Методы развития певческой культуры школьников



При выборе методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков и умений, шире – развития певческой культуры учащихся 8 классов – необходимо учитывать особенности подросткового возраста, в первую очередь связанные с формированием голосового аппарата. У большинства мальчиков в этот период наблюдается процесс мутации. Поэтому при пении нужно следить за тем, чтобы они бережно относились к своему голосу, не использовали форсированный, излишне напряжённый и громкий звук. Мальчикам, у которых мутация проходит в острой форме, следует на определённый период времени воздержаться от пения, а остальным не стесняться петь «взрослыми» голосами (как правило, на октаву ниже). У девочек в этот период могут наблюдаться такие симптомы как утомляемость голоса при пении, сиплый тембр, отсутствие звонкости, трудности в воспроизведении высоких звуков певческого диапазона. В связи с этим для вокально-хоровой работы рекомендуется выбирать песни с более ограниченными тесситурными условиями (например, авторская песня).

В Хрестоматии музыкального материала для 8 класса предлагаются песни для исполнения учащимся (песенный репертуар, как известно, является самой подвижной, вариативной частью содержания учебной программы). Учителю необходимо проводить тщательную подготовку к разучиванию нового вокального репертуара (распевание, «разогрев» певческого аппарата на фрагментах известных песен), чаще прибегать к вокализации доступных с вокальной точки зрения основных тем инструментальных сочинений, чередовать пение с другими видами исполнительства – дирижированием, пластическим интонированием, ритмическими аккомпанементами и др.

Большой интерес у школьников-подростков может вызвать такая форма работы как инсценировка фрагментов классических опер, а также современных мюзиклов, рок-опер, в которых они могут проявить себя не только как солисты, участники ансамбля или хора, но и как сценаристы, художники-оформители, костюмеры, музыканты-исполнители. Конечно, учителю музыки необходимо будет подготовить соответствующие аранжировки вокальных и хоровых партий, подобрать вместе с учащимися фонограммы в нужных тональностях и пр.

Частные методики развития голоса в период мутации следует использовать деликатно, соотнося их с возможностями звучания каждого конкретного класса.

Методы актуализации жизненно-музыкальных впечатлений в контексте самостоятельной работы, проектной, исследовательской, досуговой деятельности.

Данная группа методов предполагает расширение представлений учащихся о роли создателей (композиторов), исполнителей и интерпретаторов, слушателей («потребителей») музыкальной культуры разных направлений (включая массовую музыкальную культуру) на основе «выходов» за рамки урока музыки, выполнения творческих заданий, связанных с закреплением и расширения музыкально-слуховых представлений школьников о роли и месте музыкального искусств в жизни современного человека, их собственной жизни (социальная функция).

Творческие проявления учащихся могут выражаться: а) в оригиналь­ных высказываниях по поводу содержания изученных музыкальных сочи­нениях; б) в их индивидуальной оценке с множественными мнениями; в) необычности интерпретации музыки в процессе ее исполнения; г) в поиске путей взаимодействия музыки с другими видами искусства при разработке и защите проектов (предметных, межпредметных, инте­гративных), организации досуга (включая семейный); г) в процессе фор­мирования портфолио учащегося (участие в олимпиадах, конкурсах, му­зыкальных марафонах и т.п. музыкально-эстетической направленности).

Методы и приемы работы с текстовыми материалами учебного пособия и тетради. Текстовой материал учебника и тетради для 8 класса складывается из заголовков разделов и разворотов, образных эпиграфов, информационных текстов, раскрывающих содержание учебной темы, раздела, фрагментов проза­ических и поэтических произведений разных авторов, эпистолярного на­следия композиторов, исполнителей, исторических личностей, вопросов и заданий для учащихся, подписей под репродукциями, фотографиями, музыкальных понятий и терминов, «эмоционального словаря», элементов навигационного аппарата (специальные знаки, указывающие на тип заданий для учащихся).

