О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии 2 страница



Об измене новгородцев. Но некоторые из них, дети посадника Исака Борецкого с их матерью Марфой и с другими изменниками, наученные дьяволом, начали на свою погибель говорить недоброе и извращенное и кричать так, приходя на вече: «Не хотим быть во власти великого князя Московского и именоваться его отчиной, ибо творит нам великие обиды и несправедливости. Мы — вольный народ, Великий Новгород! Хотим быть под властью короля Казимира Польского!» И таким образом взметнулся весь их город, взволновалися они, будто пьяные. Одни по-старому хотели быть под властью великого князя Московского, а другие Литовскому королю хотели быть подвластными. Сотворявшие же вражду изменники нанимали худших людей, готовых на всякое неистовство, и те, приходя на вече, беспрестанно звонили в колокола и с криком говорили: «Короля хотим, пусть владеет нами!» А другие <говорили>: «Мы со старых времен и доныне — держава великого князя Московского, которого и желаем». А безумные наемники окаянных изменников метали камни в тех, кто не хотел отступать от великого князя. Многие же из них, старые посадники, и тысяцкие, и лучшие люди, и прочие горожане увещевали крамольников, говоря им: «Невозможно, братья, чтоб так это стало, чтобы предаться нам королю и поставить архиепископа от так называемого его митрополита Григория, латынянина, являющегося учеником подлинного латынянина, суемудрствующего Исидора. Мы ведь изначала — держава великого князя Рюрика, которого по своей воле взяла вся Русская земля наша из Земли варяжской, правнук которого, блаженный великий князь Владимир, обрел истинное благочестие и крестился и всю нашу Русскую землю привел ко крещению. И начиная с того святого Владимира вплоть до сего нашего господина великого князя Ивана Васильевича под латынянами мы не бывали и архиепископа от них себе не ставили, как ныне вы суетно замышляете». А отступники те, как прежние еретики, ученики дьявола, желая добиться того, что замыслили, дерзнули <выступить> против благочестия и не хотели во благочестии покориться великому князю и митрополиту Филиппу и, не боясь Бога, православию противились.

 

Безумное послание в Литву от новоградцев. И посланника своего в Литву к королю со многими дарми безумнии послаша, глаголюще: «Мы, волнии людие, Великий Новград, бьем челом тебѣ, честному кралю, да бы ты нашему государству, Великому Новуграду, и нам господинъ был. И архиепископа нам вели поставити своему митрополиту Григорию и князя нам дай из своея державы». Краль же возрадовася о словесех сих и дары их с любовию прият и много чествова посланников их.

Безумное послание в Литву от новгородцев. И послали они, безумные, к королю в Литву со множеством даров своего посланника со словами: «Мы, вольный народ, Великий Новгород, бьем челом тебе, честному королю, чтоб ты был нашему государству, Великому Новгороду, и нам господином. И вели нам архиепископа поставить митрополиту своему Григорию и дай нам князя из своей державы». И король возрадовался таким словам и принял дары их с любовью и <отдал> много почестей их посланникам.

 

Олелковичь. К ним же посла князя Михаила Олелкова сына киевскаго.[27] Новоградцы же прияша его честнѣ. Великаго же князя намѣстников не сослаша з городища.

Олелькович. А к ним послал киевского князя Михаила Олелькова сына. И новгородцы приняли его с честью. Но великого князя наместников не прогнали с городища.

 

Суждалской. А иже был у них князь Василий Горбатой, брат Суждалских князей,[28] егоже яко слугу у себе имяху, и того послаша в Заволочье, в заставу на Двину: готовляхуся, безумнии, на брань против воинства великаго князя.

Суздальский. А бывшего у них князя Василия Горбатого, брата Суздальских князей, которого как слугу у себя держали, того послали они в Заволочье, в заставу на Двину: готовиться стали к бою, безумные, с войсками великого князя.

