Глава первая. Платон



Философия Платона является одним из высших достижений античной философии. Это утверждение вряд ли поддержало бы большинство античных философов. Но оно очевидно для подавляющего большинства философов современных. Платонизм – это не только одна из наиболее разработанных и совершенных философских систем Античности, но и краеугольный камень, лежащий в основе всей европейской культуры. Если бы меня попросили кратко определить сущность этой культуры, то я назвал бы ее платоно-христианской.[22]

Дело в том, что когда христианство начало свое победоносное шествие по Римской империи, отцы церкви столкнулись с необходимостью создания христианской философии – религия, не имеющая детально проработанной системы философских взглядов, не могла покорить мир, где главной формой мудрости и знания была именно философия. Перед отцами церкви стояла дилемма – изобрести нечто свое или воспользоваться уже имеющейся философской матрицей. Разумно было поступить согласно второму варианту. (Да, и некоторые отцы церкви пришли к христианству, отталкиваясь от платонизма). Платонизм оказался идеальным кандидатом на эту роль. По своему духу он изначально был близок христианству. Оставалось лишь интерпретировать его сообразно истинам христианской веры.

Первую тысячу лет существования христианства платонизм являлся философской основой этой религии. Но в XIII – XIV вв. западное христианство переориентировалось на Аристотеля. Это означало разрыв с некоторыми положениями платонизма, но не с его духом, поскольку Аристотель сам был учеником Платона и, по большому счету, так и не покинул рамки платоновской парадигмы. Православие же до сих пор в философском плане ориентируется на платонизм. В этом отношении, весьма показательны слова Павла Флоренского, сказанные им в его докладе «Общечеловеческие корни идеализма»:

«Это – тот, кого равно чтили и христиане, и язычники. Древние апологеты называли его «христианином до Христа», думали, что его коснулась благодать Бога-Слова, и видели в нем самом какого-то пророка in partibus infidelium (в стране неверных – С. Ч.), а в творениях его – предведение и сень грядущего…Своим именем (речь идет о духовной академии – С.Ч.) мы признаем себя питомцами и той, Афинской Академии. Разумеется, в этом признании нет ничего унизительного для христианства. Разве христиане не бывали рождены языческими родителями? Так и мы – сыны древнего Пророка Аттики». (25, с. 7)

Таким образом, основы европейской культуры оказались пронизаны платоновской философией. До сегодняшнего дня мировоззрение большинства европейцев[23] строится именно на этой основе, даже если сами они об этом не подозревают. Да им и не нужно этого знать, поскольку установки платонизма являются для них очевиднейшим набором стереотипов поведения и мышления. В последующем тексте я постараюсь проиллюстрировать это утверждение многочисленными примерами.

Таким образом, изучение платонизма оказывается чрезвычайно важным для любого образованного человека. Выше я уже уподоблял историю философии археологии идей и культуры в целом. Очень полезно быть в курсе того, как и когда возникли идеи, которые мы рассматриваем сегодня как очевиднейшие краеугольные камни нашего мировоззрения. Это знание позволяет нам в тенденции обрести дополнительную степень свободы с тем, чтобы не мировоззрение было нашим хозяином, а мы были хозяевами своего мировоззрения, а, значит, и своей жизни.

 

Жизнь Платона

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) родился в семье знатного афинянина на Эгине, где его отец был поселенцем. Но после изгнания афинян с Эгины его семья вернулась в Афины. По отцовской линии Платон был потомком последнего афинского царя. По материнской же принадлежал семье, давшей Афинам Солона, видного политического деятеля демократического толка. «Платон» - это прозвище, которое в переводе с греческого означает как «широкоплечий», так и «полный». Платон якобы был человеком атлетического телосложения. Подлинное его имя – Аристокл.

В юности Платон получил прекрасное образование и проявлял большую склонность к поэзии, но встретившись с Сократом, отрекся от поэтического искусства, сжег свои стихи и занялся философией. Суд над Сократом и его казнь потрясли Платона. «Во время суда… Платон взобрался на помост и начал говорить: «Граждане афиняне, я – самый молодой из всех, кто сюда всходил…», но судьи закричали: «Долой! долой!»» (11, с. 105) Потеря любимого учителя, тщетные попытки его спасти и публичное унижение сделали Платона еще более непримиримым противником демократии и толпы.

После смерти Сократа Платон несколько лет путешествовал. Побывал он и в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Старшего. С его помощью он наделялся реализовать свой проект «идеального государства». Поездка была неудачной, поскольку философ не только не достиг своей цели, но и рассердил тирана. И тот распорядился продать его в рабство. К счастью, Платона выкупил один из учеников Аристиппа Анникерид. Когда друзья Платона собрали деньги и предложили возместить Анникериду расходы, тот отказался. Тогда на эту сумму Платон приобрел сад, названный в честь афинского героя Академа, и открыл в нем философскую школу, получившую название «Академия». К слову сказать, школа эта просуществовала почти тысячу лет, и была закрыта в начале VI века византийским императором в числе других языческих философских школ – существование нехристианской философии было объявлено вне закона. Если не считать двух поездок Платона ко двору сиракузкого тирана Дионисия Младшего, большую часть оставшейся жизни он провел в Академии.

