Быстрота и комбинаторика: «Кулак богомола»



В южных и центральных провинциях получил распространение «Кулак богомола» (танланцюань). Правда, единого стиля и тут не существовало. Разные, в большинстве своем технически непохожие школы в легендах восходят к одному истоку. Этим истоком стал рассказ о бывшем монахе северного Шаолиньского монастыря Ван Лане, который жил в конце XVII в. в уезде Цзимо провинции Шаньдун. С детства он увлекался боевыми упражнениями, а затем обучался в Шаолиньсы. По некоторым источникам, он примкнул к тайному «Обществу Неба и Земли», выступал против маньчжурской династии за восстановление китайской династии Мин. После очередного разрушения монастыря Ван Лану пришлось скитаться по Китаю, он жил в знаменитых горах Эмэй, обучался у различных мастеров ушу. Был он не очень силен, а его низкий рост вызывал насмешки даже среди близких ему людей. Отчаявшись достичь мастерства, он удалился в лес, где, уединившись, продолжил занятия. Однажды во время медитации Ван Лан заметил богомола, нападающего на цикаду. Богомол неподвижно застывал перед своей жертвой, затем резко устремлялся вперед, передними конечностями нанося удары по широкой дуге. Из движений богомола Ван Лан перенял особую позицию кистей рук – «крюк богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Однако движения ног богомола не удовлетворили Ван Лана – он так и не сумел приложить их к передвижениям человека. Поэтому основатель стиля добавил к ударам богомола передвижения, характерные для обезьяны – «шаги обезьяны» (юаньхоубу).

«Кулак богомола» благодаря своей зрелищности быстро завоевал популярность. Уже в XVIII в. в буддийском сочинении «Истинное изложение предшественников-монахов Шаолиньского монастыря» среди классических шаолиньских стилей был назван и танланцюань.

В XVIII в. изначальный стиль разделился на две ветви – южную и северную. Мы не слишком погрешим против истины, если предположим, что они никогда и не были связаны между собой. Южное направление, которое представлено сравнительно небольшим количеством школ, по мнению ряда специалистов, вообще никак не соотносится с первостилем Ван Лана. Это направление стало практиковаться в провинции Гуандун семьей Чжоу, поэтому и получило название «Богомол семьи Чжоу» (чжоу танлан). Его техника похожа на южные стили ушу – бой на ближней дистанции, небольшое количество ударов ногами.

В противоположность этому, северные школы «Кулака богомола» широко используют удары ногами, удары в прыжках, резкую смену уровней атаки, подсечки, броски, заломы. Все комплексы выполняются с рваной скоростью. Боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь, как богомол, который готовится к броску. Северные школы сочетают «мягкие» и «жесткие» способы атаки как на близкой, так и на дальней дистанциях, употребляя для этого «лапу богомола», которая в некоторых школах называется «тайный локоть» (мичжоу), вероятно, из-за того, что кисть, согнутая в запястье, напоминает локтевой сгиб. Во всех технических действиях присутствует рубящий удар запястьем – удар «ножа и топора» (даофу).

Все многочисленные стили танланцюань подразделяются на три направления: «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол», в тактике боя которого сочетаются как «мягкие», так и «жесткие» приемы. Представителем «жесткого богомола» является, например, стиль «Семизвездный кулак богомола», мягкого – «Кулак богомол шести взаимосоответствий», комплексного – «Богомол сливы мэйхуа».

Самой распространенной школой «Кулака богомола» стал «Семизвездный кулак богомола» (цисин танланцюань). Эта школа считается наиболее близкой к той, которая была создана когда-то Ван Ланом. Правда, патриарх «Семизвездного кулака богомола», выходец из области Дэнчжо провинции Шаньдун Ван Юньшэн, внес в первоначальный стиль немало изменений. Прежде всего, он взял за основу не столько передвижения богомола, сколько проверенные временем методы атаки из других стилей, в том числе и «Кулак лежащего на земле» (дитанцюань). Изменился способ «выброса силы» – он стал предельно «жестким», резким, вот почему эту школу относят к направлению «жесткого богомола». Ее последователи считают, что не следует наносить удары, пока противник твердо стоит на ногах, его обязательно сначала надо вывести из равновесия – подсечкой, захватом руки или ноги, обманным движением. Другой стиль – «Кулак богомола сливы мэйхуа Великого предела» (мэйхуа тайцзи танланцюань) – базируется на большом количестве передвижений. Боец ни на секунду не останавливается, подавляя противника фантастической плотностью ударов. «На один прием приходится три изменения в позициях», – гласит основной принцип этого стиля. Свое название он получил за необычное положение кисти бойца и работу верхними конечностями. Удары руками образуют хитросплетение, похожее на геометрию цветка сливы. Пальцы руки, сохраняя положение «лапы богомола», немного разводят в стороны, благодаря чему ими можно наносить удары по болевым точкам и делать защипы. Большое влияние на философскую доктрину этого стиля оказала концепция «Великого предела» (тайцзи). Структура всех приемов стиля соответствует взаимопереходу инь и ян – на силу отвечают мягкостью, на податливость – мощным ударом.

Очень близко к этой школе стоит другое направление, похожее даже по названию – «Богомол сливы мэйхуа» (мэйхуа танлан), или «Богомол великого предела» (тайцзи танлан), который считается «жестким» стилем.

