Ми (Е) Ля (A)         Ре (D)          Соль (G)       До (C). Упражнение: сыграть прогрессию I – VI – IV – V7 (C – Am – F – G7),используя разные аккордовые формы



 

Упражнение: сыграть прогрессию I – VI – IV – V7 (C – Am – F – G7),используя разные аккордовые формы

5. Примеры применениядоминантсептаккорда:

Блюзовый 12-ти тактовый квадрат, здесь каждый аккорд в виде доминантсептаккорда:

| I7 – IV7 – I7 – I7 | IV7 – IV7 – I7 – I7 | V7 – IV7 – I7 – V7 |

Распространенная джазовая прогрессия (в упрощенном виде): | II – V7 – I– I |

Песня Сплин «Бог устал нас любить»: Am – D7/F# - G – G, это и есть| II – V7 – I– I |в тональности соль-мажор (о ней речь пойдет позже).

Классическая прогрессия из популярной музыки: | I – VI – IV – V7 |, пример песни с такой последовательностью –RighteousBrothers «OhMyLove», в ней этот ход слышен очень ярко. Эта песня звучала в фильме «Привидение».

 

6. Создание прогрессий с доминантсептаккордом. Для того чтобы научить использовать этот аккорд, нужно просто всегда вставлять его в Vступень всегда, когда она используется, при этом нужно слушать, анализировать и запоминать изменения в звучании для того чтобы в последствии уметь использовать это звучание в своих прогрессиях. Дальше можно попробовать поэкспериментировать, поприменять этот аккорд не только на Vступени (например, как в блюзе).

Упражнение: создать свои прогрессии с доминантсептаккордом.

Контрольные вопросы по теории

 

Объяснить смысл следующих понятий:

6 видов трезвучий

Аккорды с секстой

Септаккорды

Формы интервалов: все интервалы

Ноты на грифе в 1-й и 5-й позиции

Объяснить и построить аккорды C, Cm, Cdim, Caug, Csus2, Csus4, С6, Cm6, C7, Cmaj, Cm7,Cm7-5

Доминантсептаккорд

 

 

Урок 15.

1. Минорный лад. Как и мажор состоит из семи ступеней, но отличается интервальным строением. Этот лад предназначен для темной, грустной или просто спокойной музыки.Формула минора:

тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона

 

Упражнение: запомнить формулу минорного лада и научиться играть минорную гамму на одной струне

 

2. Гармонизация минорного лада.

Упражнение: от каждой ступени лада построить трезвучия.

 

 

3. Функции ступеней. В миноре функции отличаются от мажора, но есть общий признак, I, IVVступени одинаковые по своему типу, в мажоре они мажорный, в миноре – минорные:

I -Минор

II - уменьшенный

III - мажор

IV - Минор

V - Минор

VI - мажор

VII-мажор

 

Тоника, доминанта и субдоминанта будут минорные:

I (T) – минор

IV (S) – минор

V (D) – минор

4. Гамма терциями.

Упражнение: построить от 6-й струны гамму ля-минор от ноты Ля на 5-м ладу, затем сыграть от каждой ступени терцию, соответствующую функции данной ступени.

 

5. Параллельный минор. Минор является производным ладом от мажора, VIступень мажора – это Iступень минора:

 

В тональности до-мажор VIступень – нота Ля, от нее строиться тональность ля-минор:

 

Тональность ля-минор:

 

6. Аккорды в тональности ля-минор. Если на каждой ступени сыграть аккорд, получится:

I–МинорAm

II – уменьшенныйBdim

III – мажорC

IV– МинорDm

V– МинорEm

VI – мажорF

VII-мажор G

Необходимо хорошо запомнить соответствие ступеней и аккордов в этой тональности

 

 

7. Аккордоваягаммав тональности ля-минор: Am, Bdim, C, Dm, Em, F, G, Am.

Упражнение: играть аккордовую гамму в восходящем и нисходящем порядке под метроном.

 

 

8. Песни в ля-миноре

Упражнение: сыграть песни иопределить в них ступени аккордов


Цой «Кукушка»


Вступление: Am | C | G | G|– 4 раза

 

AmAmAmAm

Песен, еще не написанных, сколько?

G       Dm

Скажи, кукушка,

Am           Am

Пропой.

AmAm

В городе мне жить или на выселках?

Am

Камнем лежать

Am                        G         Dm

Или гореть звездой?

Am             Am

Звездой...

 

 

Припев:

G              F                         Am           Am

Солнце мое, взгляни на меня

G              F                         AmAm

Моя ладонь превратилась в кулак.

GFAmAm

И если есть порох, дай огня.

GFAm

          Вот так.

 

Проигрыш: Am | C | G| G |

 

 

Кто пойдет по следу одинокому?

Сильные да смелые головы сложили в поле,        

В бою.            

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твердой рукой в строю.      

В строю.

 

Припев

 

Где же ты теперь, воля вольная,

С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?      

Ответь!        

Хорошо с тобой да плохо без тебя.

Голову да плечи терпеливые под плеть.      

Под плеть.