В процессе работы с текстовыми материалами используются следующие методы и приемы обучения:

– чтение информационных текстов учебного пособия или тетради (вслух, «про себя»), вы­деление в них ключевых слов, фраз с целью осознания их главных идей, смыслов, содержания;

– чтение текстов учебного пособия или тетради учащимися «по цепочке» с комментариями учителя или одноклассников, актуализирующими жизненно-музыкальный и эмоциональный опыт школьников;

– составление устного плана прочитанного текста с целью осознания его содержания, понимания последовательности изложения информации;

– освоение литературных текстов учебного пособия или тетради (поэзия, проза), поиск со­ответствия образа литературных сочинений образному строю музыки, вы­деление сходных и различных средств художественной выразительности;

– использование метода «тождества и контраста» в процессе поиска ху­дожественных аналогий;

– самостоятельный подбор литературных сочинений к музыкальным образам (из учебников 5 – 8 классов, а также других источников – учебники по дру­гим предметам, книги для внеклассного чтения, школьная или домашняя библиотеки, сеть Интернет);

– использование литературных образов учебника (включая эпиграфы) в качестве установки на восприятие незнакомых сочинений;

– осознанное восприятие заданий из учебного пособия или тетради, их выполнение на основе множественности трактовок музыкальных сочинений;

– работа с литературными текстами, формулировками вопросов и за­даний в процессе диагностики успешности усвоения учебных тем, разде­лов учебного пособия;

– расширение речевого и эмоционального словаря учащихся при размышлениях об услышанной и исполняемой музыке с использованием ключевых слов текста учебника;

– развитие навыков подбора музыкальных аналогов к литературным произведениям, умений составлять короткие сценарии театрализаций, музыкально-литературных композиций;

– использование литературных, художественных ассоциаций в процессе разработки и защиты творческих проектов;

– работа с «Творческой тетрадью», применение навыков письменной речи при выполнении заданий, составлении афиш, программ концертов и т.п.

Тетрадь – это своеобразный дневник музыкальных, художественных впечатлений школьников. Её содержание направлено на осмысление полученных знаний, формированию умений применять их в новой ситуации. Такие рубрики, как «Моя фонотека», «Моя видеотека», «Моя библиотека», «Телевизионные передачи», «Музыка и видео в Интернете», «Музыкальный словарь», «Результаты моей музыкальной деятельности», могут послужить основанием для диагностики успешности развития музыкальной культуры детей, достижения планируемых результатов, степени развития универсальных учебных действий. К сожалению, приобретение творческих тетрадей для уроков музыки не разрешается органами образования на средства родителей. Можно на уроках использовать ксерокопии отдельных страниц тетради или создание собственной ученической тетради (в печатной или электронной формах), для которой учитель порекомендует определенные рубрики. Этот творческий продукт деятельности отдельных учащихся может стимулировать развитие их познавательных интересов, информационных компетенций [17].

Методы и приемы работы с нотными примерами (нотной графикой) учебника и творческой тетради. Графическая и нотная запись главных интонаций, мелодий-тем изучаемых музыкальных сочинений на страницах учебника и творческой тетради предполагает осознание школьниками музыкального языка и может использоваться в разных видах их музыкально-практической деятельности. Работа с графикой и нотными примерами на уроке стимулирует возникновение интегрированных представлений учащихся – зрительных, слуховых, тактильных («слежение» пальцами рук за «движением», развитием мелодии, записанной на нотной строчке). Приемы наблюдения за развитием музыки в опоре на нотную запись могут быть направлены на:

а) понимание звуковысотной и ритмической основ главной мелодии прослушиваемого или исполняемого произведения;

б) изучение знаков нотного письма как средства фиксации музыкальной речи для передачи разнохарактерных образов;

в) выполнение регулятивных универсальных учебных действий на сопоставление различных выразительных и изобразительных интонаций, контрастных тем-характеристик музыкальных образов;

г) разучивание партии того или иного голоса, музыкального инструмента при коллективном, групповом индивидуальном музицировании;

д) понимание структурных элементов музыкальной формы (поиск фразировки, контраста между частями сочинения, варьирования материала, его повторов) и др.

