Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах (194-256 гг.х.).



251 – В последнем разделе своего сборника «аль-Джами’ ас-Сахих», «Книге опровержения джахмитам»[252], в главе о Словах Всевышнего: «…а Трон Его был на воде…», имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) привел следующее:

«Абу аль-‘Алия говорил: «Слова Аллаха «Вознесся (истава) над небесами» – означают «поднялся (иртафа’а)».

Объясняя смысл слова «истава» Муджахид сказал: «…т.е. возвысился над Троном».

Мать правоверных Зайнаб, да будет доволен ей Аллах, говорила: «Меня выдал замуж Сам Аллах с высоты семи небес».

В следующих главах данного раздела имам аль-Бухари, приводя соответствующие аргументы из аятов Корана и хадисов, затронул большую часть вопросов, которые отрицают джахмиты, а именно Возвышенность, Речь, Руки и Глаза Аллаха. В частности речь идет о таких главах этого раздела, как:

Глава о Словах Аллаха: «К Нему восходит благое слово»;

Глава о Словах Аллаха: «…кого Я создал Своими руками»;

Глава о Словах Аллаха: «…и тебя взрастили у Меня на Глазах»;

Глава о Беседе Всемогущего и Великого Господа с пророками; и т.п.

Обратив внимание на саму разбивку данных глав, ни одному проницательному человеку не составит труда понять, что (этим самым аль-Бухари имел в виду, что) джахмиты отрицают все перечисленное, искажая смыслы слов в упомянутых аятах и хадисах.

Помимо этого у аль-Бухари имеется отдельный труд по вопросу Корана, под названием «Халькъу аф’аль аль-‘ибад»

Аль-Бухари был хафизом и выдающимся ученым, одарённым блестящим умом. Также он был набожным и богобоязненным человеком, обладал огромным авторитетом и не имел себе равных. Он побывал в разных местах: в Хорасане он встречался с Макки ибн Ибрахимом, в Басре – с Абу ‘Асымом, в Куфе - с ‘Убайдуллахом ибн Мусой, в Мекке - с аль-Мукри, и в Шаме - с аль-Фарьяби. Умер Аль-Бухари в двести пятьдесят шестом году (хиджры) в возрасте шестидесяти двух лет.

Абу Зур’а ар-Рази (умер в 264 г.х.).

Абу Исма’иль аль-Ансари, автор книги «Замму-ль-калям ва ахлихи» (Критика каляма и его последователей), рассказывал: «Поведал нам Абу Я’куб аль-Карраб, а ему – его дед, слышавший, как Абу аль-Фадль ибн Исхакъ говорил, что Мухаммад ибн Ибрахим аль-Асбахани рассказал ему: «Я слышал, как однажды Абу Зур’у ар-Рази спросили о толковании аята «Милостивый вознесся (истава) над Троном» – из-за чего он разозлился и сказал: «Он толкуется так же, как и звучит. Аллах над Троном, а Его знание повсюду. А кто считает иначе, то да пребудет над ним проклятие Аллаха».

253 – Передается, что ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим рассказывал: «Я спрашивал своего отца (Абу Хатима) и Абу Зур’у, да смилуется над ними обоими Аллах, о мазхабе ахлю-с-Сунна по вопросам основ религии, а также о том, на чем они застали ученых во всех землях (Ислама), и что из этого они исповедовали в своих убеждениях. На что они сказали мне: «Мы застали ученых во всех землях (Ислама), и заявляем, что к их мазхабам относится следующее:

Вера – это слова и дела, она увеличивается и уменьшается.

Коран – это Речь Аллаха во всех его проявлениях.

Предопределение как хорошего, так и плохого - от Аллаха Всевышнего.

Всевышний Аллах над Своим Троном и отделен от Своих творений, чем Он Сам описал Себя в Своем Писании, а также устами Своего посланника, без вопросов «как?»

Он объемлет абсолютно всё Своим Знанием.

Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий».[253]

Абу Зур’а был имамом приверженцев хадиса своего времени. Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Не пересекал мост Багдада никто, кто был бы более знающим, чем Абу Зур’а. Он был из числа преемников (аль-абдаль)[254], благодаря которым цела и невредима земля[255]». Также имам Ахмад говорил: «Этот молодой человек выучил семьсот тысяч хадисов». Он был предводителем, как в знаниях, так и в благих делах, и обладал многочисленными достоинствами и заслугами. Умер Абу Зур’а в двести шестьдесят четвертом году (хиджры). Хадисы с его слов передавал имам Муслим в своем Сахихе.

Абу Хатим ар-Рази (умер в 277 г.х.).

254 – Хафиз ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим ар-Рази в своей книге «ар-Радду ‘аля аль-джахмия» (Опровержение взглядов джахмитов) писал: «Мой отец (Абу Хатим) и Абу Зур’а рассказали нам следующее: «Нам говорили, что здесь находится человек, о котором рассказывают следующую историю…» - после чего Абу Зур’а стал рассказывать: «В двести тридцатом году (хиджры) я был в Басре и ‘Усман ибн ‘Амр ибн ад-Даххак рассказал мне, что был у них один человек, который однажды сказал: «Если Коран не сотворен, то пусть Аллах сотрет из моего сердца все, что в нем есть из Корана» - а был этот человек одним из чтецов Корана. В итоге он забыл его до такой степени, что, когда ему говорили: «Скажи: «С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего» - он лишь говорил: «Да я знаю, знаю!» - но произнести этих слов не мог».[256]

255 – Абу Зур’а сказал: «Люди приложили немало усилий, чтобы показать мне этого человека, но я так и не увидел его, а Мухаммад ибн Башшар[257] сказал: «У меня был сосед, который обучал меня чтению Корана и говорил, что он сотворен. Тогда один мужчина сказал ему: «Если Коран не сотворен, то да сотрет Аллах все его аяты из твоего сердца! Согласен?!» - и тот ответил: «Да». Утром он проснулся и начал читать: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивейшему, Милующему, Царю в День Суда. Только Тебе…» - и, когда он хотел произнести «…поклоняемся», язык его не смог пошевелиться».

256 – Хафиз Абу аль-Къасим ат-Табари рассказывал: «В записях Абу Хатима Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Мунзира аль-Ханзали, я обнаружил, что он говорил: «Наш мазхаб и путь, который мы выбираем, состоит:

- в следовании за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижниками и теми, кто строго последовал за ними;

- в том, чтобы строго держаться мазхабов последователей преданий, таких, как аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ и Абу ‘Убейд, да смилуется над ними Всевышний Аллах;

- в том, чтобы не отступать от Корана и Сунны;


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!