Если два первых стиля можно считать близкими друг другу, то «Кулак шести взаимосоответствий богомола» (люхэ танланцюань), или «Кулак богомола и обезьяны, оседлавших лошадь» (махоу танланцюань), стоит несколько особняком. В противоположность предыдущим направлениям, его отличают мягкие и очень легкие передвижения, «растянутое» приложение силы. Основной целью практики этого стиля считается достижение трех внешних и трех внутренних соответствий в человеке, что должно привести к абсолютному единству телесного и духовного. Внутри следует достичь равновесия между сердцем и волей, волей и циркуляцией ци и, наконец, между ци и физической силой. Снаружи необходимо сочетать движения кистей рук и ступней, локтей и коленей, плеч и бедер. Бойцы стиля «Кулак шести взаимосоответствий богомола» должны находиться в непрестанном движении, каждое действие перетекает в следующее.

На севере Китая можно встретить более десятка «стилей богомола», разбитых на сотни школ. Естественно, что даже часть из них мы не сумеем описать. Там же в деревнях встречается немало настолько закрытых стилей этого направления, что их концепции и даже внешний рисунок остаются малоизвестными. В частности, о «Кулаке богомола тайных врат» (мимэнь танланцюань) известно лишь, что он использует тактику ближнего боя, восемь базовых ударов «лапой богомола», «приклеивания» к рукам противника, «надергивание» соперника на себя, подбивы его рук снизу вверх. Стиль «Богомола отполированной доски» (гуанбань танлан) использует в основном удар открытой ладонью, которая и называется «полированная доска». Ладонь специально укрепляется путем втирания в нее особых бальзамов. Круговые движения ладонью отрабатывают, катая по столу тяжелый каменный шар около 50 см в диаметре.

Сильные школы богомола существуют сегодня в провинции Хэбэй, в округе Цанчжоу, где они называются «Кулаки богомола сквозной подготовки» (тунбэй танланцюань), поскольку преподаются вместе со стилем тунбэйцюань.

Защищаясь и отпугивая противника, богомол размахивает передними конечностями. Этот принцип лежит в основе другого стиля – «Богомол, машущий лапами» (шуайшоу танлан). Мастера стиля учат: если выпрямить руку полностью, то сила уменьшится, если же чуть согнуть – увеличится, если удар идет по прямой – сила не велика, если по дуге – сила возрастает. Боец сначала быстро описывает руками круги перед корпусом и не наносит ударов, пока противник находится далеко. Затем следует стремительный подскок – и боец оказывается на расстоянии не более предплечья от противника. Именно в этот момент наносится основной удар. Благодаря такой тактике стиль нередко называют «взрывающийся богомол» (пао танлан), столь стремительно подскакивают бойцы к противнику.

В основу подготовки учеников цзуйцюань заложены три важнейших требования, по сути, представляющих три этапа освоения техники. Первый этап – овладение формой (чжунсин), когда последователь овладевает «пьяными движениями» – особая шатающаяся походка, косящий и бегающий взгляд, неловкие падения. Второй этап и одновременно второе требование к обучению – овладение боевой техникой (чжунцзи): изучение основных типов ударов, захватов, надавливаний предплечьями, толчков плечами. И, наконец, третье требование – совмещение «пьяной формы» с реальным применением приемов. Об этом постоянно напоминает ключевая поговорка цзуйцюань: «Форма – как у пьяного, но воля трезвая; шаги – как у пьяного, но сердце трезвое».

В анналах ушу можно найти самые различные версии происхождения «Кулака пьяного», и все они направлены на то, чтобы поместить стиль под сень легендарного исторического прошлого, освятить древностью это необычное искусство. По одной из них, «пьяный» стиль родился в Шаолиньском монастыре, когда по указу императора Ли Шиминя в IX в. монахам разрешили употреблять вино и есть мясо. По другой легенде, стиль вообще принесли в этот мир восемь «бессмертных» (басянь), святые народной традиции и даосского пантеона, любители подраться и поупражняться с оружием в нетрезвом виде.

В различных направлениях цзуйцюань основное место занимает не кулачное искусство, а упражнения с «шестом пьяного», «копьем пьяного» и «мечом пьяного», причем большинство комплексов носит явно театрализованный характер и мало соотносится с боевыми аспектами ушу.

В старом Китае «Кулак пьяного» был не слишком распространен. Ситуация коренным образом изменилась после создания системы государственного ушу в КНР. Цзуйцюань был превращен в стиль для показательных выступлений, причем за основу было взято направление «Восьми опьяневших бессмертных». Глава нового стиля Чжан Цзифу ввел в него много акробатических элементов высшей сложности, что, безусловно, сделало стиль более зрелищным, но крайне далеким от его прототипа. Точно таким же образом были трансформированы многие другие стили сянсинцюань, например, «Кулак змеи», «Кулак обезьяны», «Кулак орлиных когтей».

Стиль богомола (танланцюань)

Стиль танланцюань принадлежит к так называемым «подражательным» стилям ушу – сянсинцюань. Этот стиль имитирует движение лап богомола и характерные особенности, присущие этим движениям, – высокую скорость и связанность движений между собой, многообразие и большое количество перемен в выполнении движений. Главными движениями в технике владения руками в этом стиле являются: «гоу» (цеплять крюком), «лоу» (зацеплять, захватывать), «цай» (захваты руки), «гуа» (удерживать), «дяо» (хитрые движения, обманные), «чань» (связывание рук), «пи» (рубящие движения), «хуа» (уворачиваться).

