ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ 15 страница



На том же потоке, немного выше города, на расстоянии выстрела из лука, в конце Юдоли Плачевной, находятся село Гефсимания и <дом> святых праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, который называется Богородичный дом. В том селе стоит церковь каменная, наравне с землею, во имя святых праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, а вход внутрь церкви снизу, по лестнице, там стоит гроб святых преподобных родителей Богородицы Иоакима и Анны. Внутри, в середине церкви, стоит небольшой придел каменный, а в нем гроб святой Богородицы, высеченный из камня — белого мрамора, а над гробом три лампады горят день и ночь. Входят в тот придел, и поклоняются святому гробу, и целуют его человек по пять и по шесть. А от того места в пяти саженях — где служба совершается, а над тем престолом у верха церковного — большое круглое окно. Про это окно говорил нам патриарх иерусалимский Софроний, что через него, по Господню повелению, взято было тело Богородицы из гроба, Бог знает куда. По выходе из церкви справа, около церкви, большая пещера, вся была расписана, над дверьми написан Спасов образ. В этой пещере Иуда предал Христа беззаконным иудеям. А оттуда мы пошли в другую сторону от Юдоли Плачевной на Елеонскую гору; прямо у той пещеры на расстоянии брошенного камня стоит дерево, зеленое и до сего дня, а называется маслина. Там Христос совершал молитву втайне. У того же потока есть долина, в этой долине совершал Христос молитву, как гласит Священное Писание: «В Юдоли Плачевной, на месте, где Бог положил благословение и дал закон». И снова Христос пришел в эту пещеру к ученикам своим, и нашел их спящими, и сказал им: «Вы обещали умереть со мною, а вот не можете и часу пободрствовать со мною. Один из вас спешит и бодрствует, — хочет меня предать беззаконным иудеям». И ушел он от них в другое место, чтобы помолиться, — в долину, где находится Юдоль Плачевная. А помолившись, он опять пришел в ту же пещеру к ученикам своим. И нашел их спящими и сказал им: «Спите и так далее, и почивайте, дух ведь бодр, а плоть немощна».

 

И оттолѣ мало идохомъ на Елеонскую гору, туто же лежитъ камень, с него же Христос на жребя всяде.[177] Оттоле поидохом на верхъ святыя горы Елеонския. От Гепсимания до верху горы Елеонския якобы полторы версты, а от Иерусалима верста едина. На самом на святомъ верху есть мѣсто, гдѣ Христосъ стоял со ученики своими. И вопросиша его ученицы о кончинѣ вѣка сего. Он же рече: «Не может того вѣдати ни Сынъ, ни ктоже, токмо Отецъ един».[178]

Пройдя немного оттуда, мы попали на Елеонскую гору; тут лежит камень, с него Христос сел на осла. Оттуда мы пошли на вершину святой горы Елеонской. От Гефсимании до вершины Елеонской горы почти полторы версты, а от Иерусалима одна верста. На самой святой вершине место, где Христос стоял со своими учениками. И спросили его ученики о конце света. Он ответил: «Не может того знать ни Сын, ни кто другой, только один Отец».

 

На том верху стоит великая церковъ Вознесение Христово пуста, от беззаконных турокъ запечатлѣнна. В той церкви учинена малая церковъ, в малой же церкви пред царскими дверми лежит камень. С того камени вознесеся Христосъ пред ученики своими на небеса;[179] и на томъ камени вообразишася стопы Христовы, и нынѣ лежит одна стопа Христова, знать и донынѣ. Мы же, грешнии, целовахом ее.

На той вершине стоит большая церковь Вознесения Христова, пустая и запечатанная беззаконнейшими турками. В этой церкви устроен малый храм, а в малом храме перед царскими вратами лежит камень. С этого камня Христос вознесся на небо на глазах своих учеников; на камне этом отпечатались стопы Христа, и теперь лежит одна стопа Христова, видна и по сей день. Мы же, грешные, целовали ее.

