Как связаны понятия символ и образ? (по статьям Аверинцева, Седаковой) пример вопроса эссе.



II.1 Варианты контрольных работ.

Не предусмотрены

II.2 Тематика рефератов.

Человек в литературе Древней Руси.

Жанровая структура литературы разных периодов

Особенности романтического мировоззрения

Особенности лирических жанров.

Классические стихотвореные размеры

Стих и проза: особенности

Образ и символ: разница понятий и их взаимосвязь

Парадигмы художественности: классика, модернизм (Тамарчекно)

II.4 Варианты тестовых заданий.

Не предусмотрены

III. Методические рекомендации преподавателю курса

Обозначить объем работы, дать список основных текстов для конспектирования и чтения, план занятий.

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр - А, вид отчетности – зачет

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц
Трудоемкость изучения дисциплины 72/ 2
Контактная работа с преподавателем 50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе:
Лекции 26
практические занятия 20
лабораторные работы -
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) 4
Самостоятельная работа студента (всего) 22
в том числе:  
Самостоятельное изучение тем, подготовка к семинарам 8
Подготовка реферата ( и его презентация) 5
Подготовка обзора научных статей (конспект-доклад) 5
Подготовка эссе (Символ и образ) 2
Подготовка письменной работы (тропы) 2

 

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Филология как наука. Художественный образ.

Тема 1.1. Филология как «служба понимания» (С.С. Аверинцев). Литература среди других искусств.

 Тема 1.2. Символ - образ - понятие - троп. Язык художественной литературы – особый язык или особое использование обычного языка? Понятие формы.

Ольга Седакова об образе и символе, их взаимодействии, их месте в современной культуре, о роли поэзии в культуре и мире, о «человеке невероятном» и о даре формы. Ольга Михайловна Фрейденберг о дологическом и логическом мышлении, об образовании понятий, о древней метафоре и об образности ранних понятий в истории культуры. Тропы и язык художественной литературы. Поэтика японского стиха, индийская поэтика.

РАЗДЕЛ 2. Основные понятия сюжетологии и нарратологии

Тема 2.1.Сюжет в мифе и миф в литературе. Сюжет и фабула. Хронотоп. Бахтин о формах времени и хронотопе.

2.2. Повествование. Субъектная организация и теория автора.

2.3. Точка зрения. Успенский «Поэтика композиции»

РАЗДЕЛ 3. Стиховедение

Тема 3.1. Свободные и классические размеры (книга В.М. Жирмунского «Теория стиха»)

Тема 3.2. Ритм прозы. Стих и проза. Фигуры и тропы (книга Гиршмана «Ритм прозы»)

РАЗДЕЛ 4. Литературные шедевры в разных художественных парадигмах (Тамарченко)

Тема 4.1. «Слово о полку Игореве», древнерусская риторика и развитие древнерусского языка (феномен стиля плетения словес, стиль Ивана Грозного и «вяканье» в стиле Аввакума)

Лихачев Д.С. и Рикардо Пиккио об особенностях древнерусской литературы. В.В. Колесов о древнерусском языке, стиле плетения словес и красноречии произведений Киевской Руси. Виноградов об Аввакуме.

Тема 4.2. Классицизм. Особенности русского Просвещения. Образцовая литература. Формулы и традиции. Державин и его оды (Фелице, Бог)

Тема 4.3. Романтизм.

Ю.М. Лотман о русском романтизме.

Тема 4.4. Реализм.

Реализм как поздний этап романтизма (Бройтман, Тамарченко, Тюпа). Классические тексты русской литературы 19 века в рефлексии В. Набокова (Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский).

Тема 4.5. Модернизм (парадигма «Искусство – поле коммуникации» Тамарченко). Роль русского акмеизма. Творчество В.Набокова.

 

IV. Методические рекомендации студенту по освоению программ учебной дисциплины и организации самостоятельной работы

Самостоятельное изучение разделов дисциплины


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!