 

Титла 3. Послание великаго князя в Новград.[29] Слышав же сие великий князь Иван Василевич, что въ его отечествѣ, в Великом Новѣграде, великое возмятение, и посла к ним послы своя, глаголя сице: «О, людие новоградстии! Отчина моя есте изначала, от перваго в земли вашей великого князя Рюрика и до правнука его, святаго и великаго князя Владимера, крестившаго всю Землю русскую, и от того великаго князя Владимера Киевскаго и до великаго князя Дмитрея-Всеволода Юревича Владимерскаго, а от того даждь и до мене род ихъ мы владѣем вами, и жалуем вас, и бороним отвсюду. И казнити вас волны же есмя за презорство ваше к нам. А за королем ни за которым, ни за великим князем Литовским не бывали есте, како и земля ваша стала. Нынѣ же отступаете от християнства к латынству чрез крестное к нам целование. Аз же, великий князь, ничтоже тщетно содѣваю вам, ни тягости излишние не налагаю на вас, но якоже быша дани и оброки при отцѣ моем великом князе Василе Василевиче, и при дѣде, и при прадѣдѣ, и при прочих великих князех рода нашего. Вы же бо не едину сию измѣну ко мнѣ показуете; егоже ради смирити вас хощет Господь Богъ. Но аз, не хотя видѣти многаго християнскаго кровопролития, и того ради наипаче легчайше хощу пожаловати вас, свою отчину. И вы не наведите сами на себя гнѣва Божия, от нашего извѣчнаго над вами державства не отступайте и к латынству не прилагайтеся».

Раздел 3. Послание великого князя в Новгород. Услышав о том, что в отчине его, в Великом Новгороде, великое смятение, послал великий князь Василий к ним своих послов с такими словами: «О, люди новгородские! Вы отчина моя изначала, от первого в вашей земле великого князя Рюрика и до правнука его, святого великого князя Владимира, крестившего всю Землю русскую, а от того великого князя Владимира Киевского до великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского, а от него вплоть и до меня, его потомка, владеем мы вами, и жалуем вас, и от всего защищаем. И вольны мы казнить вас за ваше своеволие пред нами. А ни за каким королем, ни за великим князем Литовским вы не бывали, с тех пор как ваша земля стоит. И ныне вы отступаете от христианства к латинству, преступая крестное нам целование. Я же, великий князь, ничего плохого не делаю вам, ни тягла излишнего не налагаю на вас, но такие же дани и оброки, какие были при отце моем, великом князе Василии Васильевиче, и при деде, и при прадеде, и при прочих великих князьях нашего рода. И не единственно эту измену вы предо мной являете; и за то желает смирить вас Господь Бог. Но, не хотя видеть много кровопролития средь христиан, я пожалую вас, свою отчину, более легким образом. Не наводите же сами на себя гнева Божьего, не отступайтесь от нашей извечной над вами власти и не присоединяйтесь к латинству».

 

