О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии 7 страница



 

Но обаче бран непрестанна с казанцы русскому воинству бяше, дондеже великий княз послал берегом под Казань братию свою, князя Юря и князя Андрея, с нимиже совокупися и судовая рать. И септября 1 брани бывши весь день у Казани с царем Обреимом, и помощию Божиею победиша татар и воду у них отяша. Царь же Обреим, видя себе в велицей бедѣ, и посла ко князю Юрю, добиша челом на всей воли великаго князя.[21]

И все-таки непрестанные столкновения продолжали происходить у русского войска с казанцами, до тех пор, покуда не послал великий князь берегом под Казань своих братьев, князя Юрия и князя Андрея, с которыми соединилась и судовая рать. И 1 сентября был весь день бой под Казанью с царем Обреимом, и с Божьей помощью победили татар и воеводу у них отняли. Царь же Обреим, видя себя в великой беде, послал ко князю Юрию, и бил челом, полностью отдавая себя на волю великого князя.

 

Глава 4. О преставлении блаженнаго Ионы, архиепископа Новоградскаго, и о владыцѣ Феофиле, и о взятии Новаграда.[22] Всей же главѣ 1 1 титлъ.

Глава 4. О преставлении блаженного Ионы, архиепископа Новгородского, и о владыке Феофиле, и о взятии Новгорода. А в сей главе 11 разделов.

 

Титла 1. В лѣто же 6979-го, ноября 8 блаженный архиепископъ Великаго Новаграда чюдотворец Иона преставися к Богу, иже пророчествова с митрополитом Ионою чюдотворцем великому князю Василию Василевичю, яко сий благородный сынъ его, великий княз Иван, разорит вся самоволныя обычая людей новоградских и во всю свою волю приведет их, еже и збысться. По преставлении же сего прозорливаго и святѣйшаго архиепископа Ионы людие же новоградстии избраша по жребию нѣкоего священноинока, именем Феофила, и возведоша его на двор архиепископл по древнему обычаю, и послаша на Москву к митрополиту Филипу и к великой княгини Марии,[23] матери великаго князя Ивана Василевича, с молением бити челом и опаса просити, да бы пожаловал великий князь, моления их не презрил и повелѣл бы нареченному их Феофилу приити на Москву, и отцу бы своему митрополиту велѣл поставити его во архиепископы Великому Новуграду и Пскову. Великий же князь митрополича ради и матери своея печалованя моления их и прошения не презрѣ и всякого их прежняго бесчинства и неисправления не воспомяну, ничимже озлоби их, но паче — милосердуя их, и посланника их любочестно отпусти, и нареченнаго во святительство Феофила повелѣ прислати на Москву, да безо всякого прекословения отцу своему митрополиту велит поставити его во архиепископы. Посланнику же их пришедшу в Новград и возвѣстившу всѣм милостивное жалованье великаго князя, посадницы же и тысящские и прочии людие велми о сем возрадовашася.

Раздел 1. В 6979 (1470) году, ноября 8-го преставился к Богу блаженный архиепископ Великого Новгорода чудотворец Иона, тот, что пророчествовал вместе с митрополитом Ионою-чудотворцем великому князю Василию Васильевичу, что сей благородный сын его, великий князь Иван, разорит самовольные все порядки людей новгородских и приведет их полностью под свою власть, что и сбылось. По преставлении же сего прозорливого и святейшего архиепископа Ионы избрали новгородские люди по жребию некоего священноинока, именем Феофила, и ввели его по старинному обычаю на двор архиепископский, и послали в Москву к митрополиту Филиппу и к великой княгине Марии, матери великого князя Ивана Васильевича, бить с мольбою челом и просить, чтобы пожаловал великий князь, не пренебрег их молением и повелел бы нареченному их Феофилу прийти в Москву, и повелел бы отцу своему митрополиту поставить его в архиепископы Великому Новгороду и Пскову. И великий князь из-за митрополичьего и матери своей ходатайства молением и прошением их не пренебрег и не помянул всяческих их прошлых бесчинств и проступков, и не огорчил их ничем, но более того — умилосердившись, и посланца их с честью отпустил, и повелел прислать в Москву избранного ими на святительство Феофила, чтобы велеть отцу своему митрополиту без всякого прекословья поставить его в архиепископы. И когда пришел посланец их в Новгород и возвестил всем о милостивом пожаловании великого князя, возрадовались о сем сильно посадники и тысяцкие и другие люди.