В отношении этого стиля говорят: «В краткости скрывается напряженность, в жесткости скрывается упругость. При выполнении движений запястья должны быть подвижными, предплечья должны встряхиваться, поясница должна вращаться, бедра должны быть подвижны, колени должны быть согнуты».

Выполнять комплекс в целом нужно на высокой скорости, с большой подвижностью, дабы суметь воспроизвести движения этого насекомого.

Стиль танланцюань наиболее подходит молодым людям.

Комплекс стиля богомола

При составлении этого комплекса использован традиционный комплекс танланцюань.

Комплекс состоит из двадцати семи форм.


Положения кистей и стойки, встречающиеся в комплексе

 

Гоушоу, или рука в форме крюка: мизинец и безымянный палец подгибаются к внутренней стороне ладони, средний и указательный пальцы сгибаются и раздвигаются в стороны, большой палец помещается между ними, запястье сгибается таким образом, что по форме напоминает собой крюк (рис. 1).


 

Рис. 1

 

Цилиньбу, или шаг единорога: нога, что впереди, сгибается в колене таким образом, что получается полуприсед, колено слегка напряжено; нога сзади также согнута в колене, как будто человек собирается преклонить колени; коленная чашечка оказывается совсем близко от земли, колено напряжено, пятка поднята над землей. Нога, что впереди, опирается на землю внешней стороной стопы; нога сзади стоит на земле своим передним краем, поясница вращается, бедра имеют такое положение, будто человек собирается присесть (рис. 2).


 

Рис. 2

 

Остальные положения рук и позиции в своей основе совпадают с положением рук и позициями, присущими стилю чаньцюань (длинный кулак), поэтому отдельно рассматривать их не будем.

Итак, разучим 27 упражнений.

 

Исходное положение

Бинбучжанли – ноги вместе, туловище выпрямлено, руки опущены вдоль бедер (рис. 3).


 

Рис. 3

 

I. «Танланбучань», или «Богомол хватает цикаду»

1. Туловище поворачивается влево на 90 градусов, обе ноги сгибаются в коленях до положения полуприседа, правая рука давит на левую руку, они скрещиваются в положении перед животом, центр ладони направлен к себе, после этого ладонь левой руки совершает движение наружу, вращается, ладонь поворачивается тыльной стороной вниз, внутренней стороной вверх, запястья обеих рук совершают один оборот по часовой стрелке, запястье левой руки переворачивается, на правое запястье осуществляется давление, внутренняя поверхность правой руки направлена вверх, внутренняя поверхность левой руки направлена вниз (рис. 4).


 

Рис. 4

 

2. Верхняя половина туловища продолжает пребывать в движении, левая нога по-прежнему остается в положении полуприседа, колено правой ноги поднимается, поясница немного поворачивается вправо, корпус слегка наклоняется в сторону; обе руки расходятся вправо и влево, правая рука принимает положение гоушоу и занимает положение чуть выше плеча, левая рука принимает положение гоушоу и пальцами назад и останавливается в положении чуть ниже плеча; взгляд направлен вперед (рис. 5).


 

Рис. 5

 

II. «Лобу цзайхуа», или «Опуститься и посадить цветок»

Правая нога опускается на землю перед левой ногой и после того, как совершает движение чжэньцзяо (движение ноги, сотрясающее землю, то есть нужно сильно топнуть): сгибается в колене, левая нога быстро поднимается и делает шаг по направлению вперед, после этого нога выпрямляется и пяткой упирается в землю, обе руки меняют положение ладоней одновременно с движением чжэньцзяо. Правая рука выпрямляется в предплечье и совершает движение по направлению вперед, вытягивается вперед, центр ладони направлен наверх, ладонь правой руки приближается к внешней стороне правого локтя, центр ладони направлен вниз; взгляд направлен вперед (рис. 6).


 

Рис. 6

 

III. «Лимао шаншу», или «Пальмовая куница взбирается на дерево»

1. Носок левой ноги ставится на пол и заворачивается вправо, туловище совершает небольшой поворот вправо; правое предплечье слегка поворачивается внутрь и сгибается, центр ладони направлен вниз, ладонь вслед за поворотом тела совершает горизонтальное вращение вправо, приближаясь к правой стороне поясницы, левое предплечье вслед за поворотом тела выполняет горизонтальное движение перед корпусом вправо, центр ладони направлен вниз и оказывается перед грудью (рис. 7).


 

Рис. 7

 

2. Левая ступня выбрасывается наружу, верхняя половина тела немного опускается вперед, совершает поворот влево, пока не заходит за то положение, которое занимала первоначально; одновременно ладонь левой руки, следуя за поворотом тела, движется влево, предплечье распрямляется и совершает горизонтальный поворот, после этого оно сгибается в локте и подходит к левой стороне поясницы, внутренняя сторона ладони направлена вверх, правая рука одновременно распрямляется в предплечье, совершает горизонтальный поворот и останавливается перед корпусом, центр ладони направлен вниз (рис. 8).