И Дионисий Старший, и Дионисий Младший оказались достаточно благоразумными людьми и не увлеклись политическим проектами Платона. Платон был типичнейшим тоталитаристом. Я уверен, что Дионисий, попытавшийся реализовать проект Платона, вынужден был бы прибегнуть к тотальному террору, и скорее всего, оказался бы свергнутым. Если же ему удалось бы удержать власть и реализовать проект, то участь его стала бы еще печальней – в какой-то момент он перестал бы быть полезным Платону и его ученикам и, учитывая их презрение к нему, как к человеку порочному и чуждому, он был бы репрессирован.

 

Судя по всему, Платон был человеком высокомерным, тщеславным и необщительным. Греческий автор Амфий в «Дексидемиде» пишет:

«- Ах, Платон, Платон,

Ведь только ты и знаешь, что угрюмиться

И брови гнуть, улитке наподобие».

(11, с. 144)

Сочинители комедий не оставляли его своими насмешками. Например, Алексид в «Меропиде» пишет:

«- Ты вовремя пришел. Уже я выдохся:

Хожу я взад-вперед, Платону следуя,

Все ноги стер, но ничего не выдумал».

(11, с. 144)

«Желанием его было оставить по себе память в друзьях или в книгах. Сам же он по большей части сторонился людей, как о том сообщают некоторые». (11, с. 147.)

«Аристотель говорит, что образ речи Платона – средний между поэзией и прозой. Аристотель один дослушал Платона до конца, когда тот читал диалог «О душе», а остальные слушатели все уже разошлись…» (11, с. 147)

«Он соединил учение Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом – по Пифагору, а об общественном – по Сократу. Диону в Сицилии он поручил купить у Филолая три пифагорейские книги за сто мин… - достатком для этого он располагал, потому что от Дионисия он получил более 80 талантов[24] (о чем пишет и Онетор в книге под заглавием «Наживаться ли мудрецу?»)». (11, с. 139)

Видный философ XX века Карл Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» подозревает Платона в стремлении стать афинским царем. Он указывает на то, что Платон настоятельно рекомендовал афинянам возобновить царскую власть. И далее Поппер замечает, что лучшей кандидатуры на царский престол, если бы афиняне последовали этому совету, им было не найти. Во-первых, - образован; во-вторых, - афинянин; в-третьих, - потомок последнего афинского царя, да к тому же еще и уверяет, что обладает знанием, как сделать Афины самым лучшим государством на свете.

Личность философа Платона весьма примечательна и любопытна. Он обладал несомненными талантами. Платон - блестящий философ и талантливый писатель. Его произведения изучаются не только философами, но и филологами как прекрасный образчик древнегреческой литературы. Кроме того, Платону удалось создать мировоззрение, которое наиболее популярно среди интеллигенции всего мира. Он первый систематически выразил дух морализма, критического неприятия всего естественного, не укладывающегося в представления об идеальном, стремления перестроить мир на идеальных началах.

Я не люблю Платона, хотя и признаю его философский гений. Мне ближе софистическо-сократический тип философа – философа, свободно и смело ищущего истину, невзирая на то, нравится ли кому-то эта истина или нет. Платон же, думаю, был человеком неприятным и занудным. Он кладет начало тому типу философов, которые лишь делают вид, что они ищут истину. В действительности же, они с самого начала знают то, что они найдут. Их истина – это всего лишь удобное орудие, предназначенное к тому, чтобы убеждением или, если потребуется, силой загнать человека в добродетель. Эти люди пребывают в непрерывном беспокойстве от того, что вселенная погибнет, потому что люди живут неправильно. И они пытаются изобрести некую систему, которая заставила бы людей жить правильно. Ради великих идеалов и абсолютных ценностей эти люди признают возможным прибегнуть к обману, лжи, манипуляции, насилию и клевете.

Люди типа Платона не могут спокойно и радостно воспринимать окружающий мир. Все существующее они сортируют на «правильное» и «неправильное» и неистово, без тени сомнения, пытаются уничтожить то, что они сочли «неправильным». Подобный подход к действительности свидетельствует, как мне кажется, об ограниченном уме, хотя этот эпитет трудно адресовать Платону. Как может гений философии обладать ограниченным умом? Я думаю – это возможно, поскольку неоднократно наблюдал в истории человеческой мысли, как абсолютные ценности «стреножили» не один блестящий ум.

Платон является создателем своеобразной «духовной полиции». Полиция обыкновенная следит за тем, чтобы человек поступал правильно, но полиция может вмешаться лишь после того, как он сделал что–то неправильное. В идеале было бы, чтобы человек даже и в мыслях не имел ничего порочного. Чтобы он поступал правильно даже в том случае, если об этом никто не узнает. Философы, служащие в «полиции духа», именно над этим и работают. Их задача – контролировать человека настолько, чтобы тот всегда и во всем оставался добродетельным. Действия реальной полиции предполагают физическое насилие, «полиции же духовной» - психологическое насилие. Мне нравится первая полиция и не нравится вторая. В первом случае физическое насилие оказывается оправданным противоправными действиями человека. Во втором же случае психологическое насилие применяется к тому, кто еще не совершил преступление.

Забавно! Похоже, моралисты представляют природу человека значительно более ужасной, чем это представляется неморалистам.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!