Титла 4. Послание Филиппа митрополита в Новград.[30] Преосвященный же Филипп, митрополит всеа Русии, такоже не единою от себе посылая к ним в Великий Новград поучение от Святых Писаний сице: «Слышу, сынове, яко у вас нѣцыи поощряются на многое стремление, и на многое земли неустроение, и не тишину хотяще ввести, велик мятеж и раскол святѣй Божии церкви: отступая от православия и от древния державы, хотяще к латынству приложитися. И вы у себя таковых безумных людей сами исправите таковаго злаго их научения, понеже, сынове, то дѣло благоотмѣтно есть: еже благочестия свѣт оставити и ко тмѣ латынския прелести приложитися, яко нечающе от Бога праведнаго суда его, ни устрашаяся от него многих вѣчных мук. И вы Божия гнѣва убойтеся и сего страшнаго серпа, великим Захариею пророкомъ видѣннаго,[31] сходящаго с небеси на сыны непокоривыя. И того ради наказуйте бесчинныя, творящая в вас распря и соблазны, и учите их на добро, по древнему пути отецъ своих ходити и жити во прежнем си благочестии и тишинѣ. Многая бо неутолимая лютая предстоят в таковом начинании, — еже оставити закон благочестия спасеныя заповѣди живаго Бога и приступити к латынству. Вси бо прелщенныя души вѣрных взыщутся от Господа Бога на тѣх прелестных богоотступницех. И вы от таковаго их злодѣйства возражайте по реченному: „Бѣжи грѣха, яко ратника, бѣжи от прелести, яко от лица змиина, да не уязвит твоея душа жалом пагубы некончаемыя". О сих, сынове, сами вѣсте, како в преже бывшая времена коликая царства великих земель, многия грады и мѣста преступления ради закона и преслушания ради святых пророкъ и апостолъ, и святых отецъ учения не послушавше, в пагубу многу впадоша и в запустѣние быша; а не покорившияся земли и грады Богом порученному их государю сотрошася и разорени быша. Царствующий же великий град Костянтинополь, иже преже благочестием просиявый паче инѣх царствий, не тоя же ли ради латынския прелести погибе и от благочестия истребися и донынѣ погаными турки одержим бысть.[32] И, сынове, Божия страха убойтеся! Не един в вас, не два блазнитеся, хотяще от истинны отступити и с праваго пути заблудити, якоже забывше великую над вами древнюю державу и закона отецъ своих от дѣд, от прадѣд, но бесчисленое ваше множество народа вси прелщаетеся. И вы, сынове, смиритеся емуже Богом покорени есте, под крѣпкою рукою благовѣрнаго и благочестиваго государя, великаго князя Ивана Василевича всеа Русии, вашего очича и дѣдича, по реченному великим свѣтилником Христовым апостолом Павлом, вселенским учителем: „Всяк, — рече, — повинуяйся власти, Божию повелѣнию повинуется, а противляяйся власти, Божию повелѣнию противится".[33] И паки рече: „Бога бойтеся, а князя чтите: Божий бо слуга есть. Не туне меч носит — в месть врагом, в похвалу же добродетлемъ".[34] И вы, чада, о сих поразумѣйте и того ради смиритеся. И Богъ мира будет с вами».

Раздел 4. Послание митрополита Филиппа в Новгород. И преосвященный Филипп, митрополит всея Руси, не однажды также посылал к ним в Великий Новгород таковые поучения от Святых Писаний: «Сыны, слышу я, что кое-кто у вас покушается на великий бунт, и на великое нестроение земли, и не тишину стремясь внести, а великое смятение и раскол в святую Божию церковь: отступивши от православия и от прежней державы, присоединиться желают к латинству. И вы сами таковых безумных людей отведите у себя от такового скверного их учения, ибо, дети, дело это богопротивное: оставлять свет благочестивой веры и ко тьме латинского прельщения присоединяться, будто и не ждете вы от Бога праведного его суда и не страшитесь <получить> у него множество вечных мук. И убойтесь вы Божьего гнева и того страшного серпа, виденного великим пророком Захарией, что сходил с небес на сынов непокорных. И потому наказывайте бесчинцев, творящих между вами распри и соблазны, и учите их добру, как ходить по старому пути своих отцов и жить в своем прежнем благочестии и тишине. Ибо много неутешимого и лютого может случиться из-за такого начинания, — благочестивый закон спасительной заповеди живого Бога оставить и приступить к латинству. Ибо за все соблазненные души верных взыщет Господь Бог на тех лживых богоотступниках. И вы на таковое их злодейство восставайте по сказанному: «Беги от греха, как от вооруженного врага, беги от прельщения, как от змеи, чтобы не уязвилась твоя душа жалом нескончаемой пагубы». О том, дети, сами знаете, как много в прежде бывшие времена великих царств земных, городов и мест из-за преступления закона и из-за ослушания святых пророков и апостолов, не послушав учения святых отцов, впало в великую погибель и оказались в запустении; а города и земли, не покорившиеся Богом врученному им государю, были стерты <с лица земли> и разорены. А великий царствующий град Константинополь, благочестием в прежние времена просиявший больше других царств, не погиб ли из-за того латинского прельщения, и истреблено в нем было благочестие, и владеют доныне им поганые турки. И вы, дети, побойтесь Бога! Не один и не два средь вас соблазняются, хотя от истины отступить и с правого пути сойти, ибо, забывши об издревле стоящей над вами великой власти и о законе отцов своих <со времен> дедов и прадедов, соблазняетесь все вы бесчисленным множеством народа. И вы, дети, смиритесь пред тем, кому вы покорены Богом, под крепкою рукою благоверного и благочестивого государя, великого князя всея Руси Ивана Васильевича, вашего отчича и дедича, по сказанному великим светильником Христовым апостолом Павлом, вселенским учителем: «Всякий, — сказал он, — повинующийся власти Божию повелению повинуется, а противящийся власти Божию повелению противится». И еще он сказал: «Бога бойтесь, а князя чтите, ибо слуга он Божий. Не втуне меч носит, но для отмщения врагам и для прославления добродетельных». И вы, чада, об этом поразмыслите и того ради смиритесь. И Бог мира да будет с вами».

