Историческое развитие смычково - струнного исполнительства



Вибрация – один из элементов певучести. Она тесно связана с эмоциональным подъемом исполнителя и эмоционально воздействует на слушателя. Степень воздействия вибрации на слушателя можно определить по простому опыту. Например, небольшое кантиленное произведение, написанное для скрипки или виолончели, послушаем без вибрации. Данное произведение, как пишет Струве, «не дойдет» до слушателя, «не захватит» его. Сущность произведения не будет полностью раскрыта.

Вопрос о том, когда появилась вибрация как исполнительский навык в историческим развитии струнного исполнительства, остается открытым.

Зигфрид Эбергарт (немецкий скрипач и педагог) пишет, что жизнь звука без вибрации немыслима, так как исполнитель достигает выразительности именно благодаря вибрации.

Струве Б. А. считает, что вибрация впервые появилась в сольном исполнительстве, так как исполнитель должен показать максимальную выразительность. Возможно, стремление подражать голосу явилось одним из факторов, способствующих зарождению вибрации в сольном исполнительстве. В ряде школ применение вибрации рассматривается именно как подражание певческому голосу. Он приводит в пример исполнительство на лютне. Вибрация в сольном исполнительстве принимает большое значение. Расцвет исполнительства на лютне падает на эпоху Возрождения – 15-17 века. С 17 века лютня вытесняется скрипкой.

Мерсенн (1636 год) анализирует навыки игры на этом инструменте. Подробно останавливается на группе приемов так называемого «дрожания». Как пишет Мерсенн, прием «вибрато» применялся и на лютне.

Вибрация как краска звуковой палитры исполнителя была известна и виолистам.

Руссо в своем сочинении обозначает вибрацию на виоле да гамба специальным термином. В основном выполнение вибрации сводится к следующему: пальцы прижимались друг к другу, один опирался на струны, другой легко ударял струну. Получалось большое натяжение струны. Из-за чего звук повышался. При поднятии пальца, который ударял струну, звук понижался. Такое чередование создавало певучий звук при гамбной игре. Такой прием похож на прели современного виолончелиста.

Известно, что вибрацией пользовались французские гамбисты первой половины 18 века Готман и Могар. Сольная игра на гамбе в их исполнении достигла большого совершенства. Мерсен считает, что равных им не было.

Также вибрацией пользовался гамбист Альфонс Ферабоскс.

Могар полагает, что Ферабоско первый указал способы игры на гамбе в Англии. Во второй половине 16-18 веков сольная игра на гамбе в Англии получает большое развитие.

Скрипка, которая появилась в середине 16 века, сначала играла незначительную роль. В то время вибрация применялась едва ли. Нет, к сожалению, сведений о применении вибрации в скрипичном исполнительстве на этой стадии.

Джиованни Габриэле (1557-1612, Венеция) дал скрипке определенную роль ведения голоса. Далее Монтенверди (1567-1643 г.) большое внимание уделял смычковым инструментам. Он выдвигал скрипку на первый план.

Сольная литература по скрипке появилась во времена Биарджио Марини (вторая половина 17 века), который написал скрипичную сонату.

После появления сольной литературы, с середины 17 века, технические возможности на скрипке получают большое развитие. В 1669 году М. Кельц доводит позиционную смену до шестой позиции.

Вестгоф, поразивший своей игрой двор Людовика 14 в Версале, исполнял аккорды, которые требовали значительных растяжений между пальцами. Это сложная форма движения левой руки по грифу.

Вальтер (вторая половина 17 века) вводит двойные трели, арпеджио на трех-четырех струнах, что говорит о возросших технических возможностях.

Основателем скрипичного искусства можно с полным правом считать Корелли (1653-1713 гг.), техника скрипичного исполнительства которого была на огромной высоте.

Итальянский скрипач Джеминиани (1680-1762) создал собственную школу исполнения игры на скрипке. Например, нарастание звука на одной ноте и резкое падение на пиано – это сложные средства звукового выражения, которые впоследствии будут испльзовать композиторы последующих эпох.

В предисловии своей «школе» игры Джеминиами пишет: «Задача музыки не только радовать слух, но и выражать чувства, эмоции, изображать страсти» (7.с.25). Эта же задача, выполнение которой невозможно без использования вибрации, решается и в творчестве Виотти.

Но первые конкретные сведения о вибрации на скрипке встречаются лишь во второй четверти 17 века. Так, француз Мерсенн в 1636 году пишет о вибрации: «Дрожания и колебания левой рукой… принуждают слушателей признаться, что скрипка является королевой инструментов» (7.с.39). Именно тогда зарождается сольная скрипичная литература.

Таким образом, вибрация тесно связана с сольным струнно-смычковым исполнительством, что потребовало более эффективных средств эмоциональной выразительности.

 

Библиография

 

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1972 г.

2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Санкт-Петербург, 2004 г.

3. Ауэр Л. Среди музыкантов. Изд. М. и С. Сабашниковых. М.1927 г.

4. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. Музыка. М., 1978 г.

5. Борисяк А. Очерки школы Пабло Казальса. М. 1929 г.

6. Корредор Х. М. Беседы с Пабло Казальсом. ГМИ. Ленинград, 1960 г.

7. Струве Б. А. Вибрация на струнных инструментах. Изд. «Тритон». Л., 1926 г.

8. Струве Б. А. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. Госмузиздательство. Л., 1933 г.

9. Советская музыка. №6, июнь,1953 г.

10. Углов А. Рецензия на книгу Б. А. Струве «Вибрация на струнных смычковых инструментах».

11. Штейнпресс Б. Музыка 19 века. Популярный очерк. Часть первая. Классицизм и романтизм. Советский композитор. М., 1968 г.

12. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. Музыка. М., 1983 г.

13. Ямпольский И. Фридрих Крейслер. М., 1975 г.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!