New York: Holt, Rinehart and Winston. 74 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 165 |
ства, которые имел в раннем детстве, а взрослый в нем, который был бы способен оценить ребенка со взрос лой точки зрения, отсутствует. Другими словами, па циент почти не ощущает конфликта между своими детской и взрослой личностями, а именно это пони мание приводит к улучшению или изменению. Когда слышен голос ребенка, кто будет возражать ему, от вечать ему, ограничивать его, если только голос взрос лого тоже не окажется в распоряжении пациента? Впрочем, главная цель моего обсуждения феномена трансфера заключается не в имманентной критике
|
|
точки зрения терапевта (которая на самом деле сво дится к обсуждению психоаналитической техники),
в демонстрации того, как Фрейд сузил свой клини ческий опыт трансфера, сочтя, что чувства и установ ки, характеризующие трансфер, переносятся из детства на ситуацию психоанализа.
|
|
Если мы отбросим это объяснение, мы увидим, что Фрейд открыл феномен, имеющий гораздо большее значение, чем он думал. Феномен трансфера, а имен но добровольная зависимость человека от других — авторитетных — личностей, ситуация, при которой индивид чувствует себя беспомощным, нуждающимся
|
|
обладающем большим авторитетом вожаке, готовым подчиниться этому авторитету, представляет собой наиболее часто встречающуюся и наиболее важную характеристику социальной жизни, выходящую дале ко за пределы конкретной семьи и аналитической си туации. Любой желающий видеть может обнаружить чрезвычайную роль, которую трансфер играет в соци альной, политической и религиозной сферах. Доста точно взглянуть на лица в толпе, аплодирующей ха-ризматичному лидеру вроде Гитлера или де Голля, чтобы увидеть одно и то же выражение слепого по клонения, обожания, любви, нечто, превращающее заботы скучной повседневности в страстную веру. Нет
|
|
166 Эрих Фромм
даже необходимости в том, чтобы лидер обладал го лосом и статью де Голля или напором Гитлера. Если изучить лица американцев, встречающихся с канди датом в президенты, или, как более яркий пример,
самим президентом, можно заметить то же типичное выражение лица, выражение, которое можно назвать почти религиозным экстазом. Как и при психоанали тическом трансфере, здесь почти ничего не зависит от реальных человеческих качеств обожаемой лично сти: сама должность или даже просто мундир превра щают ее в достойное поклонения лицо.
Вся наша социальная система базируется на этом необыкновенном воздействии человека, в большей или меньшей степени обладающего привлекательно стью. Трансфер в психоаналитической ситуации или поклонение толпы лидерам не отличаются друг от друга: они имеют в основе чувство беспомощности
бессилия ребенка, которое ведет к зависимости от родителей, или при психоанализе от аналитика (как замене родителя). Действительно, невозможно отри цать, что младенец не прожил бы и дня без заботы
защиты матери или ее заместителя. Какие бы нар-циссические иллюзии ни питал ребенок, факт оста ется фактом: с точки зрения его положения в мире он беспомощен и потому нуждается в помощнике. Впро чем, тот факт, что взрослый человек тоже беспомощен, часто упускается из вида. Во многих ситуациях, с ко торыми ребенок не справился бы, взрослый знает, что делать, но в конце концов также чрезвычайно беспо мощен. Ему противостоят природные и социальные силы, настолько могущественные, что во многих слу чаях он так же бессилен против них, как ребенок про тив сил, действующих в его мире. Правда, взрослый научился разными способами защищаться. Он может объединяться с другими, чтобы оказаться лучше во оруженным против опасностей и угроз, но это не ме-
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!