То есть, нужно ли специально заучивать произведение, или оно будет запоминаться само в процессе работы над ним?



На этот вопрос нет однозначных ответов. По мнению одних музыкантов (А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С.И. Савшинский), в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на рациональном использовании специальных мнемонических приемов и правил, тщательном продумывании разучиваемого.

Согласно другой точке зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах, С.Е. Фейнберг), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно запоминается без насилия над памятью

При ближайшем рассмотрении индивидуального стиля деятельности различных музыкантов обращает на себя внимание тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности и обладающих аналитическим складом ума. Деятельность таких людей обусловлена активизацией левого полушария мозга, являющегося в этом случае ведущим.

Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых» музыкантов-исполнителей, ориентирующихся в своей работе преимущественно на образное мышление, которое связано с деятельностью правого, «художественного» полушария.

Исходя из сказанного выше, в методике выучивания музыкального произведения на память можно предложить два пути – произвольное и непроизвольное запоминание - каждый из которых не исключает другого и зависит от личностного склада музыканта, индивидуального стиля его деятельности.

Произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным.

Механическое запоминание -- это запоминание путём многократного повторения без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала, часто бессмысленное зазубривание материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти два способа запоминания материала, то важно знать, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов -- всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Также механическое запоминание опасно ещё и  тем, что поневоле вырабатывают слуховые штампы, что интонационно-логические связи в пьесе становятся жесткими, упрощаются, их смысл быстро выхолащивается, а пьеса «забалтывается».

Специфика заучивания произведений наизусть

Для совершенствования процессов запоминания и заучивания полезно учитывать основные психологические принципы. Например:

Закон памяти:     Практические приёмы реализации:
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она   запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

 

Также во время запоминания  музыкального произведения эффективен метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, проиграть фрагмент по нотам один - два раза, затем попытаться его сыграть без нот, после чего снова несколько раз по нотам и вновь попытаться воспроизвести и т.д. Такое заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

 Один из наиболее часто задаваемых вопросов: как учить произведение наизусть - в целом или по частям?

«Целостный» метод более эффективен тогда, когда пьеса невелика и может охватываться единым внутренним взором музыканта. Иначе говоря, если пьесу легко можно охватить в целом, то ее лучше не дробить на фрагменты.

Если же произведение большое, то не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком, большие тексты лучше учить частями. Но в любом случае объем фрагмента для повторения не должен превышать объем внутреннего взора.

А если материал неравномерной трудности, то заучивать его лучше комбинированным методом.

 

После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов. Поскольку прерванная задача лучше запоминается, периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его лучшему запоминанию.

 

Таким образом, выучивание наизусть музыкального произведения – одна из главных  работ музыканта-исполнителя. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память», - считал Р. Шуман.

Найти универсальный способ запоминания музыкального произведения, подходящий для всех достаточно сложно. Нужно исходить  из особенностей музыки и индивидуальности музыканта. При выборе любого метода решающее значение имеет музыкальное качество работы.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!