Умер Абу Джа’фар в двести девяносто седьмом году (хиджры). Он застал Ахмада ибн Юнуса, а также его поколение в целом.



Сахль ат-Тустари (203-283 гг.х.).

269 – Исма’иль ибн ’Али аль-Айли рассказывал: «В двести восьмидесятом году (хиджры) я был в Басре и слышал, как Сахль ибн ‘Абдуллах говорил: «Один только разум не может указывать на то, что Вечный и Безначальный поверх сотворенного Трона, который Аллах водрузил как отличительную примету и знак, посредством которого сердца бы могли найти прямой путь к Нему и не миновать Его (т.е. посредством того света руководства, который Аллах утвердил в людских сердцах). И Он не вменил сердцам в обязанность познавать природу Его сущности и то, каким образом Он вознесся над Троном, а потому непозволительно верующему вопрошать: «Как может быть вознесение у Того, кто сотворил это вознесение?[277]» Верующему надлежит лишь довольствоваться и принимать слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует о том, что Всевышний над Троном. А зиндик потому-то и назван зиндиком, что «взвешивает тонкие смыслы слов» (по-арабски: вазана дикк аль-калям) на весах своего помешанного разума, игнорируя предания и, толкуя Коран согласно своим прихотям, из-за чего и не может уверовать в то, что Аллах над Своим Троном».

270 – Хафиз Абу Ну’айм рассказывал: «Я слышал, как мой отец говорил, что Абу Бакр аль-Джаураби рассказал ему, что он слышал, как Сахль ибн ‘Абдуллах говорил:

«Наши основы - это:

- строго придерживаться Корана,

- следовать за Сунной,

- есть дозволенное,

- не причинять вреда,

- приносить покаяние,

- и соблюдать чужие права».

Сахль был шейхом «познавших Аллаха» (арифов) своего времени. Умер в месяце Мухаррам, в двести восемьдесят третьем году (хиджры), в возрасте восьмидесяти лет. Встречался с Зу-н-Нуном аль-Мисри и рядом других ученых.

Абу Муслим аль-Каджжи, хафиз (200-292 гг.х.).

271 – От Абу Мухаммада ибн Маси передается, что Абу Муслим аль-Каджжи рассказал ему следующее: «Однажды я вышел из дому и неожиданно для себя обнаружил, что городской хаммам[278] был открыт уже с раннего утра. Я спросил банщика: «Кто-нибудь уже заходил (в хаммам)?» - он ответил: «Нет». Тогда я решил войти, но стоило мне открыть дверь, как некто сказал мне: «О, Абу Муслим, будь покорным - и спасешься!» - а затем этот некто принялся слагать стихи, говоря:

«Хвала Тебе будь-то за милость,

А будь-то и за бедствия, что Ты от нас отвел.

Да, мы желаем, но делаешь Ты то, что соизволишь Сам.

И слышишь Ты оттуда, откуда никому не слышно…»

Испугавшись, я быстро вышел и сказал банщику: «Разве ты не утверждал, что в хаммаме никого нет?» - на что он сказал: «Это джинн. Время от времени он показывается нам и читает стихи». Я спросил: «А есть у тебя что-нибудь из его стихов?» Он ответил: «Да» - и прочел мне следующее:

«О, грешник небрежный в своем нераденьи,

Сколь долго еще грехи накоплять ты собрался, невежда?!

О, как же много своим безобразьем гневил ты Аллаха

Хотя Он, напротив, был к тебе благосклонен!

Как веки сомкнутся во сне безмятежном того, кто не знает

доволен ли им Тот, Кто на Троне, иль нет?!»[279]

Умер великий хафиз, продолжатель иснада хадисов своей эпохи, Абу Муслим Ибрахим ибн ‘Абдуллах аль-Басри аль-Каджжи, автор одноименного «Сунана», в двести девяносто втором году (хиджры). Он прожил долгую жизнь и встречался с Абу ‘Асымом аль-Ансари.

_______________________

[251] - Примечание шейха аль-Альбани: «Это часть хадиса со слов ‘Абдуллаха ибн Му’авии аль-Гадыри, да будет доволен им Аллах, который передали ат-Табарани и другие мухаддисы с достоверным иснадом, что я подробно разъяснил в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (1046)».

[252] - Примечание шейха аль-Альбани: «Под этим названием данный раздел озаглавлен в некоторых рукописных экземплярах «аль-Джами’ ас-Сахих», в других же версиях он озаглавлен как «Книга единобожия», и именно этот вариант и вышел в свет в печатном виде».

