Доминанты поведения подростков (Л.С. Выготский)



Тема: Учет возрастных особенностей подростков

при организации игровой деятельности

(11-12 лет – младшие подростки, 13-14 лет-старшие подростки)

Подростковый возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей под-росток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями.

В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, подростки многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. В подростковом возрасте у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Поэтому в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средства приближения к идеалу взрослости.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Очень важно для нормального развития личности подростка, чтобы его самооценка была адекватной. Если самооценка не адекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность. В связи с этим у подростка часто возникают проблемы с окружающими.

Все это приводит к обостренной потребности создания своего собственного мира. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям. большая чувствительность и эмоциональность, которые свойственны подросткам. В связи с этим у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется противоречие между возможным и желаемым. Именно благодаря тому, что подросток стремит-ся всячески претворить в жизнь свои идеалы, стремится во всем быть взрослым, он яснее осознает невозможность немедленного осуществле-ния многих своих мечтаний 

Наблюдаются серьезные изменения в характере самой игры, возрастает значение достижения результата, совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы и т.п., происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений.

Трудность вовлечения подростка в игру состоит в том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в детской игре.

Бурное развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования, игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

У подростков мальчиков более обострена потребность в активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для игр они берут из фильмов.

Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.

Взаимоотношения со сверстниками в ходе подвижных игр активизируют определенные личностные качества возникает потребность в том или дру-гом качестве (активности, жизнерадостности, оптимистичности и др.), ко-торое помогает подросткам адаптироваться в среде «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», испытать чувство эмоционального благополучия.

Подросток получает практику отбора, активизации качеств, «нужных» конкретному обществу, и умение приспосабливаться к среде, которое воспитывает в нем уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе. Ребята учатся дружить, и в игре осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь,          поддержка, общение, забота и др.).

В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

Игры подростков по сравнению с играми младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени.

Характерные черты подростков:

· Принадлежность к «компании» - «свой- чужой»

· Равнение на кумира (героя) – реального и персонажа художественного произведения, Интернет- героя

· Подверженность влиянию, зависимость от оценки окружающих

· Раздражительность, конфликтность

· Тревожность, недоверие взрослым

 

доминанты поведения подростков (Л.С. Выготский)

· «эгоцентрическая» — интерес к собственной личности

· «доминанта дали» — установка на большие масштабы

· «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест)

· «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному,

к приключениям

    Ориентируясь на тягу подростков к проявлению волевого напряжения, к приключениям, экстремальным занятиям, к героическому, организаторы игрового общения могут предложить им игры, связанные с демонстрацией особой силы, ловкости, изобретательности. Хорошо принимаются мальчиками – подростками силовые игры и состязания, в том числе – народные. Состязания в меткости, выносливости, борьба, залезание на высокий объект.  

        Пользуются популярностью эстафеты, которые отличаются интенсивным характером, содержат сложные спортивные физические движения, в них используется сложный спортивный инвентарь. Эстафеты проводятся, в том числе на местности, в том числе военизированные, связанные с преодолением например, полосы препятствий.

Учитывая то, что в этом возрасте сильно влияние лидера компании, идет «гонка за лидером», актуальными становятся игры-поединки, которые можно включить в игровые программы как соревнования капитанов или участников, выдвинутых командами. Остальные подростки достаточно долго могут быть в роли болельщиков этих поединков. Для младших подростков (10-12 лет) характерно определение лидера как «самого умного» (того, у кого успехи в учебе лучше), а для старших - как самого сильного, ловкого. Поэтому среди младших подростков – поединки эрудитов, для старших – поединки «силачей». (Примеры подвижных игр –поединков находятся в приложении 1 к конспекту).


Одновременно с поединками в подростковом возрасте растет интерес к командным соревнованиям. Очень важно, чтобы команды были сформированы из членов «своих» для подростков компаний, а капитанами были их лидеры. Примеры подвижных командных игр - в приложении 2.

Приключение – ведущий мотив в игровых программах для этого возраста. Сюжет театрализованных игровых программ должен быть связан с опасностью, проявлением героического, разгадкой тайны. Часто игровыми персонажами становятся герои фантастических произведений, а сюжет заимствован из фильмов про «супергероев».

Стремлению к приключениям отвечают и квесты, как в помещениях, так и на   

  улице. Библиотечные, музейные, театральные, экологические, квесты и др.    

Методика подготовки и проведения квеста – в приложении 3

Накопленные к этому возрасту знания позволяют расширять темы интеллектуальных игр. Поскольку силен механизм подражания лидеру – используются сюжеты известных телеигр для подростков, когда они могут примерить на себя роль телегероя.