 

 

Припев - 2 раза




Цой «Звезда по имени солнце»

Вступление: Dm7 – 4 раза

 

AmAm

Белый снег, серый лед,

C                                C

На растрескавшейся земле.

DmDm

Одеялом лоскутным на ней -

G                                 G

Город в дорожной петле.

AmAm

А над городом плывут облака,

C                    C

Закрывая небесный свет.

DmDm

А над городом - желтый дым,

G                            G

Городу две тысячи лет,

DmDm

Прожитых под светом Звезды

AmAm

По имени Солнце...

 

 

Проигрыш: Dm7 – 4 раза

 

И две тысячи лет - война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых,

Лекарство против морщин.

Красная, красная кровь -

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива

И согрета лучами Звезды

По имени Солнце...

 

Проигрыш: Dm7– 4 раза

 

И мы знаем, что так было всегда,

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слово "да" и слово "нет",

Он не помнит ни чинов, ни имен.

И способен дотянуться до звезд,

Не считая, что это сон,

И упасть, опаленным Звездой

По имени Солнце...

 

 

Би2 «Мой рок-н-ролл»

F                    G         AmAm

И то, что было, набело откроется потом.

F            G                  AmAm

Мой Rock'n'Roll - это не цель, и даже не средство

F         G        AmAm

Не новое, а заново, один и об одном

F                        G            AmAm

Дорога - мой дом, и для любви это не место.

 

Припев:

F                         G  

Прольются все слова как дождь,

AmAm

И там, где ты меня не ждешь,

F                             G                AmAm

Ночные ветры принесут тебе прохладу.

F                 G  

На наших лицах без ответа

AmAm  F

Лишь только отблески рассвета того,

G AmAm

Где ты меня не ждешь

 

 

Куплет 2:

 

А дальше - это главное - похоже на тебя                               

В долгом пути я заплету волосы лентой 

И не способный на покой я знак подам тебе рукой            

Прощаясь с тобой, как будто с легендой                               

 

 

Припев:

 

 

9. Прогрессии в минорной тональности.

Упражнение: сыграть прогрессии в тональности ля-минор

1) I – VI – III – VII

2) I – IV – III – VII

3) I – III – VI – VI

4) I – III – VII – IV

5) I – VII – V – VI 

6) I – V – VI – VII

7) I – V – IV – V

8) VI – V – IV – V – I – VII

9) I – III – IV – VI

 

10. Создание прогрессий в ля-миноре.

Упражнение: сочинить собственные прогрессии в тональности ля-минор.

 

 

Урок 16.

1. Виды минора.

Виды минора Интервальный состав
Натуральный Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон
Гармонический Тон – полутон – тон – тон – полутон – 1,5 тона – полутон
Мелодический Тон – полутон – тон – тон – тон – тон – полутон
Фригийский Полутон – тон – тон – тон – полутон – тон – тон
Дорийский Тон – полутон – тон – тон – тон – полутон – тон
Локрийский Полутон – тон – тон – Полутон – тон – тон – тон

 

 

Основной минор – натуральный, остальные виды можно рассматривать, как измененные варианты основного. В таблице жирным выделены отличия других видов минора от натурального. Чтобы хорошо разбираться во всех разновидностях, сначала нужно хорошо выучить интервальный состав натурального минора. Именно этот вид минора рассматривался на протяжении всей предыдущей части курса. Все гаммы, а также гармонизация – все это относилось к натуральному минору. К мажору параллельным является именно натуральный минор, поэтому он считается основным. Смысл такого количества минорных ладов в том, что у каждого есть свой специфический оттенок. Например, натуральный, фригийский и локрийский миноры самые мрачные, дорийский, мелодический и гармонический более светлые, ближе к мажору.

 

Упражнение: построить вдоль грифа от ноты Ля на 5-й струне 6 видов минорных гамм

 

 

2. Гармонический минор – формула.

Основное отличие от натурального в том, что повышена на пол тона VII ступень, это небольшое отличие создает довольно сильное изменение настроение всего лада. Необходимо запомнить формулу гармонического минора:

тон – полутон – тон – тон – полутон – 1,5 тона – полутон

 

 

3. Гаммы гармонического минорав пяти формах

Упражнение: выучить гаммы, играть под метроном

4. Гармонизация гармонического минора.

Функции ступеней совпадают с минорным ладом, но отличается Vступень (доминанта), в натуральном миноре она минорная, а в гармоническом миноре она становится мажорной:

I -Минор

II - уменьшенный

III - мажор

IV - Минор

V - Мажор

VI - мажор

VII-мажор

 

Тоника, доминанта и субдоминанта:

I (T) – минор

IV (S) – минор

V (D) – мажор

 

5. Аккорды в тональности ля-минор:

I–МинорAm

II – уменьшенныйBdim

III – мажорC

IV– МинорDm

V – Минор E

VI – мажорF

VII-мажор G

Необходимо запомнить, что в гармоническом ля-миноре Vступень мажорный аккорд Е

 

Упражнение: сыграть прогрессии в гармоническом ля-миноре

1)I – IV – III – V

2) I – IV – V – I

3) I – V – VI – IV – V

4) | I – V – I – I | I – V – I – I | IV – IV – I – I | V – V – V – V |

5) I – VI – VII - IV

6) I – VI – IV – V

7) I – VI – IV – VIIdim# – IIdim

8) I – VII – VI – V

9) | II – VII – III – VI | II – V – I – I (мажор) | II – VII – III – VI | II – V – I – I |

6. Песни в гармоническом ля-миноре.