 

От святаго же града Иерусалима до реки Иордана поприщь,[180] идѣже крестися Господъ наш Исусъ Христосъ от Предтечи Иоанна. И ту на брегу великая церковъ Богоявление Христа Бога нашего[181] стоит пуста. От тое же церкви яко полверсты стоит монастырь Иванна Предотечи на том мѣсте, идѣже крещаше Иоаннъ Предтеча неверныя июдѣя. И в том манастыри игумен и братия. И на празник в навечерии святых Богоявлений приходит игуменъ и священницы ис того монастыря в церковъ святых Богоявлений и служат святую службу вечернюю, и всенощное, и утреню, и божественную литоргию и паки отходят во свой монастырь. Тамо же монастырь преподобнаго и святаго отца Герасима, ему же левъ поработа,[182] зело красенъ.

От святого города Иерусалима до реки Иордана ... поприщ, здесь крестил Господа нашего Иисуса Христа Иоанн Предтеча. И тут на берегу большая церковь Богоявления Христа Бога нашего стоит пустая. С полверсты от этой церкви стоит монастырь Иоанна Предтечи, на том месте, где Иоанн Предтеча крестил неверных иудеев. В этом монастыре есть игумен и монахи. На праздник к вечерней службе игумен и священник этого монастыря приходят в церковь святого Богоявления и служат святую вечернюю службу, и всенощную, и заутреню, и обедню и снова уходят в свой монастырь. Там же весьма красивый монастырь преподобного и святого отца Герасима, которому служил лев.

 

Рѣка же Иордан течет между гор, быстра вельми, идет и с камением, а впала въ Содомское море; вода же видѣти якобы желтовата; мы же пихом ту святую воду иорданъскую.

Река Иордан протекает между гор, в быстром течении несет камни и впадает в Мертвое море; вода ее на вид будто желтовата; мы эту святую воду иорданскую пили.

 

Много же во Иерусалиме и иных святых мѣстъ поклонных и в предѣлех его, их же и невозможно писанию предати множества ради и гонения от безбожныхъ турков. Тамо же и Вифания, идѣже Господь Лазаря воскреси.[183] Тамо же и Кана Галилѣйская, идеже Господь нашь Исусъ Христосъ на браку бысть и воду в вино претвори.[184] Тамо же и Вифсаида, от нея же святии апостоли Петръ Верховный и брат его Андрей Первозванный.[185] Тамо же и море Тивириядское, на нем же явися Исусъ по воскресении ученикомъ своим. И егда пред ними яде, якоже во Евангелии писано, и даша ему рыбы печены часть и от пчел сот, и взем пред ними яст.[186] Тамо же, отъ Иерусалима 15 стадий, село Еммаусъ; к немуже идущу Господу путемъ и бесѣдующу, с Лукою и Клеопою о страстех своих.[187] И иных святых мѣст тамо много, имже несть числа.

Много в Иерусалиме и других святых мест поклонных; невозможно все их описать из-за большого количества и притеснения со стороны безбожных турок. Там же и Вифания, где Господь воскресил Лазаря. Там же и Кана Галилейская, где Господь наш Иисус Христос был на свадьбе и воду в вино превратил. Там же и Вифсаида, из нее родом святые апостолы Петр Верховный и брат его Андрей Первозванный. Там же и озеро Тивериадское, на нем же явился Иисус ученикам своим по воскресении. И когда он ел перед ними, как написано в Евангелии, они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда, и, взяв это, он ел перед ними. Там же, в пятнадцати стадиях от Иерусалима, село Эммаус; к которому шел Господь и дорогой беседовал с Лукой и Клеопой о распятии своем. И других святых мест там много, нет им числа.

 

 


[1] Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи — условное название памятника, принятое в научной литературе (в древнерусском тексте отсутствует).

[2] ...лѣта 7067-го... — Начало посольства относится к 1558 г.

[3] ...при царевичехъ Иванне и Феодоре... — Иван (1554—1584) и Федор (1557—1598) — сыновья Ивана IV и Анастасии Романовны (ум. в 1560 г.).

[4] ...при святейшемъ папе и патриархе Макарии митрополите... — Митрополит московский Макарий (1482—1563), был митрополитом с 1542 г. до смерти. Папой величали епископов и патриархов православной церкви.