Методы и приемы музицирования. Данная группа методов и приемов обучения направлена на:

· осознание содержания, характера, эмоционального строя музыкальных образов в процессе музицирования;

· различение различных тембров голосов хоров и тембров музыкаль­ных инструментов (народных и профессиональных); 

· соотнесение их звучания с их изображением, изображением исполнителей на страницах учебников и тетрадей;

· подбор ритмического сопровождения к пьесам, песням, предназначенным для исполнения хором, ансамблем, оркестром;

· исполнение ритмических формул музыки с ориентацией на графическую и нотную запись;

· освоение приемов игры по ритмическим партитурами – правила «чтения» партитуры, понимание обозначений-символов инструментов или простейших движений; освоение умений правильно держать музыкальные инструменты при исполнении пьес;

· овладение приемами звукоизвлечения, выразительными движениями рук, ног, корпуса в процессе пластического интонирования, «свободного» дирижирования, создания пластических импровизаций, драматизаций;

· применение полученных способов деятельности и коммуникативных универсальных действий в пении, инструментальном музицировании, в самостоятельной творческой деятельности;

· развитие умений импровизировать на заданную интонацию, завершать предложенную мелодию (вокальные импровизации), импровизировать на заданный ритм в характере пьесы, создавать собственные варианты ритмического сопро­вождения к песенной, маршевой, танцевальной музыке;

· использование танцевальных движений для передачи выразительной основы музыкального образа (программной, непрограммной, музыки из сценических произведений – опер, балетов, мюзиклов, рок-опер) и т.п.

Методы работы с художественными рядами учебника и тетради, иллю­стративными материалами. Художественный ряд учебника и тетради складывается из репродукций известных живописных полотен русских и зарубежных художников разных стилей и творческих направлений, репродукций изображений архитектурных и скульптурных памятников, графических полотен, изделий декоративно-прикладного искусства, ико­нографии, фрагментов интерьеров храмов, церквей, фрагментами декораций сценических произведений.

Учебник по музыке для 8 класса широко иллюстрируется тематическими рисунками художников-оформителей – изображения исполнителей, слушателей, жизненных ситуаций бытования музыки (народной и профессиональной), музыкальных инструментов, слушателей и исполнителей музыки, разнообразных «подложек» под тексты – нотных, графических, живописных и др. Зрительный ряд включает также документальные фотографии – портреты композиторов, исполнителей, фрагменты из сценических произведений (опера, балет, мюзикл, театральный спектакль, рок-опера), афиши, программы концертов, кадры из художественных кинофильмов, мультфильмов и др.

Художественное оформление учебника дает возможность авторам в отдельных случаях структурировать их содержание и выделять материал в отдельные рубрики – «Картинная галерея», «Галерея религиозных образов» и др.).

Методы и приемы работы с художественными рядами учебника и  творческой тетра­ди для 8 класса могут включать в себя:

– поиск ассоциативно-образного родства музыкальных произведений и других видов искусства по содержанию образных сфер, тематики, жан­рового и стилистического единства;

– выявление «сходства и различия» средств художественной вырази­тельности (языка) при сопоставлении музыкальных сочинений и произ­ведений других видов искусства;

– обращение к художественным образам для создания установки на восприятие музыкальных сочинений;

– осознание синтеза искусств в вокальных, программных инструментальных, сценических произведениях, в кино и театре;

– включение художественных образов разных видов искусства в процесс диагностики эффективности усвоения учебных тем, разделов в частности, музыкальной культуры в целом;

– расширение представлений учащихся о значении искусства в жизни людей;

– стимулирование познавательной деятельности и процесса самообра­зования, самосовершенствования на основе понимания роли взаимодей­ствия искусств в музыкальной культуре;

– применение интеграции искусств в процессе проектной и исследовательской деятельности;

– разработку и оформление «дополнительных» страниц  (на электронной основе) в учебное пособие и творческую тетрадь, расширяющих представление о той или иной учебной теме, явлении музыкального искусства;

– составление виртуальной художественной галереи на электронных носителях в процессе подготовки проектов, самообразования;

– создание школьниками персональных электронных творческих тетрадей или тетрадей на печатной основе.