Упражнение: сыграть песни определить ступени и запомнить, как звучит мажорная Vступень

Сплин «Романс»

EAmE Am

И лампа не горит, и врут календари,

DmCDm - EAm

И если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори.

 

Любой обманчив звук. Страшнее тишина,

Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина.

 

И черный кабинет, и ждет в стволе патрон.

Так тихо, что я слышу, как идет на глубине вагон метро.

 

Проигрыш: DmCDmEAm

 

На площади полки. Темно в конце строки.

И в телефонной трубке эти много лет спустя одни гудки.

 

И где-то хлопнет дверь, и дрогнут провода.

Привет! Мы будем счастливы теперь - и навсегда.

Привет! Мы будем счастливы теперь - и навсегда.

 

Би2 «Серебро»

1 куплет:

AmF          

"Я не вернусь" -

DmE      Am

Так говорил когда-то,

FDmEAm

И туман глотал мои слова

FDmE

И превращал их в воду.

AmF

Я все отдам 

DmEAm

За продолжение пути,

FDmEAmFDmE

Оставлю позади свою беспечную свободу.

 

Припев:

Dm7E7Am

Не потерять бы в серебре

F

Ее одну -

DmE

Заветную.

 

 

2 куплет:

Не по себе

От этой тихой и чужой зимы,

С которой я на "ты" -

Нам не стерпеть друг друга.

И до войны

Мне не добраться никогда,

Моя безумная звезда ведет меня по кругу

 

Припев.

 

 

3 куплет:

А в облаках

Застыл луны неверный свет, и в нем

Перемешались города, и я

Зову ее несмело.

 

Припев.

 

 

Сплин «Двое не спят»

AmGAm

 Лестница здесь, девять шагов до заветной двери,

CGCA7

 А за дверями русская печь и гость на постой.

DmGCG/BAm

 Двое не спят, двое глотают колеса любви,

DmEAmA7

 Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?

DmGCG/BAm

 Двое не спят, двое глотают колеса любви,

DmEAmA7

 Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?..

 

 

Час на часах, ночь, как змея поползла по земле,

У фонаря смерть наклонилась над новой строкой.

А двое не спят, двое сидят у любви на игле,

Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?

А двое не спят, двое сидят у любви на игле,

Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?..

 

Нечего ждать, некому верить, икона в крови,

У штаба полка в глыбу из льда вмерз часовой.

А двое не спят, двое дымят папиросы любви,

Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?

Двое не спят, двое дымят папиросы любви,

Им хорошо, станем ли мы нарушать их покой?..

 

Если б я знал, как это трудно - уснуть одному,

Если б я знал, что меня ждет, я бы вышел в окно.

А так - все идет, скучно в Москве и дождливо в Крыму

И все хорошо, и эти двое уснули давно...

А так - все идет, скучно в Москве и дождливо в Крыму

И все хорошо, и эти двое уснули давно...

 

 

ДДТ «Дождь»

Вступление: Am|Am/C|Dm/B|E7– 2 раза

 

AmAm/CDm/BE7AmAm/CDm/BE

Дождь, звонкой пеленой наполнил небо, майский дождь.

AmAm/CDm/BE7Am

Гром, прогремел по крышам, распугал всех кошек гром.

EmDmEmF

Я открыл окно и веселый ветер разметал все на столе:

EmDmEAmAm/CDm/BE7

Глупые стихи, что писал я в душной и унылой пустоте.

 

Грянул майский гром и веселей голос то ли пьяный толь шальной

"Эй, вставай-ка, и попрыгай вслед за мной".

Выходи во двор и по лужам бегай хоть до самого утра.

Посмотри, как носится смешная и святая детвора.

 

Проигрыш– 2 раза

 

Капли на лице - это просто дождь, а может плачу это я.

Дождь очистил все, и душа, захлюпав, вдруг размокла у меня.

Потекла ручьем, прочь из дома к солнечным, некошенным лугам,

Превратившись в пар, с ветром полетела к неизведанным мирам.

 

И представил я - город наводнился вдруг веселыми людьми.

Вышли все под дождь, хором что-то пели и плясали, черт возьми!

Позабыв про стыд, и опасность после с осложненьем заболеть,

Люди под дождем, как салют, встречали гром, весенний первый гром.

 

Проигрыш – 2 раза

 

 

7. Создание прогрессий в гармоническом миноре.

Упражнение: создать свои прогрессии в гармоническом ля-миноре.

 

Урок 17.

