With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 55 страница



 

Jung, Modern Man in Search of a Soul, CW v. 16, p. 159 Preller-Pobert, Griechiche Methologie, 4th edition, Weidmann, Berlin, 1894. vol.l, p.319


Исследование сновидений 109

 

крепости Берн. При желании таких примеров можно привес­ ти достаточно много. Основывается этот символизм на хо­ рошо известном факте, что медвежата в первое время осо­ бенно беспомощны, а медведица ведет себя исключительно нежно и самоотверженно по отношению к своим детям. На это особенно обращали внимание Плиний и Плутарх. Нет сомнения в том, что символом материанства в подавляю­ щем большинстве случаев была медведица, этот факт под­ тверждается огромным психологическим материалом. Сим­ волизм волка не столь четкий и прямой. Также как и мед­ ведь, волк отражает символ матери, но только в этом слу­ чае акцент делается, главным образом, на материнских ин­ стинктах, проявляющихся в любви к странникам, изгнанни­ кам, т.е. к тем, кому грозит опасность. В Римской мифоло­ гии существует один такой,всем хорошо известный пример, когда волчица вскормила двух основателей Вечного Города. Однако в мифах других народов волк играет опасную и да­ же жуткую роль. Даже в римской мифологии волк не всегда несет положительные качества. Лупа, или волчица, была распространенным термином для проституток, что является уже прямой антитезой материнского аспекта женщины. Оче­ видно, что это имя стало использоваться для прозвища про­ ституток благодаря хищной природе волков. Для Данте волк - символ скупости и жажды владения материальными ценностями*. В греческой мифологии волк, этот свирепый обитатель мрачных и непроходимых лесов, олицетворяет со­ бой уничтожающую силу чумы или "чумы бубонной, во мра­ ке идущей"**, противопоставляется доброму свету, Апполо-ну, другое имя его - Lykios (от Lykos, волк), то есть бог, от-ганяющий крадущихся волков от стадаили отар). В сканди­ навской мифологии волку отводится особенно характерная роль. Он - дьявольский обитатель пустыни, Демон. А раз так, то он наделен силой "дурного глаза". Зловещая роль волка как "оборотня", или человека-волка, всем хорошо известна, поскольку это самый излюбленный образ, принимаемый кол­

 

ем. "Божественная комедия", ч.2. Чистилище. XX. 10.

 

Интересно, что для краснокожих индейцев Северной Америки волк - олицетворение тусклой, болезненной луны, противопоставление силе света (См. Krickebery, Indianermarchen aus Nordamerika, Diederichs, Jena. 1924. ρ 373)


110                                                                                      Герхард Адлер

 

дунами и ведьмами. Отголоски этого слышатся до сих пор в различных сказках и историях.

 

Но самое сильное выражение зловещей и деструктивной природы волка можно найти только в Эдде, в саге о Волке Фенрире. Великанша Ангрбода, пророчица зла, порождает вместе с Локи трех хтонических чудовищ, которые принесут беды и разрушения богам и людям: Хель, богиню подзе­ мелья, змея Мидгарда и наиболее ужасного из всех, беспо­ щадного волка Фенрира. Когда наступит конец света и бо­ ги вступят в смертный бой с великанами, то именно Фен-рир проглотит самого могучего бога Одина. Все вместе они представляют огромную опасность для мира, символизируя собой конец света*. Интересную параллель, прямо относя­ щуюся к нашему сновидению, легко заметить именно в скандинавской мифологии, где говорится, что сразу же после рождения все чудовища очень быстро выросли и пре­ вратились в опасных зверей. А вот еще одна точка сопри­ косновения с нашим сном: волк очень тесно связан со змеей и с ее эквивалентом - первобытным червем - дра­ коном, а в скандинавской мифологии волк Фенрир и змей Мидгард - братья. В сновидении смысл волка, его значе­ ние, очень четко связаны со свирепой и хищной натурой этого зверя, олицетворяющего мрачную, страшную природу подземного мира.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!