[5] ...при архиепископе новгородском Пимине... — Пимен Черный, архиепископ новгородский с 1552 по 1570 г.

[6] ...во Царьгородъ... — В Царьграде (русское название Константинополя) после турецкого завоевания столицы Византийской империи (в 1453 г.) находилась константинопольская патриархия.

[7] ...во Иерусалим и во Египет... — В Иерусалиме и Египте — центрах православного Востока — находились иерусалимский и александрийский патриархи, обменивавшиеся посольствами и подарками с московским царем и митрополитом.

[8] ...в Синайскую гору... — Синайская гора — центр православного Востока на Синайском полуострове в западной части Азии.

[9] ...новгородцкого архидьякона Генадия... — Геннадий, архидиакон новгородского Софийского собора.

[10] ...гостя Василия Познякова... псковитина. — Судя по летописным известиям в числе спутников архидиакона Геннадия фигурировали другие лица — гость Мустоха Андрей и Яков, названные в Новгородской Второй летописи (ПСРЛ, т. III. СПб., 1841, с. 159). Однако в официальных царских грамотах, адресованных церковным деятелям стран, лежащих на пути к восточным центрам православия (волошскому воеводе Александру, турецкому султану Селиму и др.), названы Геннадий и Василий Позняков с сыном.

[11] ...в Раифе... — Раифа — средневековое название современного города Тора в западной Азии, на восточном берегу Красного моря.

[12] ...к папе и патриарху Иакиму александрийскому... — Иоаким, патриарх александрийский (то ли с 1529 г., то ли с 1486 по 1565 г.). Известны грамоты, адресованные патриархом Иоакимом царю Ивану IV Грозному: в 1545 г. — ходатайство об освобождении из заточения афонского монаха Максима Грека; в 1556 г. — прошение об оказании помощи Синайскому монастырю (РГАДА, ф. 52, оп. 4, № 1, л. 126—134), в ответ на которое и было составлено посольство с участием Василия Познякова. С этим посольством патриарху Иоакиму была отправлена грамота (послание) царя Ивана IV. Это царское послание присоединено к началу двух опубликованных списков Хождения Василия Познякова; оно встречается и в самостоятельных списках в сборниках XVII и XVIII вв. (в публикуемом списке этой грамоты нет).

[13] См. сноску 12.

[14] ...и вземъ у насъ пречестный образ и шубу. — Иконы и меха составляли традиционные «поминки», т. е. дары московского царя и митрополита.

[15] ...и велел толмачю говорити. — Толмач — переводчик устной речи.

[16] ...государю покоришася многие царьства иноверныхъ... — К 1559 г. к Московской Руси были присоединены Казань, Астрахань и некоторые народности, населявшие Поволжье.

[17] ...царь на сей печати на конѣ? — Всадник в короне, поражающий копьем дракона, изображался на государственной печати царя Ивана IV Грозного.

[18] ...В наших де греческихъ книгахъ... многие царьства. — Пророчества, или предсказания о падении Турецкой империи с помощью царя «восточныя страны православной», были весьма популярны в греческой средневековой литературе. На Руси были известны их переводы и обработки.

[19] ...царя Олександра Макидонского. — Сравнение с царем Александром Македонским (356—323 гг. до н. э.) — крупнейшим полководцем и деятелем древнего мира — характерно для средневековой литературы.

[20] ...како в вашей стране... ...соверьшаетца божественное пение? — Имеется в виду богослужение.

[21] ...церькви ружьные... — Ружные церкви — получавшие ругу — денежную помощь из казны.

[22] ...жидове и бусормане... и арьмены. — Перечисленные народы с точки зрения ортодоксального православия относились к «иноверцам» и еретикам.

[23] ...и торговать нѣ велитъ... — При Иване IV Грозном существовал запрет на ведение торговли с евреями.

[24] ...Савина монастыря. — Монастыря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (основан в VI в.).

