Анатомо-физиологические основы вибрации



Струнно-смычкового исполнительства»

Автор Шишко С.А.

Вибрация – один из необходимых исполнительских навыков. В науке выделяются основные принципы изучения вибрации.

Один из них выражает физиологическую сущность, подразумевает особую двигательную функцию организма (верхней левой конечности). Вибрация относится к сложному виду так называемых «вторичных автоматизмов», которые контролируются активным вниманием. Поэтому вибрация является техническим навыком игры в области тоновой техники. Вибрация является навыком, требующим развития.

Второй принцип подразумевает работу правой и левой руки, координацию в работе левой (вибрирующей) и правой (извлекающей звук). У музыканта должна быть способность к одновременному воспроизведению различных по форме и цели движений.

Третий принцип рассматривает вибрацию как важный фактор певучести звука, как художественный элемент игры. В этом значении вибрация является «краской» звуковой палитры исполнителя.

Вибрация не ограничивается лишь анатомо-физиологической областью.

Четвертый принцип предполагает рассматривать вибрацию лишь как средство в процессе исполнения музыкального произведения. Нельзя вибрацию понимать как самоцель.

Пятый принцип связан с историей исполнительства. Вибрация рассматривается как средство в руках исполнителя и связана с историей струнно-смычкового исполнительства.

При изучении вибрации следует учесть следующее:

1) анатомо-физиологические основы вибрации в связи с механикой и акустикой ее;

2) вибрация как художественный элемент игры в связи с историческим развитием струнно-смычкового исполнительства;

3) методика развития вибрации  у учащегося.

Термин «ВИБРАЦИЯ» имеет несколько значений. Во-первых, применяется к голосу певца. Во-вторых, относится к игре на струнно-смычковых инструментах. Нас интересует второе значение термина.

Проблема, связанная с извлечением приятного звука, является одной из тех проблем, которые остаются наиболее важными для струнников. Звукоизвлечение не зависит ни от волоса смычка, ни от канифоли, ни от перемены смычка на струнах. Чтобы добиться певучего звука, необходимо использовать все свои психические и душевные возможности и опыт великих мастеров. Нужно иметь прирожденный инстинкт, физическое предрасположение, дар усвоения и схватывания. Приобретение красивого и чистого звука является – настоящая наука, которой необходимо учиться постоянно.

Вибрация – дрожащий звук, вызываемый быстрым колебанием пальца на прижатой им струне.

Цель, которую преследует вибрация – придать большую выразительность музыкальной фразе или отдельной ноте фразы. Вибрация является средством усилить эффект, сделать красивее певучий пассаж или отдельный звук. К несчастью, певцы и инструменталисты часто злоупотребляют этим эффектом. Многие считают вибрацию средством для сокрытия плохой интонации или неприятного звука.

Прием вибрато применяется чрезвычайно широко, хотя на рубеже веков скрипач-виртуоз Л. Ауэр (1845 – 1930 г.) рекомендовал «умеренное использование вибрации», считая, что «слишком частое применение этого средства уничтожает цель, ради которой его употребили».

В применении вибрато современные струнники выступают скорее преемниками Ф. Крейслера, который вибрировал все ноты, продолжительностью превышающие четверть секунды. Венского скрипача Фрица Крейслера можно назвать революционером в области исполнительства. Одновременно с Крейслером прокладывали новые пути виолончелист Пабло Казальс и пианист Ферруччо Бузони. Стилистический переворот созревал на протяжении конца 19 и первой половины 20 веков.

Каждому струннику знакома потребность озвучивать самые выразительные точки мелодии. Так как ощущение от вибрирования очень субъективны, струнники нередко выставляют аппликатуру исходя из собственного пристрастия к вибрированию вторым или третьим пальцем. Непременно должен быть провибрирован хотя бы один из звуков, соединяемых посредством певучего скольжения.

Общая тенденция развития инструментального исполнительства нашего времени – стремление к повышению выразительности. Рост элементов новой выразительности идет путем внутреннего раскрытия и обогащения экспрессивных возможностей инструмента. Это требует обогащения тембровых возможностей инструмента, что сказалось на новом понимании струнниками роли вибрато и портаменто. Вибрато придает интенсивность звуку. Э. Курт писал: «Вибрато находится в родстве с некоторыми мелодическими украшениями. По существу, трель есть более развитая, более грубая форма вибрато, выводящая выдержанный тон из состояния покоя». (2.с.61)

Расширение приемов выразительности (вибрато, портаменто, аппликатуры) преобразили технику игры на струнных инструментах.