Зрительный ряд учебника и тетради 8 класса позволяет в процессе их использования активизировать музыкально-слуховые представления в опоре на художественные образы, развивать «внутренний слух», музыкальную память, воображение, ассоциативно-образное мышление, вербальные процессы (речь), накапливать багаж художественных впечатлений, формиро­вать разные группы универсальных учебных действий, направленных на выработку способов анализа, синтеза произведений искусства различных жанров и стилей. Работа с художественным рядом должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера из учебника и творческой тетради.

Приемы работы с аппаратом ориентировки, навигационным аппаратом учебника и тетради. В процессе работы с пособиями для учащихся, начиная с начальной школы, необходимо знакомить школьников с аппаратом ориентировки – оглавлением, содержанием разделов, сигналами-символами – навигацией в видах музыкально-практической деятельности (послушай, спой, выполни творческое задание в тетради, сыграй, подумай, рассмотри репродукции, работай в паре, найди в музыкальном словаре, прочитай с родителями и др.).

Внимание обучающихся необходимо привлекать и к подписям под портретами, документальными фотографиями, а также к системе музыкальных понятий и терминов, которые также расположены на разворотах учебника. Следует также обучать школьников пользоваться комментариями к спискам репродукций, которые предлагаются в конце учебника для 8 класса.

В процессе работы с электронными учебниками необходимо обучать школьников ориентировке в их навигационном аппарате: использование справочников, дополнительных заданий, тестов, шкал оценивания и т. п.

Рекомендации по подготовке и защите исследовательских проектов, рекомендованных в содержании учебника 8 класса. В начале учебного года учителю необходимо познакомиться с содержанием поурочных разработок к 8 классу [19], чтобы спланировать работу по проектной и исследовательской деятельности, а также предложить учащимся сделать предварительный отбор заинтересовавших их тем проектов. Педагогу-музыканту целесообразно провести анализ содержания учебников по другим школьным дисциплинам «Литература», «Русский язык», «История», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. с целью определения таких тем, которые могут интегрироваться с содержанием учебников по музыке.

Методы использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в контек­сте содержания учебника и творческой тетради для 8 класса.

Требования ФГОС направлены на активное использование информаци­онно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе работы с УМК «Музыка». Важно, чтобы различные приемы демонстрации электронных продуктов дополняли содержание отдельных разделов и тем учебника и тетради, способствовали развитию интереса к музыке у школьников.

При разработке сценария урока музыки с использованием ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) учите­лю необходимо определить их функцию в освоении содержания учебной темы, выявить место в драматургии урока, продумать систему вопросов и заданий, направленных на усвоение учебного материала, рассмотреть наиболее эффективные методики формирования познавательных универсальных учебных действий, развития ассоциативно-образного мыш­ления. «Мыслительный маршрут» учителя – комплекс операций по ис­пользованию ИКТ – должен быть направлен на осознание и фиксацию разного рода художественной информации школьниками.

Среди заданий, обращенных к учащимся, в учебнике «Музыка» для 8 класса чаще встречаются те, в которых предлагается самостоятельно найти сведения о том или ином явлении музыкальной культуры в сети Интернет, составить с помощью сайтов Интернета коллекцию музыкальных сочинений того или иного композитора или исполнителя, подобрать зрительный ряд к музыкальным произведениям, найти видео материалы с фрагментами записей опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, создать из них индивидуальную коллекцию и др.[22].

Используя персональный раздел школьного сайта, учитель музыки может размещать на нем разного рода материалы: как учебного характера, помогающие усвоению изучаемой темы (например, звуковые файлы, мультимедийные презентации), так и расширяющие представления  учащихся о музыкальной культуре, способствующие самообразованию, организации культурного досуга [21]. 

