ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 3 страница



Юрисдикция     Константинопольской     православной     церкви

распространяется на Финляндскую православную церковь, имеющую статус автономной церковной организации. Значительной автономией пользуется также Критская церковь.


Александрийская православная церковь (другое название - Греко-православный патриархат Александрии), считающаяся родиной монашества, была основана в 30 г. по Р. Хр., а уже во II в. в Александрии существовала епископская кафедра. Однако позже православная церковь в Египте понесла большие потери. Когда на Халкидонском вселенском соборе (451 г.) учение архимандрита Евтихия, который отрицал человеческое естество Иисуса Христа, было осуждено как ересь, александрийский патриарх Диоскор воспротивился этому осуждению, ошибочно расценив постановление собора как нападение на теологическую позицию св. Кирилла. В результате большинство христиан Египта стали монофизитами. Постановление Халкидонского собора приняла лишь небольшая группа так называемых мелькитов (от слова “мельк” -император) - сторонников византийского императора, говоривших по-гречески и долгое время считавшихся в Египте иностранцами. После завоевания в XVI в. Египта турками-османами численность последователей Александрийской православной церкви еще более сократилась.

Александрийская православная церковь возглавляется патриархом. Патриарх стоит во главе Священного синода, состоящего из всех действующих архиереев.

В настоящее время общая численность последователей Александрийской православной церкви составляет 0,7 млн. человек. В ее юрисдикции входит подавляющее большинство православных общин Африки. Самая многочисленная группа последователей Александрийской православной церкви - около 500 тыс. человек- приходится на Кению. В этой стране в 1928 г. возникла в результате раскола, произошедшего среди кенийских англикан, Африканская православная церковь Кении, которая в 1946 г. была принята в


юрисдикцию Александрийской православной церкви. Более 100 тыс. приверженцев Александрийской православной церкви живут в ЮАР (в подавляющем большинстве это греческие иммигранты и их потомки), есть ее сторонники в Уганде, Танзании и других странах. В Египте численность приверженцев Александрийской православной церкви составляет в настоящее время всего 14 тыс. человек, около 80 % из них - живущие в Египте греки, менее 10 % - арабы, сосредоточенные в основном в Александрии.

Так же как и Александрийская, Антиохийская православная церковь была образована в 30 г. по Р. Хр. Антиохия тогда была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии (сейчас же это небольшой поселок Антакья на территории Турции). После разрушения в 70 г. Иерусалима Антиохия превратилась в центр христианства на Востоке. Однако после прошедшего в 431 г. III Вселенского (Эфесского) собора от Антиохийской православной церкви откололись почти все восточные епархии, приняв несторианство. Кроме того, по решению же IV Вселенского (Халкидонского) собора (451 г.) 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви. Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшуюся верной православию и склонившуюся к монофизитству. Сохранившие православие, так же как и в Египте, получили название мелькитов, принявшие монофизитство - яковитов. Мелькиты преобладали в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты - в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии. В 1366 г. патриарший престол Антиохийской православной церкви был перенесен в Дамаск. Высшее духовенство патриархата долгое время


избиралось только из греков, однако впоследствии высшие духовные саны стали получать и арабы.

Главой Антиохийской православной церкви является патриарх, при котором имеется Священный синод, который объединяет всех правящих архиереев.

Численность последователей Антиохийской православной церкви составляет приблизительно 800 тыс. человек. По этнической принадлежности это в подавляющем большинстве арабы. Живут они главным образом в Сирии (около 250 тыс.) и Ливане (около 250 тыс.). Сторонники этой церкви имеются также в Турции, Ираке, Кувейте, других арабских странах, Иране и среди арабов-христиан, переселившихся в Северную и Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию.

Еще одна древняя церковь - Иерусалимская православная церковь - до 451 г. была подчинена Кесарийской митрополии Антиохийской церкви. В 451 г. с получением статуса патриархата к Иерусалимской церкви, как уже отмечалось, перешли 58 епархий, ранее находившихся в ведении Антиохийской православной церкви.

Иерусалимская православная церковь возглавляется патриархом. При нем действует Священный Синод.

