатер Авраама, когда κ нему явился Бог в виде трех ангелов (сюжет икон «Троица ветхозаветная»).

[146] ...пророкъ глаголеть Давыдъ въ Псалтири...— Имеется в виду царь израильско-иудейского государства Давид (конец 11 в. — ок. 950 г. до н. э.), чьи поэтические произведения составили основу библейской книги Псалтырь; свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором Давид пел свои песни.

[147] «Ты исуши р ѣ ки... твоя есть нощь».— Пс. 73, 15—16.

[148] ...убиенъ бысть Авесаломъ... умре на древ ѣ томъ.— Авессалом, один из сыновей царя Давида, согласно Второй книге Царств (13—18), восстал на своего отца; во время преследования его сторонниками отца в так называемом Ефремовом лесу мул, на котором он ехал, занес его под развесистый дуб; он запутался волосамн в ветвях дуба, мул из-под него убежал, Авессалом повис на волосах, и так, висящий, был убит стрелами.

[149] ...до клятвенаго кладязя Авраамова...— Имеется в виду колодец, у которого заблудилась изгнанная Авраамом в пустыню Агарь (Бытие, 21, 14).

[150] ...сын Хамовъ, Ханаонъ... земля та зоветься Ханан ѣ я.— Имеется в виду сообщение Книги Бытие (10, 19) ο том, что потомки Ханаана, сына Хама, так называемые хананеи, расселились «от Сидона κ Герару до Газы, отсюда κ Содому, Гоморре, Адме и Севоиму вплотьдо Даса»; но гора Хевронская там не указана.

[151] И ту землю об ѣ ща Богъ... и азъ буду с тобою.— Согласно библейскому рассказу (Бытие, 12, 1—7), после смерти Фарры, отца Авраама, Бог явился Аврааму и велел ему покинуть дом отца его, находившийся в Харране, в Междуречье, и идти в землю, какую он ему укажет; когда Авраам проходил землю Ханаанскую, Бог явился ему и сказал, что отдаст эту землю его потомству.

[152] И ту есть бьи домъ Давыдовъ... егда бяше выгнал сынъ его Авесалом.— Речь идет ο доме царя Давида в Хевроне, где он, согласно Библии (2 Цар. 2, 11), прожил первые семь с половиной лет своего царствования — до того как начал царствовать в Иерусалиме. Даниил ошибается, связывая пребывание Давида в Хевроне с восстанием против него сына Авессалома.

[153] Ту бо пещеру Сугубую Авраамъ купил у Ефронь Хетф ѣ янина... всему роду своему.— Согласно библейскому рассказу (Бытие, 23), Авраам, после смерти жены Сарры, купил в земле Ханаанской у Ефрона Хеттеянина поле с пещерой для погребения.

[154] Иосифа Прекраснаго гробъ...— Иосиф, библейский персонаж, сын Иакова, был продан братьями купцам, шедшим в Египет; там он и умер; Моисей, согласно библейской Книге Исход(13, 19), покидая Египет, вынес оттуда кости Иосифа.

[155] ...и на ту гору взиде... да изведуть Лота сыновьца Авраамова.— Даниил пересказывает рассказ Книги Бытие (18—19) ο том, как, отобедав под Мамврийским дубом у Авраама, три ангела отправились в Содом; молитву Авраама он цитирует почти дословно.

[156] Α оттуда до Сигора... до Содома есть дв ѣ верст ѣ.— Сигор — город, в который, согласно библейскому рассказу (Бытие, 19, 22—26), бежал из Содома Лот с дочерьми; жена Лота, вопреки запрету ангелов обернувшаяся, чтобы в последний раз взглянуть на обреченный город, обратилась в соляной столб.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!