 

О измѣне новоградцев. Нѣцыи же от них, посадничи дѣти Исака Борецкого с материю их Марфою[24] и со инѣми измѣнники, научены дияволом, ко своей им пагубѣ начаша нелѣпая и развращенная глаголати и, на вече приходящи, сице кричати: «Не хощем быти владомы великим князем Московским, ни именоватися отчеством его, понеже велики обиды и неправды содѣвает нам. Мы есмы волнии людие, Великий Новград! Хощем быти владоми кралем Казимером Полским!»[25] И тако возмятеся весь град ихъ, и восколебашася, яко пьяни. Овии по древнему хотяху владоми быти великим князем Московским, друзии же Литовскому кралю хотяху подовластни быти. Враждотворнии же измѣнницы наимствоваху худѣйших человѣкъ, иже суть готови на всякое неистовство, и ти, приходяще на вече и не престающе в колоколы звоняху и кричаще, глаголаху: «Краля хощем, да владѣет нами!» Инии же: «Великаго князя Московскаго, егоже хощем, есмы держава от древних лѣт и до нынѣ». Окаянных же измѣнников безумнии наемницы камение метаху на тѣх, иже не хотяху отступити от великаго князя. Мнози же от них, старии посадницы, и тысящские, и лучшии людие, и прочии гражане, увѣщеваху крамолующих, глаголюще к ним: «Не возможно, братие, сице тому быти, еже вдатися нам кралю и архиепископа поставити от его называющагося митрополита Григория, латынянина суща, иже есть ученикъ сущаго латынянина, суемысленаго Исидора.[26] Мы же изначалственая держава есмы от великаго князя Рюрика, егоже по своей воли взяла вся Русская земля наша из Варяг, егоже правнукъ, блаженный великий князь Владимер, истинное благочестие обрѣте и крестися и всю нашу Русскую землю во крещение приведе. И от того святаго Владимера даже и до сего господина нашего великаго князя Иванава Василевича за латынею не бывали есмы и архиепископа от них не ставливали себѣ, якоже вы нынѣ суетно умышляете». Развратницы же они, якоже прежнии еретицы, дьяволи ученицы, хотяше свое умышление улучити, на благочестие дерзнуша и великому князю и митрополиту Филипу покоритися во благочестие не хотяще, Бога не боящеся, и православию противляхуся.

Об измене новгородцев. Но некоторые из них, дети посадника Исака Борецкого с их матерью Марфой и с другими изменниками, наученные дьяволом, начали на свою погибель говорить недоброе и извращенное и кричать так, приходя на вече: «Не хотим быть во власти великого князя Московского и именоваться его отчиной, ибо творит нам великие обиды и несправедливости. Мы — вольный народ, Великий Новгород! Хотим быть под властью короля Казимира Польского!» И таким образом взметнулся весь их город, взволновалися они, будто пьяные. Одни по-старому хотели быть под властью великого князя Московского, а другие Литовскому королю хотели быть подвластными. Сотворявшие же вражду изменники нанимали худших людей, готовых на всякое неистовство, и те, приходя на вече, беспрестанно звонили в колокола и с криком говорили: «Короля хотим, пусть владеет нами!» А другие <говорили>: «Мы со старых времен и доныне — держава великого князя Московского, которого и желаем». А безумные наемники окаянных изменников метали камни в тех, кто не хотел отступать от великого князя. Многие же из них, старые посадники, и тысяцкие, и лучшие люди, и прочие горожане увещевали крамольников, говоря им: «Невозможно, братья, чтоб так это стало, чтобы предаться нам королю и поставить архиепископа от так называемого его митрополита Григория, латынянина, являющегося учеником подлинного латынянина, суемудрствующего Исидора. Мы ведь изначала — держава великого князя Рюрика, которого по своей воле взяла вся Русская земля наша из Земли варяжской, правнук которого, блаженный великий князь Владимир, обрел истинное благочестие и крестился и всю нашу Русскую землю привел ко крещению. И начиная с того святого Владимира вплоть до сего нашего господина великого князя Ивана Васильевича под латынянами мы не бывали и архиепископа от них себе не ставили, как ныне вы суетно замышляете». А отступники те, как прежние еретики, ученики дьявола, желая добиться того, что замыслили, дерзнули <выступить> против благочестия и не хотели во благочестии покориться великому князю и митрополиту Филиппу и, не боясь Бога, православию противились.