Одной из важнейших функций Иерусалиской православной церкви является сохранение святых мест. Ее выполняет прежде всего Святогробское братство (при храме Гроба Господня). Во главе братства стоит сам патриарх.

Высшее духовенство Иерусалимской православной церкви образуют по традиции почти исключительно греки, греками в основном являются также монашествующее духовенство и монахи, белое же духовенство и миряне - в


подавляющем большинстве арабы. В последнее время в таком разделении, правда, наметились некоторые изменения.

Численность последователей Иерусалимской православной церкви составляет свыше 130 тыс. человек, 99 % их - арабы, 1 % - греки. Живут они в Иордании, Палестине, Израиле. Под юрисдикцией Иерусалимской православной церкви находится Синайская православная церковь, действующая на принадлежащем Египту Синайском полуострове и имеющая статус автономной церковной организации.

Самой крупной по численности последователей из всех православных церквей является Русская православная церковь.

Согласно существующему преданию, еще в I в. христианской эры земли, на которых позже возникло Древнерусское государство, посетил один из 12 апостолов - св. Андрей Первозванный. В последующие века христианство постепенно проникает на территорию современной России. Массовое же принятие христианства на Руси началось с 988 г., когда великий князь Владимир Святославович (Владимир Святой) сам принял новую веру и приказал крестить в Днепре жителей Киева.

С 988 по 1447 г. Русская церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата, хотя и пользовалась весьма значительной автономией, представляя собой отдельную митрополию.

Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 г. (по другим данным в - 1309 г.) была перенесена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву.

В 1448 г. Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата избрал митрополитом епископа Рязанского


Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси, что фактически означало независимость русской церкви. Официально же автокефалию Русская православная церковь получила в 1589 г., когда Вселенский патриарх дал митрополиту Московскому Иову сан патриарха.

В соответствии с изданным в 1720 г. Петром I и утвержденным в 1721 г. архиереями “Духовным регламентом”, патриаршее правление церковью было отменено. Высшая власть в церкви передавалась царю, а церковное управление стало осуществляться от его имени Святейшим синодом во главе с президентом в сане митрополита.

В 1900-е годы в стране стал активно обсуждаться вопрос о возрождении соборного начала в управлении церковью. На созванном в 1917 г. Поместном соборе Русской православной церкви в России было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин), недавно канонизированный.

После Октябрьского переворота начались тяжелые, а в некоторые периоды трагические для церкви времена. Многие священнослужители, монахи и просто верующие люди были расстреляны, большое число церквей было уничтожено или закрыто.

Положение Русской православной церкви начинает постепенно улучшаться лишь во второй половине 1980-х годов, а в 1988 г. тысячелетие крещения Руси было торжественно отпраздновано на государственном уровне. После же падения в стране коммунистического режима позиции церкви еще более упрочились, а ее роль в жизни общества сильно возросла.


Главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет церковью совместно со Священным синодом. Высшим церковным органом является Поместный собор.

Общая численность последователей Русской православной церкви, по очень приблизительной оценке, составляет около 100 млн. человек. Основная их часть живет в Российской Федерации, где Русская православная церковь является крупнейшей религиозной организацией.

На Украине в ведении Московского патриархата находится основная часть православных храмов, которые посещают большинство верующих украинцев и живущих там русских. Они входят в пользующуюся автономией Украинскую православную церковь Московского патриархата. Другая же часть православного духовенства и верующих Украины порвали с Русской православной церковью, и входят в так называемую Украинскую православную церковь Киевского патриархата, которая, впрочем, как уже отмечалось, не признана ни Русской православной церковью, ни другими автокефальными православными церквами. Не получила признания в православном мире и Украинская автокефальная православная церковь. Эта церковная организация, тоже отделившаяся от Русской православной церкви, была создана в мае 1920 г. с нарушением апостольской преемственности в рукоположении епископов. В 1930-е годы в результате репрессий церковь была фактически уничтожена. Восстановлена она была в годы второй мировой войны во время немецкой оккупации Украины. При освобождении Украины все руководство, а также многие священники и прихожане Украинской автокефальной православной церкви бежали вместе с немцами. В результате эта церковная организация стала функционировать лишь среди украинских эмигрантов. С


конца 1980-х годов Украинская автокефальная православная церковь возобновила свою деятельность на Украине. В 1992 г. состоялся так называемый Всеукраинский православный собор, на котором Украинская автокефальная православная церковь объединилась с частью Украинской православной церкви, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Однако в ноябре 1993 г. в Киевском патриархате произошел раскол: часть священников и мирян разорвали отношения с ним и воссоздали Украинскую автокефальную православную церковь, избрав своего собственного патриарха.

