Литургика как область богословской науки: общая характеристика (история, предмет, объект, структура и методы)



С греческого языка слово «литургия» (а значит и родственное слово «литургика») означает «общее дело». Предметом литургики в самом широком смысле слова является общественное церковное православное богослужение (изучение богослужения Византийского обряда). Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии (греч. благодарение есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа), а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Итак, литургика — это наука о богослужении, которая является частью Священного Предания. Богослужение является выражением любви к Богу.

Обратимся к священной истории. Церковь появилась одновременно с сотворением человека, и наши прародители, пребывавшие в райских обителях, и составляли первозданную Церковь. Вся их жизнь была непостижимым для нас, непрестанным богослужением. Точнее — служением Богу, общением с Ним. Уже первое поколение рожденных людей приносит жертвы благоугодные Богу (Каин и Авель). Ной по выходе из ковчега первым делом принес жертву. Далее Бог дает избранному народу закон на Синайской горе. Большую часть Ветхого закона составляют чисто религиозные предписания, напрямую связанные с богослужением. Ветхозаветная богооткровенная религия имеет все черты развитого богослужебного культа: священную иерархию, скинию, а затем храм и, наконец, Богослужебный устав. В течение первых 3-х веков христианства в разных местах формировались разные местные традиции совершения богослужения (для разных областей христианского мира характерны разные анафоры — евхаристические молитвы).

К слову литургика присоединяется объясняющее, расшифровывающее его слово — «Устав» (Типикон – Устав). Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную.

Общая Литургика рассматривает богослужение, как институт или учреждение вообще, излагает теоретические его основания, рассказывает историю его происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения таинствах, молитвах, песнопениях, чтении Св. Писания, поучениях и о различных символических обрядах и сопровождающих их действиях, говорит о совершителях богослужения священнослужителях и церковнослужителях, о местах и времени совершения богослужения, о церковной архитектуре, об устройстве храма, о священных изображениях и одеждах, о богослужебных сосудах и книгах.

Частная Литургика занимается изучением отдельных богослужебных чинопоследований повседневных, праздничных, великопостных, таинств, о водоосвящении, об освящении храмов, и о погребении усопших и их поминовении.

В литургике, как науке, могут быть разные подходы. Поскольку наука Литургика охватывает целый ряд областей церковно–богослужебного быта и обихода, она разделяется на несколько отделов. В учебниках, в пособиях по Литургике можно наблюдать: 1. историко–археологический подход; 2. ритуалистический или уставной; и 3. богословский.

1. Исторический подход старается указать откуда известная форма ведет свое начало, как она изменялась и когда она окончательно установилась. Пользуясь историко–археологическим методом, нам легче понять внутренний смысл богослужебных форм, которые подтверждаются авторитетом древности. Далее, этот подход освещает постепенное развитие и изменение богослужебных чинов и песнопений, церковной утвари, облачений, разных стилей храмостроительства, иконописи и т. д.

2. Второй подход уставной, или ритуалистический, ставит своей целью изучение нашего православного богослужения исключительно в рамках теперешнего церковного устава или Типикона.

3. Восприятие учения о нашем богослужении и отношение к нему как к богословской дисциплине:

некоторые понимают этот термин как:

- догматика, основанная не на святых отцах, а на богослужебных текстах;

- богословская проблематика самого богослужения (именно так понимает лектор);

- зачем нужно служить именно так;

- какой в этом богословский смысл;

- как под это богослужение подвести догматическую богословскую базу;

- это очень важный аспект литургики.

4. Литургический символизм (литургические интерпретации)

- разнообразные обряды и обычаи: их символическое истолкование (не в богословском смысле — видеть в происходящем некие духовные реальности, а в символическом — изобразительном смысле).

Отличие богословия от символизма:

Богословие — это выражение некой духовной реальности, напр. в богослужении: Евхаристия — это соединение со Христом (богословие м. б. достаточно сложным)

Символизм — это некоторая изобразительная ассоциация: напр. выход свещеносца со свечой и изображать самые разные вещи:

- выход Иоанна Крестителя

- проповедь апостолов и т.д.

т.е. здесь не реальность определенная стоит за каким-то символом, а просто некоторое пояснение.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!