 

Безумное послание в Литву от новоградцев. И посланника своего в Литву к королю со многими дарми безумнии послаша, глаголюще: «Мы, волнии людие, Великий Новград, бьем челом тебѣ, честному кралю, да бы ты нашему государству, Великому Новуграду, и нам господинъ был. И архиепископа нам вели поставити своему митрополиту Григорию и князя нам дай из своея державы». Краль же возрадовася о словесех сих и дары их с любовию прият и много чествова посланников их.

Безумное послание в Литву от новгородцев. И послали они, безумные, к королю в Литву со множеством даров своего посланника со словами: «Мы, вольный народ, Великий Новгород, бьем челом тебе, честному королю, чтоб ты был нашему государству, Великому Новгороду, и нам господином. И вели нам архиепископа поставить митрополиту своему Григорию и дай нам князя из своей державы». И король возрадовался таким словам и принял дары их с любовью и <отдал> много почестей их посланникам.

 

Олелковичь. К ним же посла князя Михаила Олелкова сына киевскаго.[27] Новоградцы же прияша его честнѣ. Великаго же князя намѣстников не сослаша з городища.

Олелькович. А к ним послал киевского князя Михаила Олелькова сына. И новгородцы приняли его с честью. Но великого князя наместников не прогнали с городища.

 

Суждалской. А иже был у них князь Василий Горбатой, брат Суждалских князей,[28] егоже яко слугу у себе имяху, и того послаша в Заволочье, в заставу на Двину: готовляхуся, безумнии, на брань против воинства великаго князя.

Суздальский. А бывшего у них князя Василия Горбатого, брата Суздальских князей, которого как слугу у себя держали, того послали они в Заволочье, в заставу на Двину: готовиться стали к бою, безумные, с войсками великого князя.

 

Титла 3. Послание великаго князя в Новград.[29] Слышав же сие великий князь Иван Василевич, что въ его отечествѣ, в Великом Новѣграде, великое возмятение, и посла к ним послы своя, глаголя сице: «О, людие новоградстии! Отчина моя есте изначала, от перваго в земли вашей великого князя Рюрика и до правнука его, святаго и великаго князя Владимера, крестившаго всю Землю русскую, и от того великаго князя Владимера Киевскаго и до великаго князя Дмитрея-Всеволода Юревича Владимерскаго, а от того даждь и до мене род ихъ мы владѣем вами, и жалуем вас, и бороним отвсюду. И казнити вас волны же есмя за презорство ваше к нам. А за королем ни за которым, ни за великим князем Литовским не бывали есте, како и земля ваша стала. Нынѣ же отступаете от християнства к латынству чрез крестное к нам целование. Аз же, великий князь, ничтоже тщетно содѣваю вам, ни тягости излишние не налагаю на вас, но якоже быша дани и оброки при отцѣ моем великом князе Василе Василевиче, и при дѣде, и при прадѣдѣ, и при прочих великих князех рода нашего. Вы же бо не едину сию измѣну ко мнѣ показуете; егоже ради смирити вас хощет Господь Богъ. Но аз, не хотя видѣти многаго християнскаго кровопролития, и того ради наипаче легчайше хощу пожаловати вас, свою отчину. И вы не наведите сами на себя гнѣва Божия, от нашего извѣчнаго над вами державства не отступайте и к латынству не прилагайтеся».