1. Тональность соль-мажор. В этой тональности присутствует одна альтерированная ступень – фа#

Аккорды втональности соль-мажор:

I –МажорG

II – минорAm

III – минорBm

IV– МажорC

V– МажорD

VI – минорEm

VII– уменьшенныйFdim#

Аккордовая гамма: G, Am, Bm, C, D, Em, Bdim#, G. Играть ее в восходящем и нисходящем порядке.

 

2. Тональность ми-минор является параллельной тональности соль-мажор, состоит из тех же нот:

Аккорды в тональности ми-минор:

I–МинорEm

II – уменьшенныйFdim#

III – мажорG

IV– МинорAm

V– МинорBm

VI – мажорC

VII-мажор D

Необходимо запомнить соответствие ступеней и аккордов в этой тональности

 

Аккордоваягамма: Em, Fdim#, G, Am, Bm, C, D, Em.

Упражнение: играть аккордовую гамму в восходящем и нисходящем порядке под метроном.

3. Анализ песен в соль-мажоре.

Упражнение: определить ступени тональности в песнях

BobDylan «Knockin' onHeaven'sDoor»

| G – D – Am – Am | G – D – C – C |

 

Сплин «Бог устал нас любить»

| Am – D7/F# - G – G |

 

4. Анализ песен вми-миноре.

Упр. 1: определить ступени в натуральномминоре

ДДТ «Метель»

| Em – C – G – D |

 

Цой «Апрель»

| Em – G – Am – D |

| Am – D – Em – Em |

 

Упр. 2: определить ступени в гармоническомминоре

ДДТ «В последнюю осень»

| Em – C – G – B7 | Em – D – G – B7 |

 

Ария «Беспечный ангел»

| Em – C – G – G | Em – C – D – D | Am – G – D – Am | D – Em – C – D |

| Em – C – G – G | C – B7 – Em – Em | C – D – C – D | Am – C – G – G |  

 

Гомез «Романс»

| Em – Em – Am – B7 |

 

5. Прогрессии в соль-мажоре

Упражнение: сыграть следующие прогрессии в тональности соль-мажор

1) I – VI – IV – V

2) I – II – V – I

3) I – VI – III – IV

4) I – VI – VII - V

5) I – III – VI - IV

6) I – IV – V – I

7) I – VI – IV – V

8) | I – V – VI – IV | I – V – I – I |

9) | I – V – II – II | I – V – IV – IV |

10) II – V – I – VI

11)| I – II – VII – I | VI – VII – V – I |

12) | I – V – VI – III | IV – I – IV – V |

 

 

6. Прогрессии в ми-миноре

Упр. 1: Сыграть прогрессии в натуральном ми-минор

1) I – VI – III – VII

2) I – IV – III – VII

3) I – III – VI – VI

4) I – III – VII – IV

5) I – VII – V – VI 

6) I – V – VI – VII

7) I – V – IV – V

8) VI – V – IV – V – I – VII

9) I – III – IV – VI

 

Упр. 2: Сыграть прогрессии в гармоническом ми-миноре

1) I – IV – III – V

2) I – IV – V – I

3) I – V – VI – IV – V

4) | I – V – I – I | I – V – I – I | IV – IV – I – I | V – V – V – V |

5) I – VI – VII - IV

6) I – VI – IV – V

7) I – VI – IV – VIIdim# – IIdim

8) I – VII – VI – V

9) | II – VII – III – VI | II – V – I – I (мажор) | II – VII – III – VI | II – V – I – I |

 

 

7. Создание прогрессий в соль-мажоре и ми-миноре.

Упражнение: придумать свои прогресии в данных тональностях, не менее пяти прогрессий в каждой тональности

 

 

8. Транспозиция – перенесение музыкального построения на другую высоту, из одной тональности в другую. Делается это обычно для облегчения исполнения или для увеличения эстетической ценности.

Транспонировать произведение, означает перенести его целиком на определенную высоту вверх или вниз (на какое-то конкретное количество тонов), это значит, что все ступени повышаются или понижаются на одинаковый заданный интервал.

 

Существует несколько способов транспонирования.

1-й способ – определить прогрессию и перенести ее целиком в другую тональность

ДляпримератранспонируемпеснюBobDylan «Knockin' onHeaven'sDoor» из тональности соль-мажор в тональность до-мажор:

Шаг 1. Определить ступени аккордов

| G – D – Am – Am | G – D – C – C | прогрессия: | I – V – II – II | I – V – IV – IV |

Шаг 2. Определить аккорды, соответствующие найденной прогрессии в другой тональности, в данном случае в до-мажоре

| I – V – II – II | I – V – IV – IV | в до-мажоре: | C – G – Dm – Dm | C – G – F – F |

 

 

2-й способ – перенести каждый аккорд по-отдельности на одинаковую заданную высоту.

Например, задача может быть сформулирована следующим образом, перенести всю песню на тон вверх. Рассмотримрешениеэтойзадачи:

БобДилан «Knockin' onHeaven'sDoor»

| G – D – Am – Am | G – D – C – C |

Шаг 1:повышаем на 1 тон каждый аккорд:

G – A

D – E

Am – Bm

C – D

Шаг 2: получаем последовательность аккордов:

| A – E – Bm – Bm | A – E – D – D |

 

9. Задания на транспозицию.