[25] ...царь греческий, имя ему Гаврилъ... — Здесь и далее смешано представление о двух мамелюкских правителях в Египте, безуспешно сопротивлявшихся туркам: о султане Кансу-Гури (погиб в битве под Алеппо в 1516 г.) и о его преемнике Туман-бее (был повешен в 1517 г. в Каире по приказу турецкого султана Селима I). Вместо греческий в двух других списках XVII в. читается царь черкизский (т. е. мамелюкский). В публикуемом списке далее встречается чтение чертиской. Черкизскими (черкесскими) царями называли мамелюков, представителей военной династии, владевшей Египтом и Сирией в XIII—XVI вв.

[26] ...о преславном папе александрийском Иакимѣ и о его терьпении. — Рассказ о чуде с патриархом александрийским Иоакимом впервые стал известен в Москве от его посланцев, обратившихся в 1558 г. за помощью к московскому царю и патриарху. Рассказ о чуде помещен в Степенной книге под 1559 г. (ПСРЛ, т. XXI, ч. 2. СПб., 1913, с. 665—666, 670—671).

[27] ...в вашихъ книгахъ написано... не вредитъ их... — Мр. 16, 18: «Аще и что смертно испиютъ, не вредитъ ихъ».

[28] ...к чюдотворцу Николы... — Церковь св. Николая чудотворца в Каире.

[29] ...на девятой песьни... — 9-я песнь канона, традиционного песнопения православного богослужения (здесь, скорее всего, канона св. Николаю), обычно была последней по счету.

[30] ...во всей своей святительской одѣжи... — Одежда — облачения восточных патриархов — отличалась великолепием; например, верхнюю одежду — саккос — шили из бархатных или шелковых орнаментированных тканей; головной убор — митру — украшали шитьем и драгоценными камнями.

[31] ...турки, арапи... всяких веръ люди... — Вместе с народами здесь названы еретики с точки зрения ортодоксального православия — ариане, несториане, яковиты, тетродиты.

[32] ...паши и соньчаки... — Паша — высший чиновник в мусульманских странах; санджак — правитель округа в султанской Турции.

[33] ...яныченина... — Янычары — воины привилегированного пехотного войска султанской Турции.

[34] ...пресноки... — Опресноки — лепешки из пресного неквашеного теста.

[35] ...царь Сулиманъ турский... лѣта 7022 (1514)-го. — Завоевание Египта турецким султаном Селимом I на самом деле относится к 1516 г.

[36] ...и того царя Гаврила взялъ и велелъ его обесити. — На самом деле был повешен на вратах Каира Туман-бей.

[37] ...на патриаршестьве 85летъ... служил три лета. — Нами уже отмечалось, что по одним данным, Иоаким был патриархом александрийским с 1529 по 1565 г.; по другим — с 1486 по 1565 г.

[38] ...Старой Египетъ. — Так называли в Древней Руси Каир.

[39] ...святый страстотерпецъ Георьгий... образъ Георьгий... — Св. Георгий — каппадокиец, был знатным воином (III в.). За проповедь христианства был обезглавлен в Никомидии около 303 г. Легенды приписывали чудотворную силу иконе, написанной по молитвенному обещанию патриарха Иоакима.

[40] ...святыхъ мученикъ Серьгия и Вакха, да... ...мученицы Варвары. — Перечисленные церкви находились в средневековом Каире. Сергий и Вакх были римляне, Варвара родом из Финикии. Все они были казнены за приобщение к христианской вере при императоре Максимиане в нач. IV в.

[41] ...в те врата въехала Богородица... — Имеется в виду бегство в Египет Марии и Иосифа с младенцем Христом от преследований царя Ирода (Мф. 2, 13—14).

[42] ...монастырь святого Арьсения... Аркадия и Онурия... — Монастырь св. Арсения под Каиром был посвящен Арсению Великому (354—449), который в молодости был воспитателем сыновей византийского императора Феодосия I (379—395) Аркадия и Гонория.

[43] ...и после отпуску... — Отпуск, или отпуст, — молитва, которую читают или поют при окончании церковной службы.