Электронные федеральные учебники (ЭФУ) по предмету «Музыка» будут включать в себя электронные образовательные ресурсы, что позволит осуществлять массовый переход образовательных организаций России на использование планшетов как на уроках, так и в домашней работе учащихся.

На сайте издательства «Просвещение» размещен перечень музыкальных произведений, рекомендованных в учебнике «Музыка» для 8 класса. Можно, в порядке эксперимента, предложить восьмиклассникам найти в сети Интернет предлагаемые фрагменты музыкальных сочинений, скачать и сохранить данный музыкальный материал на электронном носителе, что в значительной степени поможет расширить возможности выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, подготовки к выполнению проектов, самообразования, использования данных сочинений в процессе внеурочной и внешкольной работы музыкально-эстетической направленности. 

Методы организации «выходов за пределы» учебника предполагают широкое использование форм концертной деятельности учащихся: «Каждый класс – хор!» (Д. Б. Кабалевский), «Каждый класс – концертный зал», «Каждый класс – оркестр», а также подразумевают посещение музеев, организацию экскурсионной работы (реальной или виртуальной), при­менение методов театральной педагогики, включение музыкальных знаний о творчестве композиторов, исполнителей, «биографий» музыкальных сочинений в региональный компонент музыкального образования, в дополнительное музыкально-эстетическое развитие учащихся, в их досуговую деятельность, процесс саморазвития, музыкального просветительства.

На Российском инвестиционном форуме, который проходил в Сочи 14–15 февраля 2019 г., обсуждались стратегии реализация национальных проектов, включая проект «Образование». При этом Минкультуры РФ и Минпросвещения РФ планируют включить в содержание дополнительного образования «культурные нормативы для школьника». Идея заключается в том, – сказал министр культуры РФ В. Мединский, – чтобы интегрировать в учебную программу культурные компоненты. Каждый школьник на протяжении всего обучения должен будет посетить определённое количество театральных постановок, музеев и выставок, концертов классической музыки. Сделать это можно будет и виртуально – с помощью современных мультимедийных платформ (в том числе используя платформу «Российская электронная школа»). Таким образом, дети смогут ознакомиться с объектами культурного наследия , расположенными не только в регионе, где ребёнок проживает, но и на территории всей страны, и поделиться своими впечатлениями в специально созданном бумажном или электронном дневнике.

Методы релаксации, здоровьесбережения, музыкотерапии используются в процессе изучения содержания учебника и тетради для 8 класса для создания определенного эмоционального строя урока музыки, коррекции психо-эмоциональных состояний школьников. В этой связи рекомендуется использование метода звучания «фоновой» музыки на переменах между уроками (как музыкальный материал программы данного класса, так и незнакомые музыкальные сочинения разного эмоционального тона в зависимости от эмоционального состояния подростков, пришедших на урок музыки – спокойные, умиротворенные или – приподнято-возвышенные, торжественные, с активными интонациями и ритмами).

Использование ассоциативных рядов – стихи, фрагменты прозы, живописные образы и др., в качестве установки на восприятие материала урока –повышающие или, наоборот, понижающие эмоциональный тонус класса; метод включения в урок выполненных учащимися домашний заданий, творческих «заготовок» по теме урока или будущего проекта с целью создания позитивной мотивации учебной деятельности; применение игровых приемов освоения содержания материала учебного пособия, введение соревновательных элементов в процесс восприятия и исполнения музыки, применение приемов инсценирования, драматизации музыкальных произведений с целью активного включения воображения, фантазии, моторики, пластики движений для снятия мышечного напряжения, усталости и т.п.

Элементы театрализаций и инсценировок фрагментов музыкальных сочинений на уроках, в процессе подготовки творческих проектов, во внеурочной деятельности особенно уместны в 2019 г., который объявлен Президентом РФ «Годом театра».

Методы и приемы диагностики успешности формирования музыкальной культуры школьников на завершающем этапе обучения

Наиболее распространенными в практике работы учителей яв­ляются следующие функции оценивания результатов музыкального развития учащихся: диагностическая, контрольная, обучающая, мотивационно-стимулирующая, воспитательная, инновационная.

