ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 7 страница



Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего протестантизм признает верховенство Библии как фундамента веры. Что же касается Священного Предания (постановлений вселенских соборов и учения Отцов церкви), то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одной из важнейших черт протестантизма, противопоставляющих его католицизму и православию, является то, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не


верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в большинстве протестантских конфессий нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а только функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

Таинства рассматриваются большинством протестантов как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признают лишь два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение), так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причасти (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

Богослужебная практика сильно различается в различных протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое место проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии


(например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от какой либо обрядности.

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы, против власти которого была в частности направлена Реформация), а во многих деноминациях - и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковно-административная должность.

Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них -епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая - пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и , наконец, третья -конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большинство современных протестантских конфессий имеют какие-либо объединения на национальном уровне.

Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации протестантские направления стали дробиться, из них выделялись дочерние течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных направлений протестантизма, возникших в XVI в.: англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства, значительное число


последователей имеют и такие протестантские деноминации, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные течения образуют также Армия спасения, плимутские братья, братья (данкеры), квакеры, моравские братья, вальденсы. Особое явление в современном протестантизме представляют объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще.

Протестантов различных течений насчитывается 728 млн. человек. Это составляет 38 % всех христиан и 13 % всего населения мира. Протестантизма придерживается подавляющее большинство населения всех стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. Значительную часть населения протестанты образуют и в некоторых странах Западной и Централь­ной Европы: Великобритании и Северной Ирландии (53 %), Швейцарии (42 %), Германии (37 %), Нидерландах (28 %). Протестантов много в США (51 %), Канаде (32 %) и Австралии (40 %), они являются самой крупной религиозной группой в нескольких странах Африки: Намибии, Южно-Африканской Респуб­лике, Малави, Кении, Центральноафриканской Республике, Гане, на острове Святой Елены. Протестантизм является основной конфессией большинства стран Океании: Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинеи, Соломоновых Остро­вов, Вануату, Маршалловых Островов, Науру, Тувалу, Токелау, Западного Самоа, Восточного (Американского) Самоа , Тонга, Ниуэ, островов Кука, Французской Полинезии, Питкэрна.


Одним из течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиеведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии.

Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал Акт о супрематии, в котором король провозглашался главой церкви (вместо римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло очень постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I “39 статей”, которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения.

В целом “39 статей” можно охарактеризовать как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии. Англиканство по своей догматике, культу и церковному устройству стоит ближе к католицизму, чем любое другое протестантское течение. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, Священное Предание ими полностью не отвергается. В частности они признают постановления первых четырех вселенских соборов: Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.), Эфесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.). Три исторических христианских символа веры англиканами тоже признаются, поскольку все их содержание может быть подтверждено словами из Священного Писания. Несмотря на свое стремление опираться только на догматы раннего христианства, англикане не отказались от католического положения об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве), принятого западными христианами только в VI в. От


католического же учения о сверхдолжных заслугах святых англиканская церковь отказалась. Англикане отвергли также почитание святых мощей и икон. Нет у них и института монашества. Что же касается церковной иерархии, то она в англиканстве сохранена, не отвергается полностью и помощь духовенства в спасении людей (хотя главное значение все же придается личной вере).

О принятых в православии и католицизме семи таинствах в “39 статьях” говорится не очень определенно, однако в числе главных, установленных самим Иисусом Христом, называются два: крещение и Вечеря Господня (причащение). Отказавшись от католического положения о пресуществлении (чудесном превращении во время причастия хлеба и вина в тело и кровь Христовы), англикане тем не менее отвергли и представления некоторых протестантов об элементах причастия как только о символах тела и крови Иисуса Христа, заняв компромиссную позицию о реальном присутствии в причастии тела и крови Господа. Они считают, что хлеб и вино остаются неизменными после освящения, причастники получают вместе с ними тело и кровь Христовы.

Обрядность у англикан значительно упрощена по сравнению с католической, но все же она более торжественная, чем в других протестантских конфессиях. В качестве официального служебника у англикан выступает опубликованная в 1549 г. и несколько раз пересматривавшаяся “Книга общих молитв”.Расплывчатость ее формулировок, касающихся обрядности, привела к тому, что полного единства в культовой практике у англикан нет. В англиканских церквах сохраняется какое-то подобие мессы, облачения священников достаточно нарядны. Богослужения проводятся на национальном языке.


Организационная структура англиканства напоминает католическую. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Церковная иерархия состоит из тех степеней священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви духовенство всех трех степеней не обязано соблюдать безбрачие. Англиканские церкви претендуют на апостольскую преемственность своего священства, хотя католики и православные считают, что преемственность рукоположения была у англикан нарушена.

Поскольку в “39 статьях” и “Книге общих молитв” многие положения сформулированы в очень обтекаемой форме9, в англиканстве возникли разные течения, отличающиеся друг от друга толкованием отдельных положений, касающихся догматики и культа10. В настоящее время их пять: англо-католики, так называемые высокая, низкая и широкая церкви и евангелическое течение.

Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они довольно большое значение придают Священному Преданию, считают, что духовенство может оказать существенную помощь в спасении, верят в существование какого-то подобия чистилища. Верующие должны исповедоваться в своих грехах священнику. От духовенства в этом течении требуется соблюдения целибата. Англо-католики придают большое значение ритуалу, во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в нарядные одеяния.

9 Кстати, некоторые религиеведы полагают, что это было сделано умышленно,
чтобы англиканское вероучение могло бы стать приемлемым для английских
религиозных деятелей, придерживающихся неодинаковых взглядов.

10     Тем не менее в каждой отдельной стране англиканская церковь имеет единое
руководство.