Выше указывалось, что в Белоруссии действует Белорусская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией Московского патриархата, но самостоятельная в решении внутренних вопросов.

В Эстонии в настоящее время православная церковь расколота на две церковные организации: часть православных священнослужителей и верующих относятся к Московскому патриархату, другие - к Константинопольскому.

Под юрисдикцией Московского патриархата находится Японская православная церковь, имеющая статус автономной церковной организации.

Особое положение занимают Русская православная церковь за границей и Истинно православная церковь, вышедшие в 1920-е годы из Русской православной церкви, обвинив ее в сотрудничестве с атеистической советской властью.

Русская православная церковь за границей была основана в 1921 г. находившимся в эмиграции русским православным духовенством. По догматике и культу Русская православная церковь за границей практически не отличается от Русской православной церкви. Во время “перестройки” Русская


православная церковь за границей начала свою деятельность на территории России, и под ее юрисдикцию перешло небольшое число приходов Московского патриархата, образовав в 1989 г. Российскую православную свободную церковь

Истинно православная церковь тоже возникла в 1921 г., окончательно же сформировалась в 1927 г. Последователи Истинно православной церкви ушли в “катакомбы”, и деятельность церкви вплоть до недавнего времени была строго законспирирована. В настоящее время Истинно православная церковь не представляет собой единого целого.

Поскольку в годы массовых гонений на религию многим общинам Истинно православной церкви не удавалось заменить арестованного или расстрелянного священника новым пастырем, часть из них осталась без духовенства. Так возникли группы истинно православных христиан. Из-за отсутствия священников они отказались от большинства таинств, а сохраненные ими таинства крещения, причащения и покаяния совершаются в упрощенном виде. Истинно православные христиане никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп. Многие из них к настоящему время фактически распались.

В Грузии действует автокефальная Грузинская православная церковь.

Христианство начало проникать на территорию Грузии очень рано - в первые века нашей эры. В IV в. в новую веру было обращено большинство населения страны.

В VIII в. Грузинская православная церковь получила статус автокефальной церковной организации, который был подтвержден в 1057 г. на Антиохийском поместном соборе. В 1811г., вскоре после вхождения Грузии в


состав Российской Империи, Грузинская церковь была присоединена к Русской православной церкви. Только в 1917 г., когда Грузия провозгласила независимость, церковь вновь стала автокефальной. Автокефалия сохранилась и после установления в Грузии советской власти, хотя Московская патриархия признала ее лишь в 1943 г.

Грузинская православная церковь возглавляется католикосом-патриархом всей Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским.

Численность последователей Грузинской православной церкви составляет около 3,3 млн. человек, к ней относится подавляющее большинство верующих грузин.

Одна из крупных автокефальных церквей - Сербская православная церковь.

Христианство появилось на территории, занимаемой сейчас Сербией, в VII в. в своей западной форме, но тогда оно было воспринято лишь частью жителей. В IX в. сербы были крещены византийскими священниками и подчинились Константинопольскому патриарху. В конце X - начале XI в. церковь в Сербии находилась под юрисдикцией болгарского охридского архиепископа. В XI в. она на некоторое время попадает в подчинение к Риму. В 1219 г. в византийской Никее был рукоположен первый сербский архиепископ, и Сербская церковь стала самостоятельной. В 1346 г. глава Сербской церкви получает сан патриарха. Однако Константинополем патриарх Сербии был признан лишь в 1375 г. Во время турецкого господства сербские патриархи поддерживали народ в его борьбе за освобождение, за что турецкое правительство в 1776 г. ликвидировало Сербскую патриархию, и Сербская церковь была подчинена Константинопольскому патриархату. Автокефалия


Сербской православной церкви была восстановлена лишь в 1879 г. В XIX в. образовалось также несколько других независимых сербских православных церквей, действовавших в районах, которые не были подчинены Турции. В 1920 г. все они объединились с Сербской православной церковью, и глава объединенной церкви вновь получил сан патриарха. После второй мировой войны начались преследования Сербской православной церкви со стороны коммунистического руководства Югославии.

