Jewish Education Committee, 1946. 147 страница




Межгрупповые конфликты 315

 

международным банкиром. Но если тот же самый пропагандист выступает перед аудиторией, состоящей из промышленников, он использует буклеты, где евреи предстают коммунистами.

Евреи, отвечая на обвинения в свой адрес, долж­ ны осознавать, что они — всего лишь оболочка, под которой скрыты глубинные социальные проблемы. Потребность большинства в козле отпущения произ­ растает из напряжения, возникающего, например, вследствие экономической депрессии. Научные экс­ перименты показали, что эта потребность особенно сильна в тех случаях, когда напряжение является результатом авторитарного режима. И никакие «логи­ ческие» аргументы не смогут подавить эти основные силы. Мы не можем надеяться на то, что нам удастся справиться с ними, рассказывая всем вокруг, какие хорошие люди эти евреи.

 

Для того чтобы изменить социальную реальность, необходимо нечто большее, чем слова в собственную защиту. Естественно, что евреям нужно постарать­ ся сделать все возможное, чтобы объединиться со всеми серьезными силами, борющимися с фашизмом. Наша группа немногочисленна, и нам необходимо заручиться помощью других групп. Однако евреям необходимо осознать верность утверждения, касаю­ щегося как их самих, так и любой другой группы с низким статусом: только стараниями самой группы можно достичь более благополучного положения.

 

Существует одна область деятельности, где могут проявить себя евреи и где результаты будут зави­ сеть, главным образом, от них самих. Это сфера собственно еврейской жизни.

 

 

II

 

Что делает евреев социальной группой и что делает отдельного человека представителем еврейской груп­ пы? Я знаю, что многих евреев занимает и ставит в


316                                              Межгрупповые конфликты

 

тупик эта проблема. У них нет ясного ответа, и вся их жизнь рискует стать бессмысленной, как она стала бессмысленной для тысяч немцев, в чьих жилах есть половина или четверть еврейской крови и которые не понимают, почему их судьба должна была сло­ житься именно таким образом. В историческом пла­ не эта проблема относительно нова для евреев. Было время, всего сто пятьдесят лет назад, когда даже в Германии принадлежность к еврейской группе вос­ принималась как несомненный факт. Во времена су­ ществования гетто евреи как группа находились под давлением, однако у каждого отдельного еврея была группа, к которой он определенно принадлежал. Евреи в Польше, Литве и других восточноевропей­ ских странах поддерживали в своих общинах то, что можно было бы определить как национальную жизнь, которая предоставляла человеку «социальный дом». Переехав в Америку, восточные евреи привезли с собой многое из этой групповой жизни. Они сохра­ нили внутренние сплачивающие силы группы.

 

Необходимо отдавать себе отчет в том, что любая группа с низким социальным статусом держится вме­ сте не только за счет объединяющих и сплачивающих сил, действующих на ее членов, но также и благода­ ря тем барьерам, которые воздвигает большинство, не позволяя представителям меньшинства пересечь гра­ ницу между этими двумя группами и примкнуть к большинству. Сохранение низкого статуса меньшинства отвечает интересам привилегированной группы. Суще­ ствуют меньшинства, которые не распадаются лишь потому, что их окружает такого рода стена. Члены этих меньшинств обладают определенным набором типичных характеристик, являющихся результатом пребывания в подобной ситуации. Каждый человек стремится к тому, чтобы добиться более высокого социального статуса. И поэтому представитель низ­ костатусной группы будет стараться покинуть ее и примкнуть к более привилегированной группе. Ины­ ми словами, он попытается сделать то, что для не-


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!