 

Титла 4. Поучение Феофилово. Прежде же о сих и по сих преподобный священноинок, нареченный на владычество Феофил, велми возбраняше им от таковых лукавых умышлениих и повелеваше им престати от таковаго злаго начинания. Они же не послушаху словес его. Он же того ради хотяше снити в монастырь и в кѣлии безмолствовати. И не попустиша его. Боляре же новоградстии, и посадницы, и тысящские, и прочии гражане, иже не хотяху перваго обычая измѣнити и крестнаго целования преступити, слышавше словеса послов великаго князя, и митрополиче благословение и поучение, и своего нареченнаго на владычество Феофила поучение и возбранение, мнози возрадовашася радостию великою и по древнему исправитися хотяху великому князю.

Раздел 4. Поучение Феофилово. А до этого и после этого преподобный священноинок, избранный во владыки Феофил, сильно предостерегал их от таковых коварных замышлений и повелевал им отказаться от такового злого начинания. Но они не слушали его речей. Он же из-за этого хотел удалиться в монастырь и в келии безмолвствовать. И не допустили его <до этого>. Многие же новгородские бояре, и посадники, и тысяцкие, и прочие горожане, те, что не желали изначального порядка изменить и крестное целование преступить, услышавши о словах послов великого князя и о митрополичьем благословении и наставлении, и о предостережении и наставлении своего избранного во владыки Феофила, возрадовались великой радостью и хотели по-старому служить великому князю.

 

Титла 5. О погибелном ухищрении злоумныя жены Марфы. Злокозненыяй же дьявол, иже искони ненавидяй добра человѣческому роду, вниде у них во злохитрену жену Исакову Борецкаго, именем Марфу, о нейже выше речено бысть, и тако окаянный соплетеся лукавыми словесы с литовскимъ князем с Михаилом Александровичем, егоже мало преже сих присла его к ним кралъ; и по его совѣту бестудная она Марфа хотяше посягнути замуж за литовскаго пана за королева[35] и с ним хотя владѣти всею новоградскою землею. И тако мысляще, нача прелщати весь народ православия, Великий Новград, хотяще отвести от великаго князя и ко кралю присягнути. Якоже древняя лвица Езавел,[36] иже многих убиваше пророчествующих о имени Господни, и сама со стены града свержена и конми попрана, сконча окаянный живот свой, и пси снедоша ю; такоже и другая, подобна ей, безаконная Иродия,[37] жена Филиппа царя, обличена Крестителем Господним Иванном о безаконнии и не терпя обличения, окаянная, и того ради оболсти своего царя плясанием дщери своея, угодив ему, и отсѣче пророчю главу, — и сама со дьяволом мучитися осужена бысть в бесконечныя вѣки; к сим же равно и Евдоксия царица таково же зло сотвори: всемирнаго светилника, великаго Иоанна Златоустаго, патриарха Царьствующаго града, со престола согна и во Армены заточи,[38] — и того ради сама жива червми воскипѣвше, много лѣт по смерти же ея трясением гроба ея проявляше знамение будущей муцѣ; такоже и Далида окаянная, безакония ради ея, мужа своего Самсона, свята и храбра, не пощадѣ,[39] но лестию остригши, иноплеменникомъ предастъ, — сице и сия окаянная Марфа всего народа хотя прелстити и с праваго пути совратити, и тмою прелести латынския ослепи свои душевныя очи лукаваго ради с нею дьяволя сплетения и мысли злыя литовскаго князя. С нею же тогда мысля и думая, иже от самого сатаны, гордаго дьявола, злѣ подстрекаемый чернец Пимин,[40] прежняго архиепископа бывший ключник; и той лукавый тайношептанием на все зло помагаше им и сам желаше получити от латынскаго митрополита поставлен быти на архиепископьство Великаго Новаграда, о немже не благоволи Богъ, и не прият бысть от людей. Он же окаянный издаяше много злата лукавой той Марфе. Она же, окаянная, не токмо себя и душу свою, но и чада своя в конечную пагубу вовлече, по не мнозѣ же и литовскаго князя Михаила Олелковича отъ себе отгнаша.