Раздел 3. Послание великого князя в Новгород. Услышав о том, что в отчине его, в Великом Новгороде, великое смятение, послал великий князь Василий к ним своих послов с такими словами: «О, люди новгородские! Вы отчина моя изначала, от первого в вашей земле великого князя Рюрика и до правнука его, святого великого князя Владимира, крестившего всю Землю русскую, а от того великого князя Владимира Киевского до великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского, а от него вплоть и до меня, его потомка, владеем мы вами, и жалуем вас, и от всего защищаем. И вольны мы казнить вас за ваше своеволие пред нами. А ни за каким королем, ни за великим князем Литовским вы не бывали, с тех пор как ваша земля стоит. И ныне вы отступаете от христианства к латинству, преступая крестное нам целование. Я же, великий князь, ничего плохого не делаю вам, ни тягла излишнего не налагаю на вас, но такие же дани и оброки, какие были при отце моем, великом князе Василии Васильевиче, и при деде, и при прадеде, и при прочих великих князьях нашего рода. И не единственно эту измену вы предо мной являете; и за то желает смирить вас Господь Бог. Но, не хотя видеть много кровопролития средь христиан, я пожалую вас, свою отчину, более легким образом. Не наводите же сами на себя гнева Божьего, не отступайтесь от нашей извечной над вами власти и не присоединяйтесь к латинству».

 

Титла 4. Послание Филиппа митрополита в Новград.[30] Преосвященный же Филипп, митрополит всеа Русии, такоже не единою от себе посылая к ним в Великий Новград поучение от Святых Писаний сице: «Слышу, сынове, яко у вас нѣцыи поощряются на многое стремление, и на многое земли неустроение, и не тишину хотяще ввести, велик мятеж и раскол святѣй Божии церкви: отступая от православия и от древния державы, хотяще к латынству приложитися. И вы у себя таковых безумных людей сами исправите таковаго злаго их научения, понеже, сынове, то дѣло благоотмѣтно есть: еже благочестия свѣт оставити и ко тмѣ латынския прелести приложитися, яко нечающе от Бога праведнаго суда его, ни устрашаяся от него многих вѣчных мук. И вы Божия гнѣва убойтеся и сего страшнаго серпа, великим Захариею пророкомъ видѣннаго,[31] сходящаго с небеси на сыны непокоривыя. И того ради наказуйте бесчинныя, творящая в вас распря и соблазны, и учите их на добро, по древнему пути отецъ своих ходити и жити во прежнем си благочестии и тишинѣ. Многая бо неутолимая лютая предстоят в таковом начинании, — еже оставити закон благочестия спасеныя заповѣди живаго Бога и приступити к латынству. Вси бо прелщенныя души вѣрных взыщутся от Господа Бога на тѣх прелестных богоотступницех. И вы от таковаго их злодѣйства возражайте по реченному: „Бѣжи грѣха, яко ратника, бѣжи от прелести, яко от лица змиина, да не уязвит твоея душа жалом пагубы некончаемыя". О сих, сынове, сами вѣсте, како в преже бывшая времена коликая царства великих земель, многия грады и мѣста преступления ради закона и преслушания ради святых пророкъ и апостолъ, и святых отецъ учения не послушавше, в пагубу многу впадоша и в запустѣние быша; а не покорившияся земли и грады Богом порученному их государю сотрошася и разорени быша. Царствующий же великий град Костянтинополь, иже преже благочестием просиявый паче инѣх царствий, не тоя же ли ради латынския прелести погибе и от благочестия истребися и донынѣ погаными турки одержим бысть.[32] И, сынове, Божия страха убойтеся! Не един в вас, не два блазнитеся, хотяще от истинны отступити и с праваго пути заблудити, якоже забывше великую над вами древнюю державу и закона отецъ своих от дѣд, от прадѣд, но бесчисленое ваше множество народа вси прелщаетеся. И вы, сынове, смиритеся емуже Богом покорени есте, под крѣпкою рукою благовѣрнаго и благочестиваго государя, великаго князя Ивана Василевича всеа Русии, вашего очича и дѣдича, по реченному великим свѣтилником Христовым апостолом Павлом, вселенским учителем: „Всяк, — рече, — повинуяйся власти, Божию повелѣнию повинуется, а противляяйся власти, Божию повелѣнию противится".[33] И паки рече: „Бога бойтеся, а князя чтите: Божий бо слуга есть. Не туне меч носит — в месть врагом, в похвалу же добродетлемъ".[34] И вы, чада, о сих поразумѣйте и того ради смиритеся. И Богъ мира будет с вами».