 

Рис. 8

 

3. Верхняя половина тела слегка откидывается назад, правая нога сгибается в колене и возвращается на полушаг назад, одновременно левая рука делает «пронизывающее» движение снизу вверх и останавливается в положении чуть выше головы, центр ладони направлен к себе (рис. 9).


 

Рис. 9

 

4. Ступня правой ноги стоит на земле, левая нога делает большой шаг вперед, сгибается в колене до положения полуприседа, тело принимает положение баньмабу, одновременно левая рука совершает вращательное движение, направленное внутрь, обе руки выбрасываются вперед, левая рука распрямляется в предплечье и совершает движение вперед, правая рука при этом слегка сгибается в локте, центры ладоней направлены вниз; взгляд направлен влево-вперед (рис. 10).


 

Рис. 10

 

Движения 1, 2, 3, 4 должны выполняться непрерывно; движения верхней половины тела – «откидывание назад» и «бросок вперед» – должны выполняться таким образом, чтобы создалось впечатление, будто «богомол бросается за пищей»; после совершения броска движения поясницы и одновременные вращения рук по часовой стрелке можно сопровождать легкими покачивающими движениями.

 

IV. «Чаньбянь гуаньер», или «Лента проходит сквозь ухо»

Туловище поворачивается влево на 90 градусов, правая нога распрямляется, левая нога сгибается в колене и поднимается вверх, фиксируется на задней стороне сгиба левого колена; одновременно левая рука совершает дугообразное движение в направлении вверх и вправо, правая рука сжимается в кулак, сгибается в локте и совершает дугообразное движение вправо и вверх, проходя при этом около правой стороны поясницы, левая рука выполняет движение хукоучжанькай («раскрывать пасть тигру»), соприкасаясь с правым запястьем в том месте, где прощупывается запястная кость (с левой стороны правого запястья), центр правой ладони направлен вниз, запястье совершает поворот наружу; взгляд направлен на правую руку (рис. 11).


 

Рис. 11

 

При соприкосновении ладони левой руки с косточкой правого запястья верхняя половина тела должна прогнуться вправо и оставаться в этой позиции.

 

V. «Кунюй чжуаншань», или «Бык налетает на скалу»

1. Левая нога сгибается в колене, правая нога опускается и приставляется к внутренней стороне левой ступни, носком опираясь о землю; одновременно ладонь левой руки совершает дугообразное движение влево и вперед так, что рука проходит перед животом и останавливается перед грудью, центр ладони направлен к себе, кисть правой руки, сжатая в кулак, распрямляется в дугообразном движении по направлению влево и внутрь, предплечье проходит перед животом и останавливается справа возле поясницы, центр ладони направлен вверх (рис. 12).


 

Рис. 12

 

2. Движение верхней части тела на этом не прекращается, правая нога делает шаг вправо, обе ноги сгибаются в коленях таким образом, что образуют шаг цилиньбу, туловище немного наклоняется вправо; ладони обеих рук принимают положение гоушоу, далее одновременно в направлении вправо и вперед выбрасываются кисти рук, сложенные в положении гоушоу, причем это движение осуществляется тыльной стороной кисти (гоубэй), кисть правой руки, сложенная в положении гоушоу, занимает положение справа от головы, левая рука с кистью в положении гоушоу сгибается в локте и занимает положение перед грудью, центры кистей рук в положении гоушоу или гоусинь направлены вниз; взгляд ровный, направлен влево и вперед (рис. 13).


 

Рис. 13

 

Необходимо обратить внимание: при выполнении дугообразных движений перед грудью поясница должна вращаться вслед за движениями рук.

 

VI. «Тоучжань ляоинь», или «Тайным жестом разбудить страсть»

Туловище поворачивается влево на 90 градусов, левая нога выполняет полушаг вперед и влево, пятка правой ноги также выполняет полушаг влево, принимается позиция цилиньбу, одновременно кисть левой руки, сложенная в положение гоушоу, распрямляется и принимает форму открытой ладони, центр ладони направлен от себя и ровно опускается влево, вновь принимает положение гоушоу, выполняя движение дяо (уводящее и увертливое) в направлении влево-вперед и вверх, кисть правой руки в положении гоушоу опускается вниз, проходит справа от поясницы и делает резкий выпад вперед, тыльная сторона кисти гоубэй направлена вперед, взгляд направлен вперед (рис. 14).


 

Рис. 14

 

Необходимо обратить внимание: главным образом нужно сосредоточить внимание на вращении поясницы и на движении бедер.

 

VII. «Цайсаньшоу», или «Сложить три руки»

1. Туловище поднимается и распрямляется, правая нога делает шаг влево-вперед, одновременно кисть правой руки в положении гоушоу принимает форму открытой ладони и далее в направлении снизу вверх выполняет движение ань (давящее движение), направленное вверх, центр ладони направлен к себе (рис. 15).


 

Рис. 15

 

2. Движение верхней половины тела на этом не прекращается, правая нога делает еще один шаг вперед и вновь принимает положение цилиньбу; одновременно правая кисть, имеющая форму открытой ладони, сжимается в кулак и выполняет выпад вперед, большой палец направлен вверх, ладонь левой руки прикладывается к месту локтевого сустава правого предплечья с внутренней стороны (рис. 16).