Раздел 5. О коварном умысле злоумной жены Марфы. А злокозненный дьявол, искони ненавидящий добро в человеческом роде, вошел у них в злохитрую жену Исака Борецкого, по имени Марфа, о которой выше было сказано, и так, окаянный, сплелся лживыми речами с литовским князем Михаилом Александровичем, которого незадолго до того к ним прислал король; и по его совету та бесстыдная Марфа возымела желание выйти замуж за литовского пана, королевского подданного, пожелав с ним вместе владеть всей новгородскою землею. И так замыслив, начала она прельщать весь народ православный, Великий Новгород, хотя отвести их от великого князя и подвести под короля. Как в древности львица Иезавель, что убивала многих пророчествовавших об имени Господнем, а <потом> сама, сверженная с городской стены и растоптанная лошадьми, окончила окаянную свою жизнь, и псы ее съели; таким же образом и другая, подобная ей, беззаконная Иродиада, жена царя Филиппа, будучи обличена Крестителем Господним Иоанном в беззаконии и не стерпев обличения, обольстила, окаянная, из-за того своего царя пляской дочери своей и угодила ему, и он отсек главу пророку, — и сама была осуждена со дьяволом мучиться вечно; подобно сим и Евдоксия царица такое же зло сотворила: святителя всего мира, великого Иоанна Златоуста, Царствующего града патриарха, со <святительского> престола прогнала и заточила в Армению, — и за это сама при жизни покрылась кипящим месивом червей, а по смерти ее много лет содрогание гроба ее являло знамение уготованной ей муки; таким же образом и окаянная Далила из-за беззакония не пощадила мужа своего Самсона, святого и храброго, а, обманом остригши, предала иноплеменникам, — так вот и сия окаянная Марфа, желаючи весь народ обмануть и совратить с правого пути, ослепила тьмой латинского прельщения душевные свои очи по причине коварного дьявольского соединения с нею и по злой мысли литовского князя. А с нею вместе задумывал тогда те планы злостно подстрекаемый самим сатаной, гордецом-дьяволом, чернец Пимен, бывший ключник прежнего архиепископа; тот обманщик тайным нашептыванием во всяком зле помогал им, а сам желал получить от латынского митрополита поставление на епископство в Великом Новгороде, на что не было Божьего изволения, и не принят он был людьми. И окаянный этот передавал много злата коварной той Марфе. Она же, окаянная, не себя только и душу свою, но и чад своих увлекла в последнюю погибель, вскоре же и литовского князя Михаила Олельковича они от себя прогнали.

 

О неистовстве новоградцевъ. Ко злоумной же Марфе и к дѣтем ея многие люди на сонмище сходящеся и мнози наемнии поборники и с прочими неистовыми людми и безумными невѣгласы. И мнози тмою прелести, злата и сребра взятием помрачишася и яко возбеснѣша, или яко звѣрие дивии безчеловѣчен разум имуще; великаго же князя послов словес, тако же и митрополича посла, ни слышати не хотяху, и яко скоту уподобишася, ничтоже разума имуще, но точию единою кричаще. Ниже безсловесная животная не сице кричаху, якоже они окаяннии; государем зовяху себѣ Великий Новград и на вече приходяху, бьяху в колоколы, и лаяху, яко пси, и нелѣпая глаголюще: «За короля хотим!» И таково бѣ в них возмущение, якоже бысть во Иерусалимѣ, егда предаде его Богъ въ руцѣ Титовѣ.[41] Якоже иерусалимляне тогда же межи себе брань творяху, тако и здѣ новогородцы брань меж собою воздвигоша.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!