[253] - Примечание шейха аль-Альбани: «Это сообщение является достоверно установленным со слов Абу Зур’и и Абу Хатима, да пребудет с ними милость Аллаха. Автор приводит его с тремя иснадами от ‘Абду-р-Рахмана ибн Хатима, да смилуется над ним Аллах, и один из них через путь передачи Хибатуллаха ибн аль-Хасана аль-Лялякаи, который привел его в своей великой книге «Шарх усулю ас-Сунна» (1/47/1)».

[254] - С точки зрения шариатской терминологии термином "аль-абдаль" (преемники, продолжатели) называют людей, являющихся преемниками пророческих знаний и продолжателями их дел.

[255] - Т.е. благодаря их молитвам и искренности.

[256] - Примечание шейха аль-Альбани: «Абу Зур’а не передавал сообщения ни от кого, кроме заслуживающих доверия передатчиков. Стало быть эта история достоверная».

[257] - Примечание шейха аль-Альбани: «Мухаммад ибн Башшар, известный также под прозвищем Бандар, заслуживающий доверия передатчик, один из шейхов аль-Бухари и Муслима».

[258] - Примечание шейха аль-Альбани: «Подобно тому, как это делает аль-Кавсари, чьи брошюры и комментарии к различным трудам переполнены упреками в адрес имамов хадиса, обвинениями их в таджсиме (придании Аллаху телесности) и обзыванием мушаббихитами и хашавитами. И вместе с тем для своего ученика* аль-Каусари (цитата) «…живой довод, выдающийся ученый и критик…!» (См. мое предисловие к четвертому изданию книги «Шарх ат-Тахавия» издательства «Аль-Мактабу аль-ислямия»).

* - Вероятно, речь идет об Абду-ль-Фаттахе Абу Гудде.

[259] - Примечание шейха аль-Альбани: «Однако тот факт, что судья Ибн Абу Дуад действительно говорил эти слова, не подтверждается цепочкой передатчиков (которые передали бы это, как непосредственно услышанное с его слов). Аллах любит беспристрастность и говорит в Своем Писании: «…и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости…». Аль-Васитый, хоть сам и является заслуживающим доверия передатчиком, всё же передает эти слова через фразу «…дошло до меня…», не называя по имени того передатчика, от которого до него дошло это, чтобы можно было посмотреть, заслуживает он доверия или нет».

[260] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения хороший».

[261] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения сносный».

[262] - Примечание шейха аль-Альбани: «‘Абдуллах ибн Ахмад приводит это сообщение со слов своего отца в «ас-Сунна» (стр. 29). Аль-Байхакы с достоверным иснадом приводит его в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.266) после чего говорит: «…Сын имама Ахмада, ‘Абдуллах, запомнил это уточнение от своего отца, а именно слова «…имея в виду сам Коран…», в то время, как другие упустили его при передаче и передали от него по вопросу «ляфза» совершенно противоположное тому, что поведали от него мы, и тем самым приписали ему то, к чему он не имеет отношения….»

Стоит отметить, что утверждение аль-Байхакы о том, что другие передатчики упустили это уточнение имама Ахмада при передаче его слов, весьма спорное, потому что в действительности имам Ахмад достаточно часто говорил вышеприведенные слова в общем, без каких-либо уточнений. И одним из тех, кто передавал эти слова от имама Ахмада в таком виде, был сам же его сын ‘Абдуллах, а также, в частности, Абу Давуд. Неужели и их двоих можно обвинить в небрежности при передаче слов имама?! На самом же деле, в большинстве случаев имам Ахмад говорил это без каких-либо пояснений, и многие передатчики так и запомнили это с его слов. А вышеупомянутое уточнение он сделал лишь единожды, во избежание ошибочного вывода, который мог быть сделан из такой обобщённой формулировки, а именно вывода о том, что наше проговаривание Корана не относится к нашим действиям. Подобный вывод противоречил бы принятому у Ахлю-с-Сунна положению о том, что дела людей, в том числе и произношение, являются сотворенными, что прекрасно разъяснил имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Халькъу аф’али-ль-’ибад», приведя на этот счет бесспорные аргументы из Корана, Сунны и слов предшественников (саляф). Данным уточнением имам Ахмад разъяснил, что он имел в виду не произнесение читающего Коран, которое как раз-таки является сотворенным, а саму Речь Всевышнего Аллаха, и, тем самым, пришел к единому мнению со своим учеником аль-Бухари, который проводил разницу между чтением и читаемым, как об этом сообщает аль-Байхакы и другие. Также аль-Байхакы писал: «Муслим ибн аль-Хаджадж, да смилуется над ним Всевышний Аллах, согласился с аль-Бухари в его детальном изложении данного вопроса».