[44] ...в суботу о Дьмитрѣеве дни. — День почитания популярного в странах христианского Востока святого Димитрия Солунского — 26 октября. В 1558 г. он приходился на четверг, в 1559 г. — на пятницу, а в 1560 г. — на субботу.

[45] Гентарь — мера веса (от греческого κεντηνάριον).

[46] Пустыни — уединенные, не застроенные места.

[47] ...место, гдѣ Моисей провел израильтеския люди... — Согласно библейскому рассказу пророк Моисей вывел израильтян из Египта от преследований фараона, причем на пути к Синаю для путников расступались воды Красного моря, когда Моисей прикасался к ним своим жезлом, а фараон и его воины утонули (Исход. 14, 19—31).

[48] ...пророкъ Давидъ написа... — Давид — полулегендарный царь Израильско-Иудейского государства (XI в. до н. э.). Ему приписывается создание Псалтыри.

[49] …«не бѣ в коленех ихъ боляй». — Цитата из Псалтыри (104, 37).

[50] ...«Почто еси вывел насъ в пустыню из Египта?» — Здесь и далее пересказ текста Библии (Исход. 17, 3; 14, 11—13 и др.).

[51] ...А люди фараоновы обратишася рыбою... толста на палец. — Известия о судьбе утонувших воинов-египтян, их коней и оружия выходят за рамки библейской легенды. Исследователями отмечалось, что подобные предания о превращении фараона и его воинов в полурыб встречается у курганских цыган б. Тобольской губернии (может быть, потомков египетских цыган, о которых сообщается в Хождении Познякова).

[52] ...12 источниковъ. — О двенадцати источниках сообщается в Библии (Исход. 15, 27).

[53] ...Моисей же удари жезломъ в гору... река. — Об изведении Моисеем воды из скалы в Библии (Исход. 17, 6).

[54] ...пророк написа: «Дастъ имъ Богъ в безводныхъ реки». — Это перефразированная цитата из Псалтыри (104, 41).

[55] ...церковъ Прѣображение Господа Бога... — По преданию, эта церковь построена на месте, где Бог явился Моисею. Преображение — церковный праздник в память об изменении своего вида Иисусом Христом на Фаворской горе (Мф. 17, 1—13).

[56] ...узоры, что камчатыми. — Имеются в виду узоры на шелковой ткани — камке.

[57] ...мощи святыя мученицы Екатѣрины. — Св. Екатерина, родом из Александрии, умерла около 307 г. Культ Екатерины возник не ранее VIII в., когда ее мощи были обнаружены и перевезены из Египта на гору Синай.

[58] ...покровомъ царя... с нами посланъ, бархатъ на золотѣ. — Покров — длинная пелена, возлагавшаяся на гроб с мощами святого. Его шили из шелковых и бархатных тканей, по краям украшали шитыми надписями, содержащими кроме похвалы святому имена вкладчиков-дарителей. В центре покрова изображался либо святой (святая) в рост, либо крест на горе Голгофе. Судьба синайского покрова русской работы XVI в. неизвестна.

[59] ...над Нѣопалимою купиною... стоящу, нѣопалиму. — Согласно библейской легенде (Исход. 3, 2) пророку Моисею Бог явился в виде горящего, но не сгорающего тернового куста. В христианской символике Неопалимой купиной обозначался иконографический тип Богоматери с младенцем Христом, изображавшейся в пламени.

[60] ...12 празниковъ. — Так называемые «дванадесятые праздники» — особо почитаемые христианской церковью события из земной жизни Христа (Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов, Воздвижение Креста) и из жизни Богородицы (Рождество Богородицы, Сретение, Введение во храм, Благовещение, Успение). Изображениями двенадцати праздников нередко украшали входные двери храмов.

[61] ...сапоги или попучи... чюлках. — Обычай снимать обувь перед входом в храм не был принят у христиан. Видимо, здесь сказывалось влияние обрядности мусульманской церкви, где омовение ног было обязательным для молящихся.

[62] ...престолъ... — Возвышение в виде стола, находящееся в алтаре христианского храма, для совершения на нем евхаристии — одного из важнейших таинств христианской церкви, во время которого хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!