Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)
Самостоятельные игры:
- игра-экспериментирование,
Самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
Игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные.
Досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр.
|
|
В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.
Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры подразделяются
По содержанию:
- математические,
- природоведческие,
- речевые и др.
По дидактическому материалу:
- игры с предметами и игрушками,
|
|
- настольно-печатные, словесные.
Подвижные игры классифицируются
По степени подвижности:
- игры малой подвижности,
- средней подвижности,
- большой подвижности.
По преобладающим движениям:
- с прыжками,
- с перебежками и др.
По предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом,
- с лентами,
- с обручами и др.
Среди дидактических и подвижных игр выделяют:
- c южетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»),
- бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее.
|
|
Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча; поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом/
Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих.
Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается.
В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф», «Помоги Лизе убрать кубики».
Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других:
|
|
- Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его,
- Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно,
- я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение».
Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке.
То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 3429; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!