Jewish Education Committee, 1946. 138 страница



 

обоих приведенных выше примерах неопределен­ ность принадлежности вызывается тем, что человек пересек границу одной группы, вступив в другую (при­ дя из внешней группы на собрание или в клуб).

Существуют люди, чья целостная жизненная си­ туация характеризуется такого рода неопределенно­ стью принадлежности, приводящей к тому, что че­ ловек занимает позицию на границе группы. Это довольно типично, например, для нуворишей или других людей, пересекающих границы своего преж-


296                                              Межгрупповые конфликты

 

него социального класса. Кроме того, это типично и для представителей любого религиозного или нацио­ нального меньшинства, пытающихся примкнуть к большинству.

 

Характерной особенностью лиц, пересекающих границу между социальными группами, является то, что они испытывают неопределенность не только в отношении принадлежности к группе, к которой они готовы присоединиться, но и в отношении принад­ лежности к той группе, которую они покидают. Это,

 

примеру, одна из самых больших теоретических и практических сложностей еврейской проблемы: пред­ ставители еврейского народа довольно часто не уве­ рены в том, что являются его частью. Они не увере­ ны в том, действительно ли они принадлежат к ев­ рейской группе, каким образом они к ней принадле­ жат и до какой степени.

 

Одна из причин того, что человеку сложно понять, насколько и каким образом он принадлежит к еврей­ ской группе, связана с общей тенденцией множест­ венного пересечения групп, к которым человек при­ надлежит. Несомненно, что любой человек (и даже тот еврей, который отчетливо осознает свою националь­ ную принадлежность) принадлежит одновременно ко многим социальным группам. Существует немало си­ туаций, в которых на первый план выходит не наци­ ональная принадлежность человека, а его принадлеж­ ность к какой-то иной социальной группе. Как и в нашем примере с американцем ирландского происхож­ дения, еврей, владеющий, например, магазином, неред­ ко вынужден поступать как представитель своей де­ ловой группы, как член определенной семьи, как член клуба. Он может, к примеру, как представитель кон­ кретной семьи вступать в конфликт с представителем какой-либо другой еврейской семьи или же конфрон-тировать с другим евреем, принадлежащим к другой профессиональной группе.

 

Существует естественная связь между спецификой той или иной ситуации и спецификой группы, кото-


Межгрупповые конфликты 297

 

рая определяет поведение человека в этой ситуации.

различных ситуациях будет доминировать чувство принадлежности к различным группам. Если человек всегда поступает только как представитель какой-то одной определенной группы, это, как правило, свиде­ тельствует о своего рода личностном дисбалансе, по­ скольку человек попросту не способен к естественным и спонтанным реакциям на актуальную ситуацию. Он слишком сильно ощущает свою принадлежность к конкретной группе, и это является показателем дис-функциональности его отношения к этой группе.

некоторых евреев можно наблюдать такое по­ ведение, которое является следствием именно этого преувеличенного осознания принадлежности к еврей­ ской группе. Такой чрезмерный акцент —всего лишь одна из форм выражения того же самого типа от­ ношения, которое у людей с другими личностными особенностями ведет к недостаточному акцентирова­ нию своей национальной принадлежности. Сущест­ вуют люди, которые в тех ситуациях, где было бы совершенно естественным реагировать и поступать так, как это характерно для евреев, не делают это­ го; они подавляют или скрывают свою национальную принадлежность.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!