Численность последователей Сербской православной церкви составляет 6,8 млн. человек в Союзной Республике Югославии (Сербии и Черногории), 1,2 млн. человек в Боснии и Герцеговине, 0,7 млн. человек в Хорватии (эта цифра в последние годы сильно уменьшилась в результате изгнания сербов из Хорватии), 1,2 млн. человек в Македонии.

Внутри Сербской православной церкви определенной автономией пользовалась Македонская православная церковь, которая затем объявила себя полностью независимой, однако ее автокефалия не была признана ни патриархатом Сербии, ни другими автокефальными православными церквами.

На втором месте после Русской православной церкви по численности последователей стоит Румынская православная церковь.

На территорию современной Румынии христианство было принесено римскими воинами и колонистами в IV в., а по некоторым данным, и раньше. Таким образом, как и на территории Сербии, здесь вначале получила распространение западная форма христианства. Поворот к восточному христианству произошел во время вхождения земель современной Румынии в состав Болгарского царства. В XIX в. возникли две автокефальные церкви, объединяющие румынских православных верующих: одна из них существовала


в Трансильвании, входившей тогда в состав Габсбургской империи; другая была создана Вселенским патриархом в 1885 г. в королевстве Румынии, получившем независимость в 1862 г. Кроме того, часть православных румын входили в Черновицкую митрополию, объединявшую исповедовавших православие румын и сербов, живших на территории австрийского государства. Ныне существующая Румынская православная церковь образовалась в 1925 г. в результате слияния этих двух церквей и румынских приходов Черновицкой митрополии. Архиепископ Бухарестский получил тогда титул патриарха. После прихода коммунистов к власти в Румынии положение Румынской православной церкви резко ухудшилось. С падением режима Чаушеску церковь стала вновь играть заметную роль в жизни страны.

Румынская православная церковь насчитывает в Румынии 17 млн. приверженцев. В подавляющем большинстве это румыны. К Румынской православной церкви относится и бóльшая часть румын, живущих в ряде других европейских стран, США, Канаде, некоторых странах Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Под юрисдикцией Румынской православной церкви находится Французская православная церковь, имеющая статус автономной епископии.

В рамках Румынской православной церкви в последние годы возникло неофициальное “обновленческое” движение, называющее себя Армией Господа, приближающееся в некотором отношении к евангелическому протестантизму. Это движение наиболее влиятельно в сельских районах на севере Румынии. Численность его сторонников, по очень приблизительной оценке, - 300 тыс. человек.


Весьма рано, во II в., христианство проникло на территорию Болгарии, где позже образовалась Болгарская православная церковь. В V - VI вв. христианство начинает распространяться среди балканских славян, так как многие из них служили наемниками в византийской армии. В 670-е годы на территорию Болгарии вторглись тюркоязычные болгары. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII - IX вв. произошло слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов.

Массовое крещение болгар произошло в 865 г. при князе Борисе I. В 870 г. Болгарская православная церковь, продолжая находиться под юрисдикцией Константинопольской православной церкви, получила статус автономной. После же завоевания в X в. Болгарии Византией Болгарская православная церковь потеряла свое довольно независимое положение. Она вновь обрела определенную самостоятельность лишь с восстановлением в 1185 - 1186 гг. Болгарского царства. В XIII в. в городе Тырново был основан патриархат, и Болгарская церковь стала автокефальной. После завоевания Болгарии турками автокефалия ее церкви была упразднена, и Болгарская православная церковь вновь попала под юрисдикцию Константинополя. Ее управление перешло к греческим епископам, которые старались полностью эллинизировать церковь. Болгары, в свою очередь, пытались противодействовать этому и настаивали на предоставлении болгарской церкви автономии. Однако борьба за самостоятельность оказалась весьма длительной, и автокефалия Болгарской православной церкви в границах территории Болгарии была признана Константинопольским патриархатом лишь в 1945 г.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!