V. Методические указания к практическим, семинарским и лабораторных занятиям



ПЛАНЫ ПРАКТИЧКСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1 (подчеркнутое конспектируем) 4 часа

Образ – Символ – Понятие – Троп

Вопросы занятия и литература.

  1. Соотношение образ а и символа в работах С.С. Аверинцева и О.А. Седаковой

По работам Аверинцева Символ  художественный// Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. М., 2006. И Седаковой О.А. Поэзия и антропология// Наше положение. М., 2000, с. 112-123. Седакова О.А. Символ и с ила// Седакова О.А. Апология разума М., 2009 (2011)

  1. Соотношение образного и понятийного. Миф – образ – понятие, их соотношение в работе О.М. Фрейденберг «Образ и понятие» Мифологический образ и понятие в древности. Отличие древней метафоры от современной. Почему «античные понятия складываются в виде метафор»?

По работе О.М. Фрейденберг Образ и понятие//С.Н. Бройтман Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004, с. 91-114

  1. Образ. Специфические черты художественного образа (ёмкость содержания, типичность, экспрессивность, самодостаточность)

По статье В.А. Скиба, Л.В. Чернец Образ//Введение в литературоведение. М., 1999. С. 209-220.

  1. Тропы и фигуры речи (Основные тропы и фигуры знать определения и подобрать примеры (Минимум знать следующие термины: метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, литота, гипербола, ирония, анафора, эпифора, перифраз, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция).

Особенности тропов в японской и индийской поэтиках.

По статьям:

Клинг О.А. Тропы//Введение в литературоведение. М., 1999. С. 432-446

Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., Тюпа В.И. Тропы и фигуры // Теория литературы в 2 томах, М., 2004, с. 144-146

Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха (VIII-XIII вв)// С.Н. Бройтман Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004, с138-147

Анандавардхана Дхваньялока (свет дхвани) С.Н. Бройтман Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004, с128-131

  1. Грифельная ода О. Мандельштам (примеры образов, тропов, фигур, символы в стихотворении)

http://imwerden.de/publ-3026.html -ссылка на лекцию Седаковой об образе и символе

Материалы по тропам и фигурам - http://rifma.com.ru/Poetic-3.htm

 

Практическое занятие № 2 (подчеркнутое конспектируем)

Стих и проза (4 часа)

Вопросы занятия и литература

  1. В каких отношениях и с каких точек зрения можно сопоставить поэзию и прозу? Какую роль в этом играют понятия метра, ритма, практической (обычной) речи, типа художественного образа?
  2. Какие исследования считаются основополагающими в вопросе связи стихового ритма и семантики прозаического слова?
  3. Расскажите об основных понятиях стиховедения, опираясь на материалы книги В.М. Жирмунского «Теория стиха» (ритм, метр, размер, стопа, системы стихосложения, анакруза, цезура, клаузула, рифма, виды рифм, строфа, виды строфакцентный стих, дольник, классические силлабо-тонические размеры, вариации анакруз)
  4. Прочитайте стихотворения Мандельштама «Когда психея жизнь спускается к теням» и «Ласточка». Покажите на этих стихотворениях, в чем специфика поэтического художественного образа и какие особенности ритмического рисунка в этих стихотворениях (как «теснота стихового ряда» (Термин Тынянова) связана с появлением «колеблющихся значений» слов в этих стихотворениях.
  5. Прочитайте стихотворение в прозе Аллоизуиса Бертрана Щеголь (его книга «Гаспар из тьмы). Расскажите о своих наблюдениях над ритмом прозы.
  6. Выберите один дольник из произведений Михаила Кузьмина, составьте письменно схему ударений стихотворения, сделайте вывод (урегулированный или неурегулированный дольник).

 

Литература

  1. Теория литературы в 2 томах под редакцией Тамарченко, Тюпа, Бройтмана. М., академия, 2004 (глава Стих и проза). С. 138-142, 163-171
  2. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
  3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (или другое издание) Раздел «Речь художественная и практическая»
  4. Бахтин М.М. Слово в романе// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72-113
  5. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка//Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993 (или другое издание) Глава 2 Смысл стихового слова.
  6. Жирмунский В.М. Теория стиха. СПб, 1975 (разделы Предисловие, Основные понятия. Силлабо-тоническое стихосложение, Метрические определители. Рифма, ее история и теория. Метрическая композиция. Строфа. Композиция свободных стихов. Стихосложение Маяковского, О ритмической прозе).

Дополнительная


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!