IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Вокализ» СВ. Рахманинова;

• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;

• хор «Славься!» М.И. Глинки.)

Тема:  Музыка о героях России

Цели:продолжить работу над певческим двухголосием; отра­ботать художественное исполнение песен; углубить работу по теме «героическая музыка»; провести анализ разной музыки героиче­ской тематики.

Планируемые результаты:учащиеся научатся петь в унисон и на два голоса; запомнят исполнительский план песен; углубят свои знания произведений героического характера.

Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» ком­позитора Б. Чайковского.

Оформление доски: репродукции картин с изображением ге­роических страниц истории России и исполнителей русских народных песен (например, «Северная идиллия» К. Коровина, «Северная песня» В. Попкова), русских народных костюмов; фотографии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; портреты композиторов М.И. Глинки, Г. Глад­кова, СС. Прокофьева.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» в форме переклички. После чего это распевание поют в виде канона на два голоса. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ро­лями. Повторяют пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу».

Повторяют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам».)

— Вспомните, как называется это произведение. (Педагог исполняет начало канона — норвежской народной песни «Камертон».)

— Как поется это произведение? (Каноном на 2 голоса.)

Повторите слова начала канона.

(Повторение слов и мелодии основной темы канона, после чего начало хора поют каноном.

Повторяют скороговорку в быстром темпе всем классом и ин­дивидуально.)

II. Психологическая настройка на занятие

— Сядьте удобно, опустите головы, закройте глаза. Я буду произносить фразы, а вы повторяйте за мной негромко, спокойно и при этом свободно, глубоко дышите.

Я нахожусь на уроке музыки.

Мне нравится работать на уроке музыки.

Мне нравится слушать музыку.

Я буду слушать музыку внимательно, чтобы лучше понять ее.

Я буду стараться хорошо петь песни.

Я буду внимательно слушать музыку и отвечать на вопросы учителя.

Я буду хорошим учеником и получу за урок высокую оценку.

III. Народные песни - продолжение работы

Вот теперь вы получили нужную настройку на сегодняшнее занятие. Приступим к следующему этапу работы на уроке. (Повторение песни «Милый мой хоровод» с движениями. Повторение 1-го и 2-го куплетов песни «А мы просо сеяли», их исполнение с танцевальными движениями.)

— Послушайте текст 3-го куплета.

Девочки. А чего ж вам надобно, надобно?

Ой, дид Ладо, надобно, надобно?

Мальчики. А нам надо девицу, девицу,

Ой, дид Ладо, девицу, девицу.

(Школьники повторяют слова 3-го куплета, после чего испол­няют их с движениями.)

— Соединим все 3 куплета песни целиком. (Исполнение песни полностью.)

IV. Расширение знаний о народной песне

- На прошлом уроке вы начали слушать отрывок из рассказа писателя И.С. Тургенева «Певцы». О чем говорилось в этом рассказе? (Про соревнование двух певцов.)

— Как назвал писатель этих двух певцов? (Яшка-Турок и ряд­чик.)

— Какое описание внешности этих двух героев дает писатель?

— Кто из певцов выступал первым? (Рядчик.)

Какую песню исполнял рядчик? (Веселую, плясовую.)

— Каким голосом он пел? (Высоким — тенором и фальцетом.)

Как поддерживали пение рядчика слушатели?

— Послушайте окончание рассказа «Певцы». (Педагог читает окончание рассказа.)

Певцы (отрывок)

 ...Яков взялся рукой за горло.

— Что, брат, того... что-то... Гм... Не знаю, право, что-то того...

— Ну, полно, не робей. Стыдись!., чего вертишься?.. Пой, как Бог тебе велит...

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой... Все так и впи­лись в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обыч­ную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, лег­кое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл свое лицо - оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опу­щенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подей­ствовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще ви­димо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня.

«Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся...

Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчали­вым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь рас­крывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч поту­пился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удив­ленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...

— Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и — смолк.

Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Яко­ву. «Ты... твоя... ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.

... Яков наслаждался своей победой, как дитя; все его лицо преобра­зилось; особенно его глаза так и засияли счастьем...

... Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова...

(Педагог задает вопросы и помогает школьникам найти пра­вильные ответы, зачитывая нужные отрывки из рассказа.)

— Кто же стал победителем в этом соревновании певцов?

— Какую песню пел Яков?

— Как слушали его зрители?

— Что было после того, как он завершил свое пение?

— Был ли Яков уверен в себе перед началом состязания?

— Что хотел показать своим рассказом писатель Тургенев? (Талант простых русских людей, их умение проникать своим пением в самое сердце слушателей и порождать сильный эмо­циональный отклик.)

Учился ли Яков где-нибудь пению? (Нет.)

Людей, у которых таланты открываются сами по себе, неожи­данно, но так, что покоряют всех окружающих, называют «само­родки». Так еще принято называть большие природные слитки зо­лота, которые обнаруживают при поисках полезных ископаемых. То есть талантливых людей мы сравниваем с бесценным золотом, и это очень важно.

— Найдите на доске картину, где показано звучание русской народной музыки.

— По каким признакам можно убедиться в том, что музыка проникла в самую душу слушателей?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!