Звучит романс на слова Л.Квинт в исполнении М.Аверина)



 Мне не коснуться тонкого запястья —
На это у меня надежды нет.
И всё ж не откажи, прошу принять на счастье
Подарок мой — гранатовый браслет.

Как музыка бетховенской сонаты,
Как капли крови сердца моего,
Согреют жизнь Твою старинные гранаты —
И больше мне не надо ничего.

Нет у моей любви к Тебе условий.
Мой сладкий бред — и счастье, и беда.
Как крылья гордых птиц, взметнувшиеся брови
Велят: "Оставь надежду навсегда".

Браслет гранатовый,
Не брильянтовый, не жемчужный,
Возможно, покажется
Безделушкой ненужной.

На фоне музыки читать стих.Звучит «Лунная соната» Бетховена.

 Она так же живёт не спеша,
Та же дача у моря, обрыв;
И терраса, как каменный сад,
Тонет в тьме виноградной лозы...

Она так же живёт не спеша
Много странных, потерянных лет...
Но бывает, шепнёт Ей душа:
"Где гранатовый Твой браслет?"

И сорвётся вдруг что-то внутри,
На щеке оставляя след,
И бессмертной сонаты мотив
Звуком страсти зальёт весь свет.

Та любовь, что все знает пути,
Прошла мимо. Не стала ждать.
"Я тебя, прежде чем найти,
Так нелепо смогла потерять...
Ты простил?" - тихо шепчет Она.
И ответа с надеждой ждёт
Его голос несёт тишина:
"Да святится имя Твоё..."

 

· В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)

· Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,

прижалась к нему и плакала...».)

· О чем говорят слезы Веры?

(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)

 

Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения

позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и

искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат

слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно

такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны

мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из

вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна.

 

Сверток маленький хранил в себе футляр.

Для княгини Веры Николаевны,

В нем браслет гранатовый лежал,

К Дню рождения подарок каменный...

В окаёме золотых оправ,

Пусть дешёвых, невысокой пробы,

Камешек зелёный, словно граф,

Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -

Оберег от смерти и обмана,

Звал владельца: "Только пальцем тронь,

Будущее выйдет из тумана...",

Зазвучит бетховенский мотив

Третьей части "Аппасионаты",

И слова: "Люблю, доколи жив!" -

Будут долго повторять гранаты...

 

Появление Веры Николаевны предваряет пейзажная зарисовка. Осень. Сентябрь.

 

Почему Куприн включает пейзаж в первую и вторую главу и только затем обращается к образу Веры?

 

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности жизни. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

 

Внешняя недоступность заявлена её титулом – она жена предводителя дворянства).

 

- Как автор выявляет душевное состояние Веры?

 

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

 

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

 

Зачитать 2 главу (со слов «Теперь она ходила по саду).

 

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами»).

 

Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

 

(Жизнь знатных людей подчиняется своим правилам. Они должны одеваться по моде, держать лошадей, давать обеды и балы. На именины Вера ждёт гостей, которых приглашает её муж.)

 

Кто выделяется среди них?

 

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

 

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

 

Верно. Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

 

Когда происходит завязка действия рассказа?

 

(В день именин Веры – 17 сентября

 

Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?

 

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж. – браслет.)

 

Наверное, действительно, подарок Г. С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

 

Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

 

(Для него браслет – фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)

 

Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

 

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

 

Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

 

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

 

Вера взволнована, а как ведут себя близкие ей люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

 

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

 

Они смеются над чувствами другого человека, а способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?

 

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

 

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

 

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её муже, для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, – «так… какая-то кислятина…»)

 

А какова любовь самого генерала Аносова?

 

(гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

 

Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

 

Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.

 

(гл. 6. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист переодевается в трубочиста, становится судомойкой, превращается в монаха, герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

 

Но это история, сочинённая Шеиным, а что нового узнали об этом Г. С. Ж. из рассказа Веры генералу?

 

(Гл. 8. Г. С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т. д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

 

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

 

( «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? – может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

 

Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь?

 

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

 

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

 

(Вера просила «прекратить эту историю».)

 

Может, ему стоило уехать?

 

(От любви не скроешься никуда.)

 

- Сейчас мы увидим фрагмент фильма «Гранатовый браслет». Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из письма?

 

Сопоставьте Желткова с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

 

(Гл 11. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.»)

 

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

 

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

 

Прочитайте финальную главу – В. Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?