Упр. 1: транспонировать из соль-мажора в до-мажор

Сплин «Бог устал нас любить»

| Am – D7/F# - G – G |

 

 

Упр. 2: транспонировать из натуральногоми-минора в ля-минор

ДДТ «Метель»

| Em – C – G – D |

 

Цой «Апрель»

| Em – G – Am – D |

| Am – D – Em – Em |

 

 

Упр. 3: транспонировать изгармоническогоми-минора в ля-минор

ДДТ «В последнюю осень»

| Em – C – G – B7 | Em – D – G – B7 |

 

Ария «Беспечный ангел»

| Em – C – G – G | Em – C – D – D | Am – G – D – Am | D – Em – C – D |

| Em – C – G – G | C – B7 – Em – Em | C – D – C – D | Am – C – G – G |  

 

Гомез «Романс»

| Em – Em – Am – B7 |

 

 

Упр. 4: транспонировать на тон вверх

Ария «Беспечный ангел»

| Em – C – G – G | Em – C – D – D | Am – G – D – Am | D – Em – C – D |

| Em – C – G – G | C – B7 – Em – Em | C – D – C – D | Am – C – G – G | 

 

 

Упр. 5: транспонировать на 2,5 тона вниз

ДДТ «В последнюю осень»

| Em – C – G – B7 | Em – D – G – B7 |

 

Урок 18.

1. Модуляция – переход в другую тональность в контексте одного и того же произведения. Бывает такое что одно произведение может состоять из нескольких тональностей. Это довольно сложная и обширная тема, в этом курсе она рассматривается поверхностно, для общего понимания. Существуют различные виды модуляций, а также отклонения, здесь мы не будем делать между ними различий, а рассмотрим саму суть идеи. И так, если в произведении происходит смена тональности, то это и есть модуляция. Причина этого процесса состоит в стремлении создать развитие музыкального сюжета. Находясь в пределах одной тональности, прогрессии имеют ограниченное количество вариаций, но если применить переход в другую тональность, то появляется дополнительный ресурс, расширяющий масштаб музыкального развития. Максимально развито искусство модуляции в классической академической музыке по причине ее сложности и глубине создаваемых художественных образов. В эстрадной музыке модуляция применяется, но в гораздо более ограниченном объеме, от этого и сама музыка становится примитивнее.

Например, произведение может начаться в ля-миноре, затем перейти в до-мажор, после этого в соль-мажор и завершиться в ми-миноре. Бывает такое что в произведении всего одна модуляция, а бывает произведение состоит из сплошных модуляций.

 

 

2. Родство тональностей.

Переход из одной тональности в другую не может быть осуществлен просто так, должна быть какая-то причина, связь между первой и второй тональностью. Эта связь и есть родство тональностей. Этот параметр состоит из количества общих звуков, как следствие – общих аккордов. Существуют различные степени родства тональностей, в этом курсе рассматривается первая степень родства. Идея первой степени родства состоит в том, что у каждой тональности есть шесть родственных тональностей:

1) параллельная тональность

2) тональность доминанты

3) тональность параллельная доминантовой

4) тональность субдоминанты

5) тональность параллельная субдоминантовой

6) для мажора – тональность минорной субдоминанты, для минора – тональность мажорной доминанты

У всех этих тональностей есть много общих звуков с основной тональностью, а также много функционально-смысловых связей. Смысл состоит в том, что переход именно в эти тональности вызывает очень гармоничный эмоциональный эффект. Другие тональности вызывают ощущение напряжения, резкой смены сюжета.

 

Например, для тональности до-мажор, родственными будут:

1) параллельная тональность – ля-минор

2) тональность доминанты – соль-мажор

3) тональность параллельная доминантовой – ми-минор

4) тональность субдоминанты – фа-мажор

5) тональность параллельная субдоминантовой – ре-минор

6) тональность минорной субдоминанты – фа-минор

 

 

3. Модуляция при помощи доминантового аккорда.

Гармонично воспринимаемый переход в другую тональность осуществляется при помощи специальных приемов. В этом курсе мы рассмотрим один самый распространенный прием – это переход при помощи доминантового аккорда.Аккорд, использующийся для перехода в другую тональность называться модулирующим. Принцип довольно прост, на стыке тональностей используется аккорд, являющийся доминантой той тональности, в которую происходит модуляция. Например, тональность до-мадор – E7 (доминта ля-минора) – тональность ля-минор.

| C – Am – F – E7 | Am– Dm – F – G7 | C |Первый квадрат начинается в до-мажоре, в конце квадрата используется доминантовый модулирующий аккорд, второй квадрат уже начинается в новой тональности, в ля-миноре, в конце второго квадрата снова используется переход обратно в до-мажор. Таким образом, мы начали в до-мажоре, перешли в ля-минор и обратно в до-мажор.

Иногда модуляция может осуществляется и без модулирующего аккорда.

 

 

4. Песни с применением модуляции.

Ария «Потерянный рай»


Am

От края до края

D

Небо в огне сгорает,

F

И в нем исчезают

           C G

Все надежды и мечты.

