With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 52 страница



 

Во время анализа открылось, что, за исключением их пер­ вой встречи двенадцать лет тому назад, его так называемые амурные дела не имели под собой никакой почвы. Они не ос­ новывались даже на привязанности к какой-то конкретной личности, ведь эта девушка во всех отношениях была сущес­ твом из фантазий и функционировала просто как образ, на который проецировались его эмоции. Так что его рассказ не был выражением подлинных чувств, а был лишь симптомом его отрицательной фиксации к матери. Именно эта фиксация

 

и привела к такому жесточайшему противостоянию ко всему, что как-то связано с противоположным полом. Он создал во­ ображаемую любовную историю только для того, чтобы под­ твердить и интенсифицировать этот антагонизм, и, тем са-


104                                                                                     Герхард Адлер

 

мым, избежать необходимости взглянуть в лицо проблемам любовной и эмоциональной сторон жизни. Пациент находил­ ся в очень остром периоде и потому первые три месяца мы провели в обсуждении и распутывании основного клубка его тщательно построенной системы инфантильных реакций. Спустя три месяца пациент принес мне свой, записанный на бумаге, сон, который я привожу в этом разделе:

 

 

"Я присутствую на довольно скучной вечеринке. В углу смежной комнаты, куда я вошел от нечего делать, я обнаружил двух игрушеч­ ных животных. Одним из животных был обыкновенный игрушечный плюшевый мишка, а другим - волчонок. Волчонок был в четверть размера мишки, но лапы его имели очень острые когти, которые показались мне настолько живыми, и настолько опасными, что я ис­ пугался - ведь он мог просто схватить ими меня за шиворот. Поэ­ тому я постарался поступить так, чтобы он не мог обойти меня сбо­ ку и ухватить когтями за шею. А затем я позволил волчонку рвать когтями шерсть медведя, которого уговаривал не бояться,так как постоянно наблюдал за тем, чтобы ему не причинил никакого вре­ да этот злой волчонок. Но вот, внезапно, волчонок вырвался из мо­ их рук и тут же бросился прочь из комнаты и из дома, и вдруг я по­ нял, что на воле он очень быстро превратится в большого и очень опасного зверя. Кто-то сказал, что то. что я испытал - это перво­ бытный червь, гигантская змея, окружающая мир, или иначе гово­ ря, дракон, враг человека".

 

 

Этот сон произвел глубокое впечатление на пациента, но при этом никаких явных ассоциаций провести не удалось. Для того, чтобы вызвать бессознательное к ответу, я предло­ жил ему попытаться создать картину "гигантской змеи, окру­ жающей мир". Пациент с энтузиазмом воспринял мое пред­ ложение. Через два дня он принес мне не одну, а целых пять картин. Интересно, что заканчивая первый рисунок, пациент рассказал, что вдруг почувствовал непреодолимый импульс продолжать рисование, из-за чего он не выпускал перо всю ночь. Более того, он сказал, что картины получались как бы сами собой, совершенно спонтанно, без какого-либо контро­ ля со стороны его сознания, или желания. Заметим, что это


Исследование сновидений 105

 

типичное состояние для процесса активного воображения. Прекратить работу пациенту позволило чувство глубокого облегчения и исполненного долга, наступившее после окон­ чания пятого рисунка. Что же касается смысла рисунков, то для пациента они оказались, пожалуй, еще большей загад­ кой чем само сновидение.

 

Описать ассоциации, связанные со снами и с рисунками, пациент не смог. Из этого мы можем заключить, что симво­ лизм его сна, а также рисунков, возник из психического уровня, лежащего за пределами досягаемости сознания па­ циента, то есть он (символизм) наполнен не личным содер­ жимым, а скорее, архетипами - проявлениями коллективно­ го бессознательного. Вопреки нашей обычной практике ис­ пользования ассоциаций пациента, мы, столкнувшись с та­ кой ситуацией, можем совершенно оправданно вмешаться в нее и использовать наши знания о коллективном символиз­ ме, и если мы действительно хотим разгадать смысл этого содержимого, то такое вмешательство становится основой нашей тактики. В дальнейшем я буду использовать интер­ претацию нашего метода амплификации, то есть буду ис­ пользовать соответствующие рисунки в области мифологии и фольклора.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!