 

Рис. 16

 

VIII. «Ерлан даньшань», или «Ерлан взвалил на плечи гору»

Туловище немного приподнимается и совершает поворот на 45 градусов, левая нога делает полшага назад и сгибается в колене в положении полуприседа, правая нога приставляется, и принимается позиция сюйбу; одновременно обе руки принимают форму гоушоу, расходятся в разные стороны перед грудью, правая рука в форме гоушоу делает выпад вправо-вперед так, что центр гоушоу оказывается направленным к себе, а часть гоуцзяо, или острие крюка (пальцы), оказывается направленной вверх; левая рука в форме гоушоу делает выпад по направлению вправо, центр крюка направлен к себе, пальцы направлены вниз. Взгляд направлен вправо и вперед (рис. 17).


 

Рис. 17

 

IX. «Ели цэнтао», или «В листве скрываются персики»

1. Корпус совершает поворот влево на 45 градусов, правая нога сгибается в колене и поднимается вверх; правая рука в форме гоушоу движется влево, сгибается в локте и останавливается перед корпусом; центр крюка направлен к себе, тыльная часть направлена вверх, кисть левой руки в форме гоушоу распрямляется; выполняет «давящее» движение вниз и останавливается перед корпусом, центр ладони направлен вправо (рис. 18).


 

Рис. 18

 

2. Движение верхней половины тела на этом не прекращается; правая нога опускается влево-вперед так, что принимается положение цилиньбу.

Одновременно кисть правой руки в форме гоушоу выполняет продольный удар вперед таким образом, что рука проходит около левой ладони, при этом большой палец находится сверху, а тыльная часть направлена от себя; левая ладонь поворачивается к себе, выполняет «давящее движение» и останавливается перед правыми ребрами, внутренняя сторона ладони направлена вниз; взгляд направлен вперед (рис. 19).


 

Рис. 19

 

X. «Баван чжайкуй», или «Тиран снимает шлем»

1. Ступня левой ноги полностью встает на землю, тело слегка приподнимается и поворачивается вправо; левая рука распрямляется в направлении вперед и вверх таким образом, что проходит под предплечьем правой руки, центр ладони направлен вниз, кисть правой руки в положении гоушоу принимает форму ладони, сгибается, занимает положение перед грудью, центр ладони направлен вверх (рис. 20).


 

Рис. 20

 

2. Не останавливаясь, левая нога делает длинный шаг влево-вперед так, что принимается положение цилиньбу, правая рука совершает поворот внутрь в направлении вправо и вверх, сжимается в кулак, центр направлен вниз, левая рука выполняет движение влево и вниз и также сжимается в кулак, вращение предплечья наружу поворачивает центр кулака наверх, взгляд направлен влево-вперед (рис. 21).


 

Рис. 21

 

Необходимо обратить внимание: при выполнении вращения и поворотов рук поясница должна поворачиваться, бедра должны быть расставлены.

 

XI. «Куахай чжаньцзяо», или «Перешагнуть через море и убить морского змея»

1. Туловище поднимается и распрямляется, левая нога делает полшага вправо-вперед, кулак правой руки разгибается в ладонь, совершает дугообразное движение вправо перед грудью и останавливается по правую сторону от корпуса, центр ладони направлен вниз, кулак левой руки разгибается в ладонь и совершает дугообразное движение влево и вверх, центр ладони направлен влево (рис. 22).


 

Рис. 22

 

2. Не останавливаясь, корпус поворачивается влево, правая нога совершает дугообразное движение вперед и вправо и останавливается перед внутренней стороной левой стопы, ступня носком касается земли, обе ноги слегка согнуты; одновременно кисть правой руки принимает форму гоушоу и выполняет дугообразное движение в направлении назад, вправо и вперед, наносит горизонтальный удар в направлении вправо и вперед, останавливается в положении выше плеча, кисть левой руки принимает форму гоушоу, рука сгибается в локте и занимает положение перед грудью, «центр крюка» направлен вниз (рис. 23).


 

Рис. 23

 

3. Не останавливаясь, верхняя половина тела совершает переворот влево; правая нога поднимается и выполняет движение даньти в направлении влево-вперед, при выполнении движения даньти уровень движения ног выше, чем тот уровень, на котором расположена грудь, взгляд направлен вправо и вперед (рис. 24 (1) – вид спереди, (2) – вид со спины).


 

Рис. 24 (1)


 

Рис. 24 (2)

 

XII. «Фаньтянь фуди», или «Опрокинуть небо, перевернуть землю»

1. Правая ступня опускается на землю, носок разворачивается наружу, вслед за этим движением корпус поворачивается вправо; одновременно кисть правой руки в положении гоушоу распрямляется в ладонь и перед корпусом описывает окружность в направлении вниз-влево-вверх, далее вслед за поворотом тело продолжает совершать вращательные движения в направлении вниз-назад, снова вверх, останавливается с правой стороны от корпуса, сзади и вверху, кисть левой руки в положении гоушоу распрямляется в ладонь, вслед за правой рукой совершает движение по окружности в направлении вверх-вперед-вниз, начиная движение с левой стороны корпуса, далее ладонь выполняет движение вперед, взгляд направлен вперед (рис. 25).


