Повторение народных песен с движениями, понятия о русских народных песнях
(Повторение русских народных песен «Милый мой хоровод» и «А мы просо сеяли» с игровыми ритмическими движениями.)
— Какой рассказ о состязании исполнителей русских народных песен вы слушали?
— Помните ли вы участников певческого состязания? Кто победил в этом состязании?
— В рассказе «Певцы» идет речь о соревновании между лучшими певцами в околотке — Якове и рядчике. Кто из них выступал первым?
— Какую песню пел рядчик?
— Почему он выбрал веселую плясовую песню?
— Как он старался показать свое мастерство? (Использовал сложные приемы: то пел на очень высоких нотах, то резко падал голосом вниз.)
— Хорошо ли пел рядчик, как на его пение отзывались слушатели?
— Были ли слушатели этого певческого состязания, которые разбирались в песенном творчестве?
— Какую песню пел Яков? (Медленную, заунывную.)
— Какой жанр песни мог выбрать Яков?
— Старался ли Яков поразить слушателей фокусами своего голоса? (Нет, он просто пел песню от души.)
— Как зрители реагировали на пение Якова? (Они притихли, а жена одного из них даже заплакала, после окончания пения Якова все еще сидели молча, не смея пошевелиться.)
— Как рядчик выразил отношение к результату соревнования? (Рядчик согласился с победой Якова и ушел.)
— Послушайте еще раз, как автор описывает пение Якова. (Педагог читает окончание рассказа, которое прозвучало на прошлом уроке.)
Вокализ» — прослушивание
|
|
(Школьники слушают «Вокализ» СВ. Рахманинова с просмотром отрывка из кинофильма «Сказание о земле Сибирской». Предварительно повторяют правила поведения на симфоническом концерте. Последующий разбор «Вокализа» идет по вопросам, изложенным в предыдущем уроке.)
Высшая степень одобрения исполнения слушателями — тишина после его окончания. Это значит, что каждый слушатель с головой погрузился в музыку, которая сейчас звучала. И очень важно сохранить музыку в себе, чтобы она не забылась, звучала в душе.
— Послушайте, как об этом сказал в своих стихах поэт. (Педагог читает стихотворение.)
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.
Но так ли это? Кажется, сейчас
Она звучит и будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой...
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она...
К. Ибряев
Героическая музыка»
- Какие музыкальные произведения о героях России вы знаете?
— Что такое кант?
- Как строилась мелодия в канте?
— В каком произведении композитор М.И. Глинка использовал приемы канта?
|
|
(Слушание финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» с разбором характера музыки и ее исполнителей.)
- Какой новый отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» вы слушали на прошлом уроке? («Мертвое поле».)
— Каков этот отрывок по своему содержанию?
- Кто исполнял этот отрывок?
- Какому жанру русской народной песни близка мелодия отрывка «Мертвое поле»?
— Посмотрите отрывок из кинофильма «Александр Невский», для которого композитор С. Прокофьев и создавал музыку, переработанную потом в кантату. (Показ концертного исполнения отрывка «Мертвое поле» режиссера С. Эйзенштейна.)
В музыке кантаты «Александр Невский» воплотились умения композитора С. Прокофьева создавать не только русские героические образы и образы захватчиков, но и лирические, трогательные персонажи. Недаром отрывок «Мертвое поле» иначе еще называют «Песня невесты».
Большинство мелодий кантаты построено на русской народной песенности.
Но если хор «Вставайте, люди русские!» дышит боевой удалью и отвагой, то единственная в кантате сольная ария «Мертвое поле» напоминает плач. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувств.
Песня о России» — повторение
|
|
- Назовите песню, которую вы разучивали в течение этой четверти и которая похожа своей мелодией на народную. («Песня о России».)
— В чем сходство русских народных песен и «Песни о России»?
- Кто хочет стать дирижерами этой песни? (Назначение дирижеров.)
— В каких местах придется дирижировать одной рукой? (Во вступлении к песне и в месте инструментального проигрыша.)
— Я прошу вас спеть эту песню, как на концерте. Поднимитесь со своих мест, подтянитесь. Примите певческую позицию. (Концертное исполнение песни.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!