Концептуальные основы игровых технологий
АНОО ДПО (ПК) АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «АЛЬТЕРНАТИВА»
Всероссийская научно-практическая конференция
«Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов»
Направление 1. Дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научный редактор - В.П. Ларина,
Доктор педагогических наук,
Зав. кафедрой инновационного образования
АНОО ДПО (ПК)
Академия образования взрослых «Альтернатива» (г. Киров)
Киров 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название материала | Стр. |
1 | ИГРА И ЕЕ ФУНКЦИИ | 3 |
2 | КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | 4 |
3 | СТРУКТУРА ИГРЫ | 5 |
4 | КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР | 6 |
5 | ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ | 9 |
6 | ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ | 9 |
7 | ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА | 12 |
8 | ЭТАПЫ ИГРЫ | 13 |
9 | ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА | 16 |
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИИ | 28 |
ИГРА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
|
|
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в дошкольном образовании.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
|
|
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (по Селевко Г.К.)
По уровню применения: все уровни.
|
|
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По подходу к ребенку : свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации игровой технологии
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
|
|
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтъев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
СТРУКТУРА ИГРЫ
В структуру игры как деятельности органично входят:
- мотивация;
- целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
(по материалам сайта www.tutaevdeti.ru )
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.
Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификции положил принцип дифференцированного влияния игр на
· развитие ума (умственные игры),
· внешних органов чувств (сенсорные игры),
· движений (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса:
- игры обычных функций (игры подвижные,умственные,сенсорные, развивающие волю),
- игры специальных функций. Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
П.Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые
- по содержанию имитационные (подражательные),
- по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.
В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме.
Таким образом, П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
- имитационные (подражательные),
- подвижные (игры с правилами).
«Привязывание» П.Ф. Лесгафтом каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П.Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:
- игры, придуманные самими детьми,
- игры, придуманные взрослыми.
Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.
Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила,
- во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть),
- во-вторых, часть из них носит скрытый характер.
Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится».
Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.
В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.
Например, в старшей группе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку».
Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
В этой классификации выделяется три класса игр.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!