При разработке диагностических, проверочных тестов, контрольно-измерительных материалов (КИМ), создания фонда оценочных средств (ФОС), участия во Всероссийских проверочных работах (ВПР) педагоги-музыканты должны учитывать несколько значимых критериев:

– ориентация на содержание конкретной программы и учебника «Му­зыка», по которому обучаются школьники;

– выявление личностно-ориентированной позиции учащихся, их от­ношения к эстетически-нравственным ценностям музыкального искусства, представленных в фольклоре, музыке религиозной традиции, шедеврах классики, современной музыке;

– степень усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства – конкретных знаний и сведений о музыке, ее категориях и понятиях;

– определение объема музыкально-слуховых представлений школьников, их интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса»);

– возможность сочетания диагностики и самодиагностики учащихся в процессе определения эффективности формирования планируемых результатов обучения музыке (что особенно важно в подростковом возрасте);

– учет особенностей технологий, применяемых на уроках музыки, так как эти технологии должны иметь явно выраженный деятельностный и прогнозируемый характер;

– адекватность предлагаемых методик диагностик возрастным крите­риям восприятия и исполнения музыки школьниками.

Считаем целесообразным высказать мнение о том, что большинство тестов и диагностических заданий должно опираться на звучащую музыку (мелодия, сыгранная учителем, главная тема сочинения, предложенная в записи и т.п.). Возможны также и тесты, в которых будет предложено интонирование мелодий учащимися «про себя», их сопоставление и сравнение, а также определение мелодий по звучащей фактуре (сопровождению) вступлению, автоподбор аккомпанемента к знакомой или незнакомой песне, мелодии инструментального сочинения (на клавиатуре синтезатора) и т. п.

Одной из форм экспресс-диагностики уровня усвоения содержания музыкального произведения школьниками, его духовно-нравственных основ может служить прием «синквейна». Словесное выражение содержания музыки, отношения к нему учащихся-слушателей (или исполнителей) выражается в пяти строчках текста: первая – одно существительное (или местоимение); вторая – два прилагательных (или причастия); третья – три глагола, отражающих характер действия главного героя, персонажа, композитора; четвертая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету; пятая – слово-вывод, характеризующее суть высказывания[4].

При составлении контрольно-измерительных материалов (диагностических тестов, анкет) можно использовать различные типы заданий:

– определить на слух музыкальное произведение, его композитора, на­звание;

– выбрать из предлагаемых названий произведений то, которое прозвучало (в записи, в исполнении учителя, одного из учащихся);

– определить жанр сочинения (выбрать из предлагаемого списка); вы­брать из перечня фамилию композитора, его сочинившего;

– определить, к какому стилю (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная; классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн и др.) относится прозвучавшая музыка;

– назвать средства музыкальной выразительности, которыми создан музыкальный образ; выбрать из предлагаемого списка средства музыкальной выразительности прозвучавшего сочинения;

– дать словесную характеристику музыкальному произведению (эмоциональный словарь); выбрать из предлагаемого перечня слова, словосочетания, наиболее полно отражающие характер и содержание музыки;

– определить состав исполнителей данного сочинения или выбрать из предлагаемого списка исполнителей;

– определить на слух форму музыкального сочинения; записать ее в графическом рисунке; выбрать из предлагаемого списка название формы;

– выбрать из нотных примеров тему, главную мелодию знакомого произведения, которая прозвучала (в записи или в исполнении учителя);

– *изобразить графически движение прозвучавшей мелодии (линия), ее ритм (точки, вертикальные линии), ощущение цветовой гаммы (краски); изобразить линией движение прозвучавшей мелодии, передав в ри­сунке жанровую принадлежность, кульминацию, динамику[5];

– выбрать из предложенных в записи ритмических формул ту, которая является основой прозвучавшей мелодии, темы;

– определить на слух голоса исполнителей, тембры музыкальных инструментов, тип хора или оркестра;