 

Но ты засыпаешь,

И ангел к тебе слетает,

Смахнет твои слезы,

И во сне смеешься ты!

 

Припев:

 F

Засыпай,

G         Am

На руках y меня засыпай,

F

Засыпай

G       Am

Под пенье дождя...

F

Далеко,

G          Am G C D

там, где неба кончается край,

F

Ты найдешь

G     Am

Потерянный рай.

 

Во сне хитрый демон

Может пройти сквозь стены,

Дыханье y спящих

Он умеет похищать.

Бояться не надо,

Душа моя будет рядом,

Твои сновиденья

До рассвета охранять.

 

Припев:

 

Модуляция на тон вверх:

 

Bm

Подставлю ладони -

E

Их болью своей наполни,

G

Наполни печалью,

D      A

Страхом гулкой темноты,

Bm

И ты не узнаешь,

E

Как небо в огне сгорает,

G

И жизнь разбивает

D     A

Все надежды и мечты.

 

Припев:

G           

Засыпай,

A         Bm

На руках y меня засыпай,

G

Засыпай

A        Bm

Под пенье дождя...

G

Далеко,

ABmADE

там, где неба кончается край,

G

Ты найдешь

Bm

Потерянный рай.


 

Ария «Я свободен»


AmAm

Надо мною - тишина,

DmAm

Небо, полное дождя,

DmAm

Дождь проходит сквозь меня,

GG

Но боли больше нет.

 

AmAm

Под холодный шепот звезд

DmAm

Мы сожгли последний мост,

DmAm

И все в бездну сорвалось,

GG

Свободным стану я

FF

От зла и от добра,

E         EAm

Моя душа была на лезвии ножа.

 

Проигрыш:|AmAmCG| - 2 раза

 

 

Я бы мог с тобою быть,

Я бы мог про все забыть,

Я бы мог тебя любить,

Но это лишь игра.

 

 

В шуме ветра за спиной

Я забуду голос твой,

И о той любви земной,

Что нас сжигала в прах,

И я сходил с ума,

В моей душе нет больше места для тебя!

 

Припев:

Am C  G      Am

Я свободен, словно птица в небесах,

Am C  G      Am

Я свободен, я забыл, что значит страх.

Am C  G      Am

Я свободен - с диким ветром наравне,

Am C  G      Am

Я свободен наяву, а не во сне!

 

Надо мною - тишина,

Небо, полное огня,

Свет проходит сквозь меня,

И я свободен вновь.

 

Я свободен от любви,

От вражды и от молвы,

От предсказанной судьбы

И от земных оков,

От зла и от добра...

В моей душе нет больше места для тебя!

 

Припев:

Am C  G      Am

Я свободен, словно птица в небесах,

Am C  G      Am

Я свободен, я забыл, что значит страх.

Am C  G      Am

Я свободен - с диким ветром наравне,

Am C  G      Am

Я свободен наяву, а не во сне!

 

Модуляция на тон вверх:

 

Припев:

BmDABm

Я свободен, словно птица в небесах,

BmDABm

Я свободен, я забыл, что значит страх.

BmDABm

Я свободен - с диким ветром наравне,

BmDABm

Я свободен наяву, а не во сне!

 


 

5. Прогрессии с модуляцией.

1) до-мажор | I – IV – II – III7 (мажор) | переход в(параллельный) ля-минор | I – IV – VII – V |

2) ми-минор | I–VI – IV – VII7(мажор) | переход в(параллельный) соль-мажор |I – VI – IV – V |

 

 

6. Создание прогрессий с модуляцией.

Упражнение: придумать прогрессии в тональности до-мажор с модуляцией в тональность доминанты, используя модулирующий доминантсептаккорд.

 

 

7. Ноты на грифе в 8-й позиции:

Упражнение: запомнить ноты в 8-й позиции, играть их в восходящем и нисходящем порядке, играть, произносить про себя их названия и запоминать звучание каждого звука.

 

 

Урок 19.

1. Тональность фа-мажор. В этой тональности нота cи становится cи-бемоль:

Аккорды втональности фа-мажор:

I –МажорF

II – минорGm

III – минорAm

IV – МажорBb

V – МажорC

VI – минорDm

VII– уменьшенныйEdim

Аккордовая гамма: F, Gm, Am, Bb, C, Dm, Edim, F. Играть ее в восходящем и нисходящем порядке.

 

2. Тональность ре-минор является параллельной к тональности фа-мажор:

Аккорды в тональности ре-минор:

I–МинорDm

II – уменьшенныйEdim

III – мажорF

IV– МинорGm

V– МинорAm

VI – мажорBb

VII-мажор C

Необходимо запомнить соответствие ступеней и аккордов в этой тональности

 

Аккордоваягамма: Dm, Edim, F, Gm, Am, Bb, C, Dm.

Упражнение: играть аккордовую гамму в восходящем и нисходящем порядке под метроном.

 

3. Анализ песен в фа-мажоре.

