Jewish Education Committee, 1946. 82 страница
корне противоречили немецкому представлению о человеческой природе, поскольку идея честной игры совершенно чужда германской культуре.
Очевидно, что подобные статьи практически не влияли на политическую жизнь Германии, и я сомне ваюсь в том, что результаты были бы лучше, если бы этих статей было раз в сто больше. Для того чтобы понять, о чем идет речь, человек должен ос новываться на собственном опыте — детском, под ростковом, опыте ежедневного повседневного взаи модействия с окружающими; ему необходимо почув ствовать, что такое демократическое лидерство и
|
|
Проблемы трансформации культуры | 173 |
демократическая ответственность гражданина. Ника кие лекции не могут заменить такого непосредствен ного опыта.
Только путем непосредственного включения в такую жизнь человек может научиться тем особен ным демократическим моделям поведения, которые подразумевают: ответственность за группу; способ ность признавать и принимать существование различ ных мнений, не считая преступником того, кто по добное мнение высказал; готовность принимать кри тику как должное и критиковать других, оберегая их чувства. Попытка изменить какой-либо один элемент системы только спровоцирует ситуацию, в которой влияние всех прочих элементов восстановит прежнюю целостную модель.
|
|
|
|
КОГО В ГЕРМАНИИ НУЖНО ИЗМЕНИТЬ?
Какие группы людей представляют особую значи мость при осуществлении позитивной реконструкции?
Что касается социальных классов, то мы уже обсуждали необходимость прекращения деятельнос ти гестапо. Не зная в деталях существующую соци альную ситуацию и расстановку сил, довольно слож но утверждать что-либо с достаточной увереннос тью. Как говорилось выше, кардинальные трансфор мации культурной среды бывают гораздо более стой кими, чем незначительные изменения (хотя здесь, конечно же, имеет место феномен маятника, раска чивающегося слишком сильно). Было бы чрезвычай но грустно, если бы все попытки свелись к возвра щению к власти той части немецкого общества, чья цель заключается в простом возврате к обстановке догитлеровской Германии и которая боится перехо да к демократическим реформам. Подобная ситуа ция — например, закрепление Габсбургов в Авст рии — не будет стабильной; она будет означать возврат к модифицированной форме фашизма или —
|
|
174 Проблемы трансформации культуры
что еще более вероятно — приведет к мощному ре волюционному восстанию.
Нам следует обратить особое внимание на возра стные особенности групп, с которыми нужно будет работать; когда речь идет об изменениях, должны быть приняты в расчет три возрастные категории:
люди за сорок, которые, уже будучи зрелыми, успе ли пожить в донацистском обществе; 2) люди в воз расте между двадцатью и тридцатью, взросление которых пришлось на период фашизма, идеи кото рого глубоко укоренились в их сознании; 3) дети. Для каждой группы решение проблемы будет иным. Мы вкратце обсудим первую и вторую группы, посколь ку именно они будут определять атмосферу, в кото рой будут приобщаться к культуре дети.
Среди людей после сорока много тех, кто имеет сильные либеральные убеждения. И хотя большинст во лидеров левого толка были убиты, нет никакого сомнения в том, что все же существует достаточное количество тех, кто готов и намерен создавать но вую, «свободную» Германию. Мы вполне можем ожидать, что многие из них многое поняли из оши бок, совершенных обществом после 1918 года, и что на этот раз им удастся лучше справиться со стоя щей перед ними задачей. Что касается культураль-ных тенденций, то самое важное для этих людей — лучше понять, как работает эффективная демокра тическая система. То, что они понимают под демо кратией на нынешнем этапе, не включает в себя представления о лидерстве и дисциплине как зало гах эффективной демократической организации.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!