Это же самое прекрасно разъяснил имам аз-Захаби в этой главе, объяснив причину из-за которой имам Ахмад (в большей части передач от него) и также те, кто разделял его точку зрения, избегали того, чтобы вдаваться в детали и подробное изложение этой темы».

[263] - Примечание шейха аль-Альбани: «Это часть хадиса, который приводят Абу Давуд и другие с достоверным иснадом от Джабира. Я привел его в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (1947)».

[264] - Примечание шейха аль-Альбани: «Это часть хадиса Му’авии ибн аль-Хакама ас-Сулями, другая его часть приводилась ранее под №1».

[265] - Упоминает это ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» (стр.28-29).

[266] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приписывание Всевышнему Аллаху какого-либо места не встречается ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников, ни в высказываниях представителей первых поколений (саляф) нашей общины. А потому и нам подобает держаться их пути, и не приписывать Ему место, из опасения того, что это может быть понято неподобающим для Всемогущего и Великого Аллаха образом. Даже несмотря на то, что сам аль-Кирмани далее пояснил, что он имел в виду, говоря это».

[267] - Примечание шейха аль-Альбани: «Смотрите «ан-Накд ‘аля Бишр аль-Мариси» (стр.25, 79, 82, 83)».

[268] - Примечание шейха аль-Альбани: «Речь идет о его книге, более известной, как «Сунан ад-Дарими», в которой в частности содержатся такие главы, как «Глава, посвященная Последнему Часу и Нисхождению Всевышнего Господа», а также «Глава взирания на Всевышнего Аллаха».

[269] - См. «Мухталиф аль-хадис (стр. 244-247).

[270] - Примечание шейха аль-Альбани: «Ат-Тирмизи привел этот хадис в «аль-Джами’» (2/226), где указал на его слабость, назвав его странным».

[271] - Речь идет о хадисе, в котором сказано: «Где был наш Господь, прежде чем Он сотворил небеса и землю?» Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ибн Маджах (№182). Аз-Захаби приводит его в полном виде в своей книге, однако я исключил его из сокращенной версии ввиду того, что он не соответствует нашим условиям достоверности».

[272] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ибн Маджах (№184). Этот хадис также является слабым и я разъяснил его недостатки в «Тахриджу ат-Тахавия» (стр.120)».

[273] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ибн Маджах (№192 и №198) от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара. Версия от Абу Хурайры приводится также у аль-Бухари и Муслима, а от Ибн ’Умара - у Муслима. Я привел обе эти версии в «ат-Тахриджу Китаби ас-Суннати ли Ибн ‘Асым» (546-549)».

[274] - Речь идет о следующем хадисе: «…Над седьмым небом находится море, глубина которого как от одного неба до другого, а поверх него - восемь (ангелов в облике) горных козлов, расстояние между копытами и коленями которых, как от одного неба до другого, и на их спинах находится Трон. А затем поверх всего этого - Аллах, и Он знает все, чем вы занимаетесь». Примечание шейха аль-Альбани: «Аз-Захаби также приводит этот хадис в своей книге, однако я исключил его из сокращенной версии ввиду его слабости».

[275] - Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у Ибн Маджах (№200). Иснад этого хадиса слабый, как я разъяснил это в «Сильсиля аль-Ахадис ад-да’ифа» (3453)».

[276] - Примечание шейха аль-Альбани: «Рукописная версия данной книги имеется в библиотеке «Захирия» в Дамаске».

[277] - Примечание шейха аль-Альбани: «По всей видимости, под вторым вознесением здесь имеется в виду вознесение творений. Вознесение же Аллаха над Его Троном одновременно является атрибутом Его действия и Его предвечным Сущностным атрибутом, и совершенно очевидно, что нельзя говорить о его сотворенности».

[278] - Хамма́м — название общественных бань в Турции, Азербайджане, арабских странах, Иране, Афганистане, Средней Азии и других странах Востока.

[279] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этой истории достоверный. Приводится у Хатыба аль-Багдади в «Тарих аль-Багдад» (6/122)».

Вернуться к началу


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!