 

Рис. 25

 

2. Левая нога делает длинный шаг вперед, принимается позиция цилиньбу, одновременно правая рука сгибается в локте и выполняет прямой толчок вперед таким образом, что рука в движении проходит рядом с правым ухом, сторона ладони, на которой находится мизинец, направлена вперед, центр ладони направлен влево, левая рука опускается к внутренней стороне левого колена, внутренняя сторона руки направлена вверх, взгляд направлен вперед (рис. 26).


 

Рис. 26

 

XIII. «Байань чугун», или «Белая обезьяна выходит из пещеры»

1. Туловище поднимается и распрямляется, правая нога делает шаг вперед, одновременно правая ладонь совершает дугообразное движение по направлению влево и внутрь так, что при этом рука проходит перед грудью, сгибается в локте и проходит справа от поясницы, левая рука также совершает дугообразное движение вправо и вперед так, что рука при этом проходит перед животом, сгибается в локте и проходит слева от поясницы, центры обеих ладоней направлены вверх (рис. 27).


 

Рис. 27

 

2. Движение убыстряется, левая нога поднимается в прыжке, ступни правой и левой ноги оказываются в воздухе, ноги поочередно сгибаются в коленях; запястья рук принимают положение гоушоу и одновременно резко поднимаются вверх по обеим сторонам тела, тыльные части гоушоу противостоят друг другу, необходимо запястьями выполнять колеблющиеся движения (рис. 28).


 

Рис. 28

 

3. Правая нога опускается на землю и после этого выпрямляется, левая нога остается по-прежнему согнутой в колене, тело слегка наклоняется вправо, оба предплечья поднимаются вверх, взгляд направлен вперед (рис. 29).


 

Рис. 29

 

XIV. «Юцай цзоцюань», или «Левое движение „Цай“, правое движение „Цюань“

1. Левая нога опускается вперед, верхняя половина тела слегка наклоняется вправо и совершает вращение в пояснице; кисть правой руки из положения гоушоу переходит в положение «ладонь», из положения перед головой совершает движение вниз, в движении рука сгибается в локте и занимает положение перед грудью, ладонь направлена вниз, пальцы руки направлены вправо, кисть левой руки из положения гоушоу переходит в положение «открытая ладонь», предплечье распрямляется, опускается к левой стороне корпуса, ладонь направлена вниз, большой палец опущен (рис. 30).


 

Рис. 30

 

2. Не останавливаясь, используя в качестве оси вращения носок левой ступни, ступня правой ноги поднимается вверх, тело совершает полное вращение по направлению вправо, правая нога опускается вперед, принимает положение гунбу, все силы вкладываются в наклон правой половины тела; кисть левой руки сжимается в кулак и вслед за поворотом тела выполняет продольный удар по направлению вперед в горизонтальной плоскости, рука при этом движется в форме длинного полукруга, большой палец направлен вниз, правая рука совершает в горизонтальной плоскости кругообразное движение и встречается с левой рукой в точке, расположенной на правой стороне левого предплечья; взгляд направлен на левый кулак (рис. 31).


 

Рис. 31

 

XV. «Цзиньшэ доуяо», или «Извиваться, как золотая змея»

1. В качестве опоры выступает правая нога, тело наклоняется вперед, совершает поворот влево на 180 градусов и немного приподнимается, левая нога делает полшага и приставляется обратно, тело принимает позицию сюйбу; кисть левой руки, сжатая в кулак, распрямляется, предплечье распрямляется и выполняет поворот в горизонтальной плоскости в направлении вперед и влево, после этого рука сгибается в локте и занимает положение у левой стороны поясницы, пальцы руки направлены вперед, правая рука одновременно выполняет кругообразные движения в направлении вперед. Затем правая рука одновременно выполняет кругообразные движения в направлении вперед-влево и внутрь и занимает положение справа у поясницы, центры обеих ладоней опущены вниз (рис. 32).


 

Рис. 32

 

2. Не останавливаясь, правая нога выпрямляется, грудная клетка распрямляется и расширяется, тело слегка наклоняется вправо, левая нога сгибается в колене и поднимается назад, носок оттянут на себя, одновременно кисти обеих рук принимают форму крюка и через обе стороны тела поднимаются наверх, запястья при этом совершают колеблющиеся движения, тыльные части направлены друг к другу, запястья обеих рук распрямляются и почти касаются ушей, взгляд направлен вперед (рис. 33).


 

Рис. 33

 

3. Правая нога остается неподвижной, левая нога коленом поднимается вперед, верхняя половина тела наклоняется вперед таким образом, что касается левого бедра, кисти обеих рук в положении гоушоу одновременно движутся вперед и вниз, проходят по обеим сторонам тела и движутся назад, принимая положение перевернутого крюка (фаньгоушоу), т. е. центр крюка направлен вверх, взгляд направлен вниз (рис. 34).


 

Рис. 34

 

4. Левая нога делает резкий шаг вперед по направлению влево и немного прямо, правая ступня ставится назад, при этом перемещении принимается положение «цилиньбу»; кисти обеих рук в положении «гоушоу» выносятся вперед таким образом, что впереди идет тыльная часть, правый локоть слегка сгибается, кисть левой руки в положении «гоушоу» движется вперед, кисть правой руки немного опускается вниз. Взгляд направлен влево (рис. 35).


