Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 245 страница



 

 работе ’’Цивилизация и недовольные ею” (1930) Фрейд сам дает краткое описание развития своей новой теории. Он писал: ’’Так, инстинкты ”Я” были поначалу противопоставлены влечениям, направ­ ленным на объекты. Энергия последних получила название ’’либидо”^ Появилась противоположность между инстинктами ”Я” и направлен­ ными на объекты ’’либидозными” инстинктами любви (в самом широ­ ком смысле этого слова)...Этой несогласованностью тогда пренебрег­ ли — садизм ведь столь очевидно принадлежит к сексуальной жизни, где жестокие игры могут занять место игр нежных... Решающим здесь было введение понятия ’’нарциссизм”, т. е. учения о том, что само ”Я” заполнено либидо, будучи его первоначальным жилищем и оставаясь

 

известной мере его штаб-квартирой...^ Следующий шаг был мною сделан в ”По ту сторону принципа удовольствия” (1920), когда мне впервые бросились в глаза навязчивость повторения и консервативный характер инстинктивной жизни. Отталкиваясь от спекуляций по поводу начала жизни и биологических параллелей, я пришел к выводу о суще­ ствовании другого влечения, противоположного инстинкту самосохране­ ния, который поддерживает жизненную, субстанцию и созидает из нее все более обширные объединения. Это влечение направлено на разрушение таких объединений, оно стремится вернуть их в изначальное неор­ ганическое состояние. Итак, помимо Эроса имеется и инстинкт смерти”(курсив мой — Э. Ф.у.

 

Когда Фрейд писал ”По ту сторону принципа удовольствия”, он вовсе не был полностью убежден в обоснованности новой гипотезы. ’’Меня могли бы спросить, — писал он, — убежден ли я сам, и в какой

 

‘ Развивая в дальнейшем эти представления, Фрейд склоняется к тому, чтобы говорить скорее о некоем инстинкте жизни (Эросе) и некоем инстинкте смерти.

 Более подробное рассмотрение Фрейдовой попытки отождествить Эрос

сексуальностью потребовало бы целой самостоятельной главы и представляло бы интерес разве что для специально изучающих теорию Фрейда.

 

 Здесь Фрейд ссылается на раздел II своей первой статьи о невротической тревоге (100, 1895).

 

'*В такой формулировке основной конфликт в человеке представляется как конфликт между эгоизмом и альтруизмом. Во Фрейдовой же теории ’’Оно” и ”Я” (принцип удовольствия и принцип реальности) обе противоположности эгоистич­ ны: удовлетворение своих собственных либидозных потребностей и удовлетворе­ ние своей потребности в самосохранении.

 

^В действительности у Фрейда эта точка зрения чередовалась с другой, согласно которой местом или ’’резервуаром” для либидо является Оно. Редактор образцового издания Дж. Стрэчи подробно воспроизвел историю этих колебаний на протяжении всей деятельности Фрейда. См. Приложение В к ”Я и Оно” (100, 1923).

 

®Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С. 111 — 112.


 

380


мере, в развитых здесь предположениях. Ответ гласил бы, что я нс только не убежден в них, но и никого не стараюсь склонить к вере

них. Правильнее сказать, я не знаю, насколько я в них верю”* После предпринятой попытки воздвигнуть новое теоретическое со­ оружение, угрожавшее поставить под сомнение многие предшество­ вавшие представления, после затраченных на нее грандиозных ин­ теллектуальных усилий подобная искренность Фрейда, буквально про­ низывающая всю его работу, особенно впечатляет. Следующие во­ семнадцать лет он провел за разработкой новой теории и приобрел все возраставшее чувство уверенности, которого у него не было вначале. И дело не в том, что он добавил к своей гипотезе совершенно новые аспекты; то, что он сделал, заключалось скорее в полной интеллектуальной ’’переработке”, которая убедила его самого и, должно быть, сделала особенно огорчительным то обстоятельство, что лишь немногие из его последователей по-настоящему поняли его взгляды и разделили их.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!