Упражнение: определить ступени тональности в песне

Леонард Коэн«Аллилуя»

куплет:

| F – Dm|F – Dm | Bb – C|F – C |

| F – Bb - C|Dm – Bb | C – Am|Dm – Dm |

припев:

| Bb – Bb | Dm – Dm | Bb – Bb | F – C | F – C |

 

4. Анализ песен в ре-миноре.

Упр. 1: определить ступени в натуральномминоре

Цой «Последний герой»

| Dm – Am–F – C |

 

Цой «Группа крови»

куплет:

| Dm – Am – Dm – C|

припев:

| Dm – Am – Gm7 – C|

 

 

Упр. 2: определить ступени в гармоническомминоре

Ария «Возьми мое сердце»

В этой песне есть одно исключение, аккорд G#dim7 – это повышенная IVступень, все остальное в рамках гармонического минора, в том числе аккорд C#dim – VIIступень.


Dm        E7/D

Слепая ночь легла у ног

Dm      E7/D

И не пускает за порог.

Dm       E7/D

Брожу по дому, как во сне,

Dm      E7/D

Но мне покоя нет нигде.

 

Gm       A7/C#

Тупая боль пробьет висок,

Dm       G#dim7

И пальцы лягут на курок,

GmC#dim

А в зеркалах качнется призрак,

Bb   A

Призрак любви.

 

Припев:

Dm            F

Возьми мое сердце, возьми мою душу,

Gm                     C

Я так одинок в этот час, что хочу умереть,

Dm               F

Мне некуда деться, свой мир я разрушил,

Gm                     C

По мне плачет только свеча, на холодной заре...

 

Dm        E7/D

Ты умерла в дождливый день,

Dm        E7/D

И тени плыли по воде.

Dm        E7/D

Я смерть увидел в первый раз,

Dm        E7/D

Ее величие и грязь.

 

Gm       A7/C#

В твоих глазах застыла боль.

Dm       G#dim7

Я разделю ее с тобой.

GmC#dim

А в зеркалах качнется призрак,

Bb   A

Призрак любви.

 

Припев.

 

F   Bb C7 F      Bb C7

Я слышу утренний колокол, он славит праздник,

F   Bb C7 Dm               C6  C7

И сыпет медью и золотом, ты теперь в царстве вечного сна.

F   Bb C7 F      Bb C7

Я слышу утренний колокол, он бесов дразнит,

F    BbC7 DmC             

И звоном небо расколото, на земле я любил лишь тебя...

 

Припев.

 

Dm E7/D Em7/D D

...Возьми мое сердце


 


 

5. Прогрессии в фа-мажоре

Упражнение: сыграть следующие прогрессии в тональности соль-мажор

1) I – VI – IV – V

2) I – II – V – I

3) I – VI – III – IV

4) I – VI – VII - V

5) I – III – VI - IV

6) I – IV – V – I

7) I – VI – IV – V

8) | I – V – VI – IV | I – V – I – I |

9) | I – V – II – II | I – V – IV – IV |

10) II – V – I – VI

11)| I – II – VII – I | VI – VII – V – I |

12) | I – V – VI – III | IV – I – IV – V |

 

 

6. Прогрессии в ре-миноре

Упр. 1: Сыграть прогрессии в натуральном ре-миноре

1) I – VI – III – VII

2) I – IV – III – VII

3) I – III – VI – VI

4) I – III – VII – IV

5) I – VII – V – VI 

6) I – V – VI – VII

7) I – V – IV – V

8) VI – V – IV – V – I – VII

9) I – III – IV – VI

 

Упр. 2: Сыграть прогрессии в гармоническом ре-миноре

1) I – IV – III – V

2) I – IV – V – I

3) I – V – VI – IV – V

4) | I – V – I – I | I – V – I – I | IV – IV – I – I | V – V – V – V |

5) I – VI – VII - IV

6) I – VI – IV – V

7) I – VI – IV – VIIdim# – IIdim

8) I – VII – VI – V

9) | II – VII – III – VI | II – V – I – I (мажор) | II – VII – III – VI | II – V – I – I |

 

 

7. Создание прогрессий в фа-мажоре и ре-миноре.

Упражнение: придумать свои прогрессии в данных тональностях, не менее пяти прогрессий в каждой тональности.

 

 

8. Ноты на всем грифе.

На схеме видна взаимосвязь нот в трех позициях. Выучив расположение нот в 1-й, 5-й и 8-й позициях, нужно объединить их в одну структуру, состоящую из 12-ти ладов. После 12-го лада эта структура повторяется. Таким образом можно научиться видеть ноты сразу на всем грифе.

 

Урок 20.

1. Тональность ре -мажор. Здесь нота фа становится фа-диез и до переходит в до-диез:

Аккорды втональности ре-мажор:

I –МажорD

II – минорEm

III – минорFm#

IV – МажорG

V – МажорA

VI – минорBm

VII– уменьшенныйCdim#

Аккордовая гамма: D, Em, Fm#, G, A, Bm, Cdim#, D. Играть ее в восходящем и нисходящем порядке.