Высокая церковь сходна с течением англо-католиков, отличаясь от него в основном некоторым упрощением обрядности. Кроме того, высокая церковь признает королевскую власть Божественной (англо-католики - нет). Сторонники высокой церкви придерживаются представления, что англиканская церковь является одной из трех ветвей католицизма (двумя другими они считают римский католицизм и православие).

Низкая церковь не признает Священного Предания, и ее сторонники считают, что спасение человека достигается только глубокой личной верой. Эта церковь отрицает существование чистилища. Обрядность в низкой церкви церкви еще более простая, чем в высокой церкви.

Широкая церковь стремится объединить все течения, в ней допускается критический подход к толкованию Библии, подвергается сомнению ее богодухновенность.

Евангелическое течение (вышло из недр низкой церкви) выделяется среди других предельным упрощением обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установки на алтаре крестов и свечей. Не рекомендуются коленопреклонения во время богослужений.

Общая численность англикан - 71 млн. человек, из них 25 млн. приходится на Великобританию11. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (англоавстралийцы, англоновозеландцы, американцы США, англоканадцы, англоюжноафриканцы), однако среди приверженцев англиканства все более увеличивается процент представителей различных африканских народов.

11 Там англикане составляют 43,5 % населения.


Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и за ее пределами. Сейчас большие группы англикан имеются, кроме Великобритании и Северной Ирландии (25 млн.), в Австралии (3,7 млн.), Новой Зеландии (более 700 тыс.), Канаде (около 850 тыс.), США (2,4 млн.; там англиканская церковная организация называется Протестантской епископальной церковью), ЮАР (2,1 млн.), Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Кении (1,5 млн.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Руанде (600 тыс.), и некоторых других африканских странах; англикане составляют значительную долю населения на многих Антильских островах, однако нигде, кроме Англии и некоторых небольших островов, англикане не образуют большинства населения.

В настоящее время в мире существуют 32 национальные англиканские церкви. Особое место среди них занимает Церковь Англии (23,8 млн. последователей), давшая начало всем другим англиканским церквам. Она имеет статус государственной церковной организации в одной из составных частей Великобритании - Англии. В других частях Великобритании англиканские церкви (Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии и Церковь Ирландии, действующая как на территории Северной Ирландии, так и в Ирландской Республике) не считаются государственными. Довольно значительное число сторонников имеют также следующие англиканские церкви: Англиканская церковь в Австралии (4,8 млн.), Протестантская епископальная церковь в США (2,4 млн.), распространившая свою деятельность на Пуэрто-Рико, Кубу и некоторые другие американские страны), Церковь провинции Нигерия (5,3 млн.), Церковь Уганды (4,9 млн.), Церковь провинции Южная Африка (2,4 млн.), которой, кроме англикан ЮАР,


подчинены англикане еще нескольких стран Южной Африки, Церковь провинции Кения (1,7 млн.), Епископальная церковь Судана (1,4 млн.), Церковь провинции Танзания (1,2 млн.), Церковь провинции Руанда, Церковь провинции Центральная Африка (объединяет англикан Зимбабве, Малави, Замбии и Ботсваны), Церковь провинции Новая Зеландия (в нее, помимо англикан Новой Зеландии, входят их единоверцы в некоторых других океанийских странах), Англиканская церковь Папуа - Новой Гвинеи, Церковь провинции Меланезия (к ней относятся англикане Соломоновых Островов и ряда других стран Меланезии), Англиканская церковь Канады, Церковь провинции в Вест-Индии (в ее ведении находятся англикане Тринидада и Тобаго, Ямайки, Гайаны и ряда других стран Америки) и т. д. Все эти церкви полностью самостоятельны, хотя и поддерживают между собой контакты. С 1867 г. в Лондоне в Ламбетском дворце (лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского) проводятся так называемые Ламбетские конференции, в которых участвуют все англиканские церкви мира.

Другим основным течением протестантизма является лютеранство.

Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм.

Это течение гораздо радикальнее, чем англиканство, порвало с католицизмом. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианских


символа веры, Аугсбургское исповедание12 и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый и Большой (для детей и взрослых) катехизисы Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи13 и Формула согласия (1577 г.)14. Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране рассматривают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, имеют лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения - кальвинизма - отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран

12 Аугсбургское исповедание было написано сподвижником Мартина Лютера
Филиппом Меланхтоном и опубликовано в 1530 г. Некоторые религиеведы
этим годом датируют возникновение лютеранства.

13 Шмалькальденские статьи представляют собой содержащий резкую критику
католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на
собор, который должен был проходить в Мантуе в 1537 г.

14 В этом церковном документе был разрешен возникший после смерти Мартина
Лютера спор между его сторонниками.


характерен христоцентризм - определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.

В лютеранстве безоговорочно оставлены только два таинства из семи -крещение и причащение (другие названия этого таинства - Вечеря Господня, Евхаристия, таинство алтаря). Крещение лютеране (как и католики) считают обязательным условием спасения. Чаще всего оно совершается у них путем окропления. Таинство причащения, по мнению лютеран, было установлено Иисусом Христом для укрепления веры и выражения союза верующего с Богом. Лютеране верят в истинное присутствие в используемых для причащения хлебе и вине тела и крови Христовых, но не признают католическую и православную доктрину пресуществления хлеба и вина. В одних лютеранских церквах причащение совершается только раз в году - в Великую Пятницу, в других -гораздо чаще. На исповедь лютеране не выработали единой точки зрения. Если в XVI в. она считалась в лютеранстве таинством, то теперь часть лютеран рассматривают ее просто как обряд.

Для лютеранства характерно отсутствие резкой грани между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.

Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах отводится проповеди. Во время службы также поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!