 

(гл. 13. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

 

… Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

 

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

 

… ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. . в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

 

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

 

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

 

Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII)

 

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

 

Герой умирает. Почему единственное их свидание – прощание В. Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

 

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

 

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? ? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Счастливы ли герои? Или что-то другое хотел сказать автор?

 

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

 

Какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В. Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

 

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

 

Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

 

(Нет. Богатым можно всё. Но маленький чиновник…)

 

Способен ли кто-то, кроме Веры, приблизившейся к душе Желткова уже после его смерти, понять чувства этого человека при жизни?

 

(Да, его чувства понятны Шеину. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); « я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать». (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

 

Почему автор дал главному герою имя Георгий?

 

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

 

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

 

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

 

– Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит призывом писателя ценить и оберегать любовь как высшую ценность человеческой жизни.

 

Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

 

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

 

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

 

Вывод: Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

 

Завершить урок хотелось бы словами Куприна, мы уже упоминали их на прошлых уроках: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». (А. И.Куприн. Письмо Ф. Д.Батюшкову (1906 г.)

 

 

Но вот главный вопрос, который поставил перед нами писатель, очень даже интересный. Что из себя представлял Георгий Желтков? Действительно ли он так любил княгиню Веру, или она была для него чем-то вроде фетиша, которому он посвятил свою жизнь?

Очень сложный вопрос, скажу я вам. Для начала давайте посмотрим на несколько цитат из произведения:

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость.

Такой видит любовь Александр Куприн, и именно по образу и подобию своих представлений он создает персонаж влюбленного - несчастного Желткова. Вот как звучит понимание любви из уст писателя : ради любви - отдать жизнь, пойти на мучение.

 Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

А это слова самого влюбленного, и тут у меня сразу возникло подозрение. Как можно проверить себя? Сумасшедший находится "внутри системы", без стороннего наблюдателя любые выводы о своем состоянии будут искажены.

Да и если Богу было угодно таким образом вознаградить Желткова, то не является ли самоубийство прямым нарушением Его воли? Да, я понимаю, Желтков пошел на этот тяжелый грех ради объекта своей любви, но разве воля Бога не является абсолютной?

Поэтому лично я склоняюсь к версии, что Желтков был одержим любовью. Его последний подарок в виде гранатового браслета был чем-то вроде крика о помощи от душевнобольного человека, который уже не мог сдерживать себя и шел "вразнос".

Ну и напоследок - было ли будущее у Княгини и "телеграфиста"? Более, чем уверен, что нет. Слишком разные "весовые категории" у этих персонажей. Да, у Веры уже не было страсти к мужу, но менять свой устоявшийся быт на "шалаш" она бы никогда не стала.

 

При всем уважении и к Куприну, и к создателям фильма - я этого сюжета никогда не понимала. Я все-таки с тургеневским Базаровым согласна: "Всю жизнь поставить на карту женской любви" - это глупо. "Пойти на мучение" имеет смысл, когда это кому-то поможет - а его самоубийство кому помогло? Нет, господа, любовь - это когда спиной к спине друг с другом - и в бой! А муж - есть к нему страсть или нет (кстати, после некоторого количества лет супружеской жизни и достижения определенного возраста отсутствие страсти - это нормально) - это все-таки муж, и предавать его... а была бы такая женщина достойна великой любви - которая самого близкого человека предала (если бы она так поступила)? Такое вот неразрешимое противоречие получается.

 

Мне кажется, при всем восхищении фильмом и актерами автор упустил один момент: в фильме Куприн говорит о замысле рассказа- противопоставить модным в то ( и в наше) время тенденциям воспринимать любовь как желание обладать, сексуальное влечение , недаром был упомянут Арцыбашев- модный на рубеже веков писатель. А автор хотел описать другую любовь, ту, о которой говорил генерал Аносов: самоотверженную, не требующую даже ответа. Для Желткова это чувство, как и музыка, стало тем, что из обычного « маленького человека», чиновника сделало Человеком.

Как писал Пушкин, « Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим».

Рассказ Куприна- это протест против нарождающихся теорий « выпитого стакана воды», которые привели к тому , что секс стал заменять понятие любви.

 

 

Сам Шеин ответил на все вопросы:

- Подожди, - сказал князь Василий Львович, - сейчас всё это объяснится. Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя. - Подумав, князь сказал: - Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.

И Желтков: "Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторг говорю: "Да святится имя Твоё".

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!