 

2. Тональность си-минор является параллельной к тональности ре-мажор:

Аккорды в тональности си-минор:

I–МинорBm

II – уменьшенныйCdim#

III – мажорD

IV– МинорEm

V– МинорFm#

VI – мажорG

VII-мажор A

Необходимо запомнить соответствие ступеней и аккордов в этой тональности

 

Аккордоваягамма: Bm, Cdim#, D, Em, Fm#, G, A, Bm.

Упражнение: играть аккордовую гамму в восходящем и нисходящем порядке под метроном.

 

3. Анализ песни в ре-мажоре.

Чиж «О любви»

В этой песне аккорд F# - IIIступень используется вместо обычного Fm# потому что это случай временного перехода в параллельный минор (си-минор), F# используется в качестве мажорной доминанты той тональности в которую осуществляется переход. Для тональности си-минор, аккорд Bm – Iступень, а F–Vступень. Это называется отклонение.

|D – F# –Bm – G-A |

Прогрессия будет означать следующее: ре-мажор Iступень, аккорд D, затем переход в си-минор Vступень, Iступень, затем снова переход в ре-мажор при помощи аккорда G–IVступень и в конце доминанта, аккорд A – Iступень

 

 

4. Анализ песен в си-миноре.

Упр. 1: определить ступени в натуральномминоре

Крис Исаак «WickedGame»

В этой прогрессии используется аккорд Eвместо стандартногооEm, это происходит потому что это дорийский минор, в нем IVступень не минорная, а мажорная. В данном курсе дорийский минор не рассматривается, поэтому этот случай можно воспринимать как исключение из правил натурального минора.

| Bm – A – E – E |

 

Упр. 2: определить ступени в гармоническомминоре

Жуки «Батарейка»

| Bm – A – G – F# |

 

 

5. Прогрессии в ре-мажоре

Упражнение: сыграть следующие прогрессии в тональности ре-мажор

1) I – VI – IV – V

2) I – II – V – I

3) I – VI – III – IV

4) I – VI – VII - V

5) I – III – VI - IV

6) I – IV – V – I

7) I – VI – IV – V

8) | I – V – VI – IV | I – V – I – I |

9) | I – V – II – II | I – V – IV – IV |

10) II – V – I – VI

11)| I – II – VII – I | VI – VII – V – I |

12) | I – V – VI – III | IV – I – IV – V |

 

 

6. Прогрессии в си-миноре

Упр. 1: Сыграть прогрессии в натуральном си-миноре

1) I – VI – III – VII

2) I – IV – III – VII

3) I – III – VI – VI

4) I – III – VII – IV

5) I – VII – V – VI 

6) I – V – VI – VII

7) I – V – IV – V

8) VI – V – IV – V – I – VII

9) I – III – IV – VI

 

Упр. 2: Сыграть прогрессии в гармоническом си-миноре

1) I – IV – III – V

2) I – IV – V – I

3) I – V – VI – IV – V

4) | I – V – I – I | I – V – I – I | IV – IV – I – I | V – V – V – V |

5) I – VI – VII - IV

6) I – VI – IV – V

7) I – VI – IV – VIIdim# – IIdim

8) I – VII – VI – V

9) | II – VII – III – VI | II – V – I – I (мажор) | II – VII – III – VI | II – V – I – I |

 

 

7. Создание прогрессий в ре-мажоре и си-миноре.

Упражнение: придумать свои прогрессии в данных тональностях, не менее пяти прогрессий в каждой тональности.

 

 

8. Конструирование любой тональности и создание в них прогрессий.

Чтобы построить любую тональность, нужно знать формулы ладов (мажор, минор) и гармонизацию этих ладов. В таком случае можно взять за точку отсчета любую ноту, которая станет тоникой тональности и выстроить от нее тональность. Разбираясь в аккордовых формах и нотах на грифе это будет сделать не трудно.

Например, постоим тональность ля-мажор:

Возьмем за основу ноту ля, от нее выстроим по формуле мажорный лад, получим следующие ноты – ля, си, до#, ре, ми, фа#, соль#, получим аккорды – A, Bm, Cm#, D, E, Fm#,Gdim#. Теперь из этих аккордов можно создавать музыку.

 

Упр. 1: самостоятельно создать тональности фа#-минор, ми-мажор, до#-минор, сиb- мажор, соль-минор и придумать в них прогрессии.

Упр. 2: создать мажорную и минорную тональности от произвольной ноты и гармонизировать их.

 

9. Определение тональности по аккордам.

Чтобы определить тональность по аккордовой последовательности, нужно обратить внимание на несколько признаков. Первый признак – это самый первый аккорд, с которого начинается вся последовательность, а также самый последний аккорд, часто это и есть тонический аккорд, значит по его названию можно определить тональность. Этот способ хорош, но срабатывает не всегда потому что некоторые последовательности начинаются и заканчиваются не с тонического аккорда. В таком случае нужно обратить внимание на второй признак – характерные аккорды. Это значит, что некоторые аккорды характерны только для конкретных тональностей. Чтобы пользоваться этой идеей, нужно помнить какие аккорды в какие тональности входят.

Упражнение: определять тональность во всех исполняемых песнях.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!