Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 250 страница
13 Эрих Фромм 385
они отважно и изобретательно отстаивали правильность своего подхо да. Потребности и интересы, у которых не обнаруживалось телесных источников, просто игнорировались; те же процессы, которые не от рицались, истолковывались в соответствии с принципами механистичес кого мышления. Физиологическую модель фон Брюкке и Фрейдову модель человека можно было бы воспроизвести сегодня на специально запрограммированном компьютере. В ’’Оно” возникает определенное количество напряжения, которое на определенном этапе надо высвобо дить и понизить, в то время как реализация этого процесса контролиру ется другой частью — ”Я”, наблюдающим за реальностью и препятст вующим высвобождению, если оно противоречит жизненно важным потребностям. Этот Фрейдов робот напоминал бы робота из научной фантастики Айзека Азимова, но имел бы другую программу. Его пер вейшим правилом было бы не не причинять вреда человеческим сущест вам, а избегать для себя вреда или саморазрушения.
|
|
|
|
Новая теория уже не следует механистической ’’физиологизиру ющей” модели. Она концентрируется вокруг биологической ориентации,
которой первичными силами, движущими человеком, признаются основополагающие силы жизни (и противостоящие им силы смерти). Теоретической основой теории мотивации становится природа клетки, а значит, и всей живой субстанции, а не физиологический процесс, протекающий в определенных органах тела. Новая теория была, пожа луй, ближе к виталистской философии*, чем к представлениям немецких материалистов-механицистов. Но, как я уже говорил, Фрейд не отдавал себе ясного отчета в этой перемене; поэтому он вновь и вновь пытается применить к новой теории свой физиологизирующий метод и неизбежно терпит провал в своей попытке отыскать квадратуру круга. Однако
|
|
|
|
одном важном аспекте у обеих теорий есть общая посылка, оставшаяся неизменной аксиомой мышления Фрейда: это представление о том, что руководящим законом психической системы является стремление пони зить напряжение (или возбуждение) до постоянного низкого уровня (принцип постоянства, на котором покоится принцип удовольствия) или до нулевого уровня (принцип нирваны, на котором базируется инстинкт смерти).
Теперь нам предстоит вернуться к более подробному анализу двух новых воззрений Фрейда: взглядов на инстинкт смерти и инстинкт жизни как на первичные детерминирующие силы человеческого существова ния^.
Что побудило Фрейда постулировать инстинкт смерти?
Одной из причин, о которой я уже упоминал, было, вероятно, воздействие первой мировой войны. Как и многие другие представители его времени и его поколения, он разделял оптимистическое видение мира, столь характерное для европейского среднего класса, но неожи данно для себя столкнулся с неистовой ненавистью и разрушением, чему вряд ли поверил бы до 1 августа 1914 г.
Можно было бы поразмышлять о том, что к этому историческому обстоятельству не мешало бы добавить личностный фактор. Как мы
*Ср. Дж. Пратт (221, 1958).
Фрейд не всегда последователен в терминологии. Иногда он говорит об инстинктах жизни и смерти, иногда — об инстинкте (в единственном числе) жизни
смерти. Инстинкт(ы) смерти также именуе(ю)тся разрушительным(и) инстинк-том(ами). Слово ’’Танатос” (аналогичное Эросу) в качестве эквивалента инстинк та смерти Фрейдом не использовалось, его ввел в обиход П. Федерн.
386
знаем из биографии, написанной Эрнстом Джонсом (142, 1957), Фрейд был буквально поглощен мыслями о смерти. После сорока лет он ежедневно думал о том, как будет умирать; на него нападал Todesangst (страх смерти), и к словам ”до свидания” он нередко прибавлял: ’’Может быть, вы никогда больше меня не увидите”. Можно было бы пред положить, что тяжелая болезнь Фрейда запечатлелась в его сознании, подкрепив страх смерти, и тем самым внесла свой вклад в формулировку инстинкта смерти. Однако подобное предположение, выраженное
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!