 

Рис. 35

 

XVI. «Цзоцайюцюань», или «Левое движение „Цай“, правое движение „Цюань“

Правая нога делает шаг вперед, вслед за этим движением корпус слегка наклоняется вперед; одновременно кисть правой руки из положения гоушоу сжимается в кулак и совершает дугообразное движение вправо-вперед и опять влево, совершая таким образом круговое движение, центр кулака направлен вниз, большой палец – к себе; левая кисть из положения гоушоу распрямляется в ладонь и движется в направлении влево-вперед и снова возвращается вправо, касаясь при этом правой кисти, пальцы направлены вправо, центр ладони направлен от себя; взгляд направлен на кулак правой руки (рис. 36).


 

Рис. 36

 

XVII. «Цайсаньшоу», или «Сложить три руки»

1. Левая нога делает шаг вперед, тело слегка поднимается; одновременно левая рука совершает дугообразное движение в направлении влево и вперед так, что рука проходит перед грудью и останавливается перед корпусом, центр ладони направлен вниз, пальцы рук направлены вправо, правая рука из положения «спереди» совершает движение вправо и назад в горизонтальной плоскости, сгибается в локте, кисть руки сжимается в кулак и прижимается к ребрам с правой стороны (рис. 37).


 

Рис. 37

 

2. Не останавливаясь, правая нога снова делает шаг вперед, принимается положение цилиньбу, одновременно кулак правой руки выносится вперед над верхней частью левого запястья, центр кулака направлен вниз, центр левой ладони направлен также вниз, рука сгибается в локте и подходит к нижней части правого локтя; взгляд направлен вперед (рис. 38).


 

Рис. 38

 

XVIII. «Юйхуаибу», или «Положение „Нефритовый браслет“»

1. Приподняться и повернуться вправо, левая нога выпрямляется, одновременно левая рука делает резкое движение вперед и вверх, центр ладони направлен вправо, кулак правой руки разжимается в ладонь, рука сгибается в локте и становится перед грудью, центр ладони направлен влево (рис. 39).


 

Рис. 39

 

2. Не останавливаясь, левая нога делает шаг прямо и влево, принимается положение цилиньбу; одновременно левая рука совершает вращение внутрь и сжимается в кулак, рука сгибается в локте справа и чуть выше лба, большой палец направлен вниз, ладонь правой руки выносится от ребер влево и вверх, центр ладони направлен вверх. Взгляд направлен прямо (рис. 40).


 

Рис. 40

 

XIX. «Чжуйфэн ганьюэ», или «Спешить за ветром, гнаться за луной»

1. Туловище распрямляется, левая нога делает полшага вправо, правая сгибается в колене и поднимается; одновременно кисти обеих рук принимают форму «ладони», совершают горизонтальные толкающие движения вправо и вперед, локти обеих рук слегка согнуты, центры ладоней направлены вниз; пальцы рук – вперед (рис. 41).


 

Рис. 41

 

2. Правая нога опускается вправо-вперед, принимается положение цилиньбу, одновременно ладони обеих рук сжимаются в кулаки, руки наносят прямой удар вперед, центры кулаков направлены вниз, большие пальцы обращены друг к другу; взгляд направлен прямо (рис. 42).


 

Рис. 42

 

XX. «Чжайсин хуаньдоу», или «Собрать звезды, преобразить созвездие „Ковша“»

Правая нога делает полушаг вправо и вперед, ступня левой ноги целиком ставится на землю, принимается положение гунбу; корпус наклоняется вперед, одновременно запястье левой руки, сжатое в кулак, раскрывается в ладонь, рука сгибается в локте и делает «давящее» движение вниз, правая рука со сжатым кулаком сгибается в локте и сначала движется к животу, затем поднимается наверх и движется тыльной стороной кулака вперед, предплечье выпрямляется, центр кулака направлен вверх; взгляд направлен на кулак правой руки (рис. 43).


 

Рис. 43

 

Необходимо обратить внимание: после небольших наклонов поясницы назад необходимо быстро нагибаться вперед, чтобы выполнить требование – «в краткости содержится напряженность».

 

XXI. «Линьсин юаньянцзяо», или «Подражание походке утки и селезня»

Центр тяжести тела переносится на левую ногу, левая нога выпрямляется, правая нога поднимается и выполняет движение в направлении вправо и вверх, движение совершается внешней стороной ступни, верхняя половина тела слегка наклоняется влево; одновременно правая рука со сжатым кулаком сгибается в локте и выполняет движение, которое возвращает ее из положения «сверху» к левой стороне груди, левая ладонь по-прежнему касается нижней части правого локтя; взгляд направлен влево и вперед (рис. 44).


 

Рис. 44

 

XXII. «Бишоу тиншэнь», или «Встать в поединке в полный рост»

1. Правая нога опускается вниз и приставляется к внешней стороне левой ступни, принимается позиция гайбу; обе руки одновременно раскрывают ладони и опускаются в направлении вниз и влево, центр правой ладони направлен от себя, центр левой ладони направлен влево; взгляд направлен вправо (рис. 45).


 

Рис. 45

 

2. Не останавливаясь, левая нога отводится влево и делает шаг, правая нога только носком касается земли и сгибается в колене, принимается позиция сюйбу, одновременно обе руки продолжают вращательное движение по направлению вверх и влево, пока не оказываются на одной высоте с левым плечом, сгибаются в локтях и выполняют продольное движение вправо и вперед таким образом, что проходят перед грудью, правое предплечье выпрямляется, центр ладони направлен влево, левая рука сгибается в локте и передвигается к груди, центр ладони направлен вниз; взгляд направлен вперед (рис. 46).