– прочитать предложенное стихотворение и подобрать к нему возмож­ные жанры, средства музыкальной выразительности, форму («Если бы я был композитором…»); после прослушивания музыкального сочинения выбрать из предлагаемых стихотворных отрывков тот, который наиболее созвучен музыке;

– продолжить ряд музыкальных произведений, близких по образному строю и содержанию тому, что прозвучало («Образы природы нарисованы в…»);

– *спеть песню (мелодию музыкального сочинения крупных жанров), оценить свое собственное исполнение;

– *сочинить мелодию (на заданные текст, интонацию, ритм), продол­жить музыкальную фразу, придумать ритмическое сопровождение к фрагменту музыкального сочинения и т.п.

– *осуществить «парное оценивание» самостоятельной работы или теста (при работе в парах);

– рассмотреть репродукции картин (на доске или страницах учебника) и назвать знакомые музыкальные произведения, созвучные образам жи­вописи;

– сравнить два художественных произведения (музыка – литература, музыка изобразительное искусство), назвать общие средства выразительности;

– послушать незнакомое сочинение (не менее двух раз) и написать в свободной форме короткую заметку о нем в газету (сделать репортаж, сочинить рекламный ролик, написать рассказ и пр.);

– составить рецензию, отзыв на концерт классической или популяр­ной музыки;

– послушать знакомое (незнакомое) произведение и сформулировать 3–4 вопроса для одноклассников по поводу его содержания, языка, формы, стиля;

– продолжить высказывание («Балет – это…»; «Программная музыка – это…»; «Дирижёр – это музыкант, который…»);

– составить программу урока-концерта из произведений народной, религиозной, классической и современной музыки, используя рубрики: «Слушаю», «Исполняю», «Размышляю», «Сочиняю», «Высказываю свое отношение» и т.п.;

– *подобрать «звуковую дорожку» для предлагаемого информационно­го или литературного текста;

– составить программу музыкального вечера на предлагаемую тему;

– написать, какие собственные мысли и чувства созвучны предложен­ному для восприятия музыкальному сочинению;

– *озвучить знакомыми музыкальными произведениями цитату, вы­сказывание композитора, исполнителя, слушателя (например, «Утешение, спокойствие, ощущение счастья я черпаю только в себе самом». П. И. Чайковский);

– высказать свое собственное суждение по поводу мысли композитора, исполнителя, слушателя;

– посмотреть фрагмент фильма (документального, художественного, мультипликационного)[6] и ответить на вопросы теста;

– посмотреть слайды компьютерной презентации и выполнить диагно­стические задания;

– дать самооценку (в баллах, отметках, условных обозначениях: + отлично; + – хорошо; – удовлетворительно; – – плохо) собственных достижений в музыкально-практической деятельности (пении, музицировании, драматизациях и т. п.)[7];

– *выполнить домашнее задание с использованием книг о музыке и музыкантах, энциклопедий, сети Интернет, Российской электронной школы [14].

Восьмой класс

(примеры тестов)

Тест № 1

* Звучит фрагмент «Первая битва с половцами» из балета «Ярославна»

Б. Тищенко

1. Какие средства музыкальной выразительности свидетельствуют о том, что прозвучала музыка, изображающее битву, сражение, военные действия?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Из какого музыкального произведения этот фрагмент? (нужное – подчеркните): ОПЕРА БАЛЕТ СИМФОНИЯ СЮИТА

3. Назовите автора сочинения, его название_________________________________

4. Какой литературный источник положен в основу этого музыкального произведения?_________________________________________________________

5. Назовите другое известное вам музыкальное произведение на этот сюжет, его жанр, фамилию автора___________________________________________________

6. Найдите на страницах учебного пособия репродукции картин, скульптур, на которых запечатлены образы защитников Отечества. Запишите их названия и авторов________________________________________________________________

Тест № 2

* Звучит I часть «Симфонии № 8» («Неоконченной») Ф. Шуберта

1. Какой композитор сочинил эту симфонию? (нужное – подчеркните):


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!