Протяженность игровых программ для подростков : 60 - 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

 

 

Приложение 1

Игры- поединки

 

Раздави шарик соперника

 

Игра-поединок / Очень активные / Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые

 

Двум игрокам дают по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге. Правой же ногой надо раздавить шарик соперника.

Кто самый ловкий?

Другие игры / Активные / Все возраста. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

Расставьте фигурки на полу. Все ходят по кругу под музыку за ведущим и по свистку (или как только прекратилась музыка) должны схватить фигурку. Кому не досталось, тот выходит из игры. Количество фигурок уменьшается каждый раз на одну

Бильбоке

Игра-аттракцион / Малоподвижные / Все возраста. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в ложечку. Возьмите толстую нитку или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику от настольного тенниса, а другой - к донышку пластмассового стаканчика или привяжите к ручке пластмассовой кружки. Ваше бильбоке готово. Играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующую за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.

Путешествие

Игра-соревнование / Активные / Школьники

 

Цветным мелом на полу рисуется несколько пересекающихся, переплетающихся "тропинок" разного цвета. Игроки, выбрав свою "тропинку", стараются как можно быстрее дойти, добраться до конца пути. Кто первым окажется у цели - победитель.

Проворная голова

Игра-соревнование / Активные / Дошкольники, Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

Участникам конкурса выдаются колпаки, на концах которых укреплены иглы. Необходимо как можно быстрее иглой лопнуть большее количество воздушных шаров.

Бабочка

Игра-поединок / Активные / Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

Два участника получают по большому сачку на длинной палке и по воздушному шарику. Задача игроков - как можно скорее поймать соперника в сачок, стараясь не "потерять" шарик

 

Надень колпак

Игра-поединок / Активные / Юношество, Молодежь, Взрослые. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

Бумажный колпак, прикрепленный к длинной палке, необходимо надеть на голову соперника. Играют два участника, стараясь как можно быстрее "околпачить" друг друга.

 

Добавить в закладки / Смотреть текст (Комментариев: 1)

 

Два вола

Игра-поединок / Очень активные / Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

На участников конкурса надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается "утянуть" соперника за собой, в свою сторону. При этом каждый старается дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.

 

Ралли

Игра-соревнование / Активные / Школьники, Юношество, Молодежь. Чем развлечь гостей № 1(1)1996

 

Сидя на скейтборде, игрокам необходимо добраться до определенного места, где расположен приз. Или стоя на скейте, отталкиваясь лыжными палками, как можно скорее добраться до финишной черты.

Белка - стрелка

Игра-соревнование / Активные / Школьники. Чем развлечь гостей № 1(128)2013

 

Играют втроем. Два игрока становятся лицом друг к другу на расстоянии в несколько шагов, у одного из них мяч. Между ними, лицом к игроку с мячом, становится третий играющий. Игрок с мячом произносит слово «Белка» и ударяет мячом о землю, целясь под ноги стоящего в середине игрока. Он перепрыгивает через мяч, пока тот не коснулся земли, и поворачивается лицом ко второму играющему. Игрок, поймав мяч от земли, бросает его вновь под ноги игроку в середине, при этом произносится слово «Стрелка». Так игроки посылают мяч друг другу, повторяя на каждый удар: «Белка — стрелка — колесо — тарелка». Игра продолжается до тех пор, пока стоящий в центре не ошибется. Тогда его место занимает тот, кто последним посылал мяч.

Приз в петле

Игра-поединок / Малоподвижные / Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые. Чем развлечь гостей № 2(2)1996

 

На столе положены два приза, например, конфета и яблоко. Над ними поставлена табуретка (стул), с нее свисают две петли из тесьмы, в которые надо вложить руку, чтобы взять приз. Концы этих петель держит один играющий, а другой игрок пытается схватить призы. Очко проигрывает пойманный за руку или его противник, не успевший затянуть петлю. Если же первый игрок затянул петлю до того, как другой коснулся предмета, то он тоже проигрывает очко.

БОЙ ПЕТУХОВ

Предлагается такая игра встаем все на правую ногу Левую поднимаем немножко назад и держим ее левой рукой за голень, правую руку выдвигаем вперед' Вот в такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться Подпрыгивайте к любому из игроков и делайте небольшой хлопок по ладони Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры Остаются игроки с наиболее выраженными "петушиными данными "Итак, встали на правую ногу Левую ногу подогнули назад Держим левой рукой за голень. Правую руку вытягиваем вперед (Гонг) Подпрыгиваем к первому, ближайшему игроку, хлопаем его по ладошке, затем — к следующему и тд Кто оступился — выходит из игры.

Приложение 2


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!