 

Анатомо-физиологические основы вибрации

Вибрация – это определенный мышечный навык. В работе Дистеля, под вибрацией понимается колебание антагонистической мускулатуры плеча, которая движет предплечьем в локтевом суставе вокруг двух точек покоя – пальцевой подушечки и точки приложения большого пальца к шейке скрипки.

Б. А. Струве уточняет данное определение и пишет о трех основных формах вибрации при игре на смычновых инструментах. Первая вибрация – плечевая вибрация (или локтевая). Вторая – предплечевая (кистевая) вибрация в условиях игры на скрипке. Третья – вращательная вибрация (игра на виолончели, контрабасе). При виолончельной вибрации появляется другой вид колебательного движения руки. Главную роль играет вращательное движение предплечья.

Ученые поднимают следующий вопрос: как вибрация влияет на звук? На этот счет существуют различные точки зрения.

Михайловский считает, что вибрация есть непрерывное повышение-понижение звука. Шпор писал, что вибрация состоит из качаний или колебаний взятого звука, который может звучать то выше, то ниже чистой интонации. А. В. Рабинович отмечает, что с одной стороны музыкант слышит звук определенной высоты, хотя с другой стороны звука определенной высоты не существует, высота постоянно изменяется из-за вибрации.

Струве выделяет особый вид вибрации правой рукой – смычковую вибрацию (открытие Пабло Казальса). Подобная вибрация применяется, например, в тремоландо Брамсовой сонаты.

 

Виды вибраций на виолончели

1. Локтевая (плечевая) – автор Дистель – также имеет место в игре на скрипке. На виолончели локтевая вибрация используется в средних регистрах, особенно на ставке. Определяется как сгибательное и разгибательное  движение в суставе (рука уже стоит под другим углом).

2. Вращательная (относится и к контрабасу, косвенно к скрипке).

Главное отличие между применением вибрации на скрипке и виолончели: при вибрации на виолончели появляется своеобразный вид колебательного движения руки (вращение лучевой кости вокруг локтевой), то есть, в основном супинация и пронация, которые в последовательности приводят к вибрационно-колебательному движению левой руки в нижних позициях.

Локтевая и вращательная формы вибрации могут друг с другом переливаться, создавая целый ряд промежуточных форм. Большую роль занимает здесь индивидуальность руки и суставов. У многих виолончелистов вращательная форма (даже в первых позициях) не ярко выражена и ясно переходит в локтевую, а у других наоборот очень ярко выражено, уступая место локтевой только на ставке. Сочетание первого и второго пальцев – вращательная комбинация, а с четверным пальцем – локтевая (смешанная).

В вибрации важна амплитуда и частота колебаний: чем выше звук, тем меньше амплитуда и быстрее частота (темп) ее и наоборот. Таким образом, определенное соотношение амплитуды и частоты колебаний будут рождать определенный результат исполнения.

Особенности виолончельной вибрации с физиологической точки зрения:

- пассивно – выравнительные  движения в суставах большого пальца

- форма вибрации с физиологической точки зрения нередко меняется. При октавах на ставке используется локтевая форма. Однако в первых позициях эта форма принимает характер вращательного движения и локтевая вибрация отсутствует.

Данная система имеет применение на виолончели, а не на скрипке.

Беккер пишет о вибрато в позициях: «Особого внимания заслуживает столь важное для левой руки вибрато. Рассмотрим проблему с физиологической стороны. Левой руке выпадает двоякая задача. Она должна для достижения звука определенной высоты укорачивать струну и одновременно посредством вибрации одухотворять звук. В нижних позициях это главным образом вращение предплечья, причем кисть действует как колеблющаяся масса и имеет значение ее физическая тяжесть. Для того чтобы размах кисти проявлялся не заторможено, напряжение плеч и плечевого пояса должны быть в значительной степени уменьшены.

В позиции ставки вращения предплечья преобразуется в сложный вид качающихся движений». (4.с.111.)

Очень важно значение физической тяжести кисти как колеблющейся массы. Работа мышц не должна быть ни в коем случае больше, чем того требует натяжение и эластичное противодействие струны.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!