Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 85 страница
Любая подобная попытка восстановить свою целостность имеет целью отключение разума. Все служит этой цели, но все эти попытки обречены. Трагизм состоит в том, что независимо от того, длится ли это состояние недолго (как опьянение и транс) или носит более длительный характер (как ревность, ненависть, жажда власти), любая мания делает человека калекой, отрывает его от других людей, ’’пожирает” его, ставит в зависимость от его страсти так же сильно, как наркомания.
|
|
Есть только один путь к целостности, который не делает человека инвалидом. Эта попытка была предпринята в первом тысячелетии до Христа во всех высокоразвитых цивилизациях — в Китае, Индии, Егип те, Палестине и Греции. Великие религии, которые выросли на почве этих культур, учили, что никакое забытье, отключение сознания не спасет человека от внутреннего раздвоения. Единство достижимо лишь на пути всестороннего развития разума, а также способности любить. Как бы велики ни были различия между даосизмом*, буддизмом, проро ческим иудаизмом и евангелическим христианством, все эти религии имеют общую цель: дать человеку чувство единения, и притом не ценой возврата к животному существованию, а путем собственно человечес кого самовыражения — в единстве с природой, со своими согражданами
|
|
|
|
с самим собой. За 2,5 тысячелетия человек, похоже, не очень далеко ушел в достижении этой цели. Причиной этого можно считать недоста точность экономического и социального развития разных стран, а также социально-прикладную функцию религии в деле управления или манипу лирования массами людей. Однако это новое понимание единства имело для психического развития человека революционное значение, такое же, как изобретение землепашества и ремесла для экономики. Это видение никогда полностью не исчезало; оно пробудилось к новой жизни в хри стианских сектах, у религиозных мистиков всех направлений, у гумани стов Ренессанса, а в светской форме — в философии Маркса. Проблема выбора пути (прогрессивного или регрессивного) — это не только социа льно-историческая проблема. Каждый отдельный человек сталкивается с ней не ]раз в своей жизни. Разумеется, если он живет в застойном обществе, которое не идет по пути прогресса, то свобода индивидуаль ного выбора весьма ограниченна, и все-таки она существует. Но чтобы пойти ’’против течения”, индивиду требуется огромное напряжение духа, ясность мысли и обращение к трудам великих гуманистов (невроз лучше всего интерпретировать как столкновение двух полярных тенденций в человеке, а успешно проведенный психоанализ может подтолкнуть личность к принятию прогрессивных решений). Для современного кибер нетического общества характерно иное решение экзистенциальной про блемы раздвоения личности. Здесь человек сужает свое бытие до рамок своей социальной роли, он начинает чувствовать себя маленьким, поте рянным, ненужным и в погоне за вещами сам становится всего лишь вещью. Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек иденти-
|
|
204
фицирует себя со своей социальной организацией и забывает про то, что он личность. Таким образом — если пользоваться терминологией Хай деггера — человек перестает быть личностью и превращается в некое ’’оно”. Он оказывается в состоянии так называемого ’’негативною эк стаза”; он забывает себя, теряет свое лицо: он больше — не личность, а вещь.
Творческие способности
Когда человек понимает, что он живет в странном и страшном мире
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!