Раздел 4. Послание митрополита Филиппа в Новгород. И преосвященный Филипп, митрополит всея Руси, не однажды также посылал к ним в Великий Новгород таковые поучения от Святых Писаний: «Сыны, слышу я, что кое-кто у вас покушается на великий бунт, и на великое нестроение земли, и не тишину стремясь внести, а великое смятение и раскол в святую Божию церковь: отступивши от православия и от прежней державы, присоединиться желают к латинству. И вы сами таковых безумных людей отведите у себя от такового скверного их учения, ибо, дети, дело это богопротивное: оставлять свет благочестивой веры и ко тьме латинского прельщения присоединяться, будто и не ждете вы от Бога праведного его суда и не страшитесь <получить> у него множество вечных мук. И убойтесь вы Божьего гнева и того страшного серпа, виденного великим пророком Захарией, что сходил с небес на сынов непокорных. И потому наказывайте бесчинцев, творящих между вами распри и соблазны, и учите их добру, как ходить по старому пути своих отцов и жить в своем прежнем благочестии и тишине. Ибо много неутешимого и лютого может случиться из-за такого начинания, — благочестивый закон спасительной заповеди живого Бога оставить и приступить к латинству. Ибо за все соблазненные души верных взыщет Господь Бог на тех лживых богоотступниках. И вы на таковое их злодейство восставайте по сказанному: «Беги от греха, как от вооруженного врага, беги от прельщения, как от змеи, чтобы не уязвилась твоя душа жалом нескончаемой пагубы». О том, дети, сами знаете, как много в прежде бывшие времена великих царств земных, городов и мест из-за преступления закона и из-за ослушания святых пророков и апостолов, не послушав учения святых отцов, впало в великую погибель и оказались в запустении; а города и земли, не покорившиеся Богом врученному им государю, были стерты <с лица земли> и разорены. А великий царствующий град Константинополь, благочестием в прежние времена просиявший больше других царств, не погиб ли из-за того латинского прельщения, и истреблено в нем было благочестие, и владеют доныне им поганые турки. И вы, дети, побойтесь Бога! Не один и не два средь вас соблазняются, хотя от истины отступить и с правого пути сойти, ибо, забывши об издревле стоящей над вами великой власти и о законе отцов своих <со времен> дедов и прадедов, соблазняетесь все вы бесчисленным множеством народа. И вы, дети, смиритесь пред тем, кому вы покорены Богом, под крепкою рукою благоверного и благочестивого государя, великого князя всея Руси Ивана Васильевича, вашего отчича и дедича, по сказанному великим светильником Христовым апостолом Павлом, вселенским учителем: «Всякий, — сказал он, — повинующийся власти Божию повелению повинуется, а противящийся власти Божию повелению противится». И еще он сказал: «Бога бойтесь, а князя чтите, ибо слуга он Божий. Не втуне меч носит, но для отмщения врагам и для прославления добродетельных». И вы, чада, об этом поразмыслите и того ради смиритесь. И Бог мира да будет с вами».

 

Титла 4. Поучение Феофилово. Прежде же о сих и по сих преподобный священноинок, нареченный на владычество Феофил, велми возбраняше им от таковых лукавых умышлениих и повелеваше им престати от таковаго злаго начинания. Они же не послушаху словес его. Он же того ради хотяше снити в монастырь и в кѣлии безмолствовати. И не попустиша его. Боляре же новоградстии, и посадницы, и тысящские, и прочии гражане, иже не хотяху перваго обычая измѣнити и крестнаго целования преступити, слышавше словеса послов великаго князя, и митрополиче благословение и поучение, и своего нареченнаго на владычество Феофила поучение и возбранение, мнози возрадовашася радостию великою и по древнему исправитися хотяху великому князю.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!