 

Рис. 46

 

XXIII. «Ема чжуйфэи», или «Дикий конь догоняет ветер»

Левая нога касается земли, правая нога выполняет длинный шаг вправо-вперед, принимается положение гунбу, одновременно левая ладонь выполняет «давящее» движение вперед и вниз, предплечье правой руки совершает поворот наружу, сгибается в локте и снова выполняет движение вправо и вперед таким образом, что рука движется «изнутри», совершая поворот вокруг левого запястья, центр ладони направлен вверх, взгляд направлен на правую ладонь (рис. 47).


 

Рис. 47

 

XXIV. «Дилоуцюань», или «Низко хватающий кулак»

Левая нога делает шаг, на землю ставится пятка, верхняя половина тела совершает наклон влево; одновременно правая рука сгибается в локте, выполняет движение, приводящее ее к пояснице, сжимается в кулак, делает выпад сверху-влево, центр кулака направлен от себя, левая рука из положения перед корпусом движется сначала влево и вверх и снова описывает небольшой круг вправо, касаясь внутренней стороны запястья правой руки, центр ладони направлен от себя, пальцы рук направлены вверх; взгляд направлен на обе руки (рис. 48).


 

Рис. 48

 

XXV. «Юйман фаньшэнь», или «Нефритовый удав»

1. Стопа левой ноги поворачивается внутрь и полностью ставится на пол, стопа правой ноги поворачивается наружу, корпус поворачивается вправо на 90 градусов; одновременно левая рука отходит от запястья правой руки вверх и перемещается к правой стороне корпуса, центр ладони направлен от себя, кулак правой руки разжимается, ладонь движется ниже левой подмышки, ее центр направлен к себе, обе руки скрещиваются перед корпусом; взгляд направлен на левую руку. (Рис. 49 (1) – вид со спины, (2) – спереди).


 

Рис. 49 (1)


 

Рис. 49 (2)

 

2. Не останавливаясь, слегка наклониться влево, корпус немного откидывается назад; одновременно левая рука продолжает вращательное движение в направлении вправо-внутрь, на уровне согнутого локтя; в ходе движения рука совершает оборот в направлении вперед и вправо, проходит над головой, заканчивает движение у правой стороны грудной клетки, ладонь центром повернута вниз; аналогично и правая рука одновременно совершает круговое движение в направлении влево-вверх; в движении рука проходит справа от головы, центр ладони направлен вверх (рис. 50).


 

Рис. 50

 

3. Не останавливаясь, корпус вновь совершает легкий наклон влево, обе ноги слегка сгибаются в коленях, принимается положение сылюмабу; одновременно левая рука, используя в качестве оси вращения запястье, совершает небольшой поворот внутрь, кисть принимает положение гоушоу, центр направлен вниз; правая рука сгибается в локте в положении справа и выше головы и, используя в качестве оси вращения локоть, совершает круговое движение; кисть при этом принимает форму гоушоу, центр направлен вниз; взгляд направлен вправо и вперед. (Рис. 51 (1) – вид сзади, (2) – вид спереди).


 

Рис. 51 (1)


 

Рис. 51 (2)

 

XXVI. «Цзиньшэ доуэо», или «Золотая змея встряхивается»

1. Правая нога делает длинный шаг влево-вперед, носок повернут внутрь, тело поворачивается влево на 180 градусов и пригибается; кисти рук в положении гоушоу распрямляются в ладони и расходятся в разные стороны вниз, центры ладоней направлены внутрь (рис. 52).


 

Рис. 52

 

2. Не останавливаясь, правая нога выпрямляется, туловище поднимается и поворачивается на 90 градусов; левая нога сгибается в колене и поднимается назад; одновременно обе руки поднимаются по сторонам тела, кисти вновь принимают положение гоушоу, взгляд направлен вперед (рис. 53).


 

Рис. 53

 

Необходимо обратить внимание: при резком поднятии вверх кистей рук в положении гоушоу необходимо напряжение поясницы, оба предплечья должны совершать колеблющиеся движения.

 

XXVII. «Таилан фэншоу», или «Богомол смыкает лапы»

1. Левая нога опускается вперед, верхняя часть тела наклоняется вперед; одновременно кисти рук в положении гоушоу разгибаются, и ладони опускаются вниз, руки перекрещиваются, центры ладоней направлены к себе (рис. 54).


 

Рис. 54

 

2. Без остановки центр тяжести тела смещается назад, на правую ногу, левая нога перемещается немного назад, правая нога сгибается в колене, принимается позиция сюйбу; одновременно кисти обеих рук принимают положение гоушоу и сгибаются в локтях перед корпусом, левая рука впереди, правая рука сзади; из положения слева в направлении вверх по часовой стрелке совершаются три круговых движения, вслед за касающимися движениями в пояснице круговые движения постепенно прекращаются и в конце концов останавливаются совсем; взгляд направлен влево-вперед (рис. 55).


 

Рис. 55

 

Конечное положение. Левая ступня приставлена к правой ступне, положение аналогично исходному (рис. 56).


 

Рис. 56

Глава 4


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!