Первый раздел «Классика и современность»
Классика в нашей жизни (с. 6 – 7):. «Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без неба, без моря, без солнца» (Р. К. Щедрин).
Балет «Ярославна» (с. 20 – 21): «Каждая эпоха находит в «Слове о полке Игореве» новое и своё, это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны» (Д.С. Лихачёв).
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера (с. 26 – 27): «Мюзикл и рок-опера: музыка серьезная или легкая?».
Рок-опера «Преступление и наказание» (с. 28 – 29): «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»» (Ф.М. Достоевский).
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» (с. 32 – 33): «Любовь – безумье мудрое: оно и горечи и сладости полно» (У. Шекспир);
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (Св. апостол Павел из Нового Завета «Первое послание к коринфянам», глава 13):
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (с. 40 – 41): «Что на роду написано кому! Судьбы своей да не перейдёт никто же!» (Г. Ибсен).
Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» (с. 44 – 45): «На серебряной тонкой бумаге/Под серебряной мглой облаков/Музыканты – извечные маги/Вызывают виденья веков (Б. Дубровин); «Горьким моим словом посмеюся» (Из книги пророка Иеремии, гл.20, 8. Высечены на надгробном памятнике Н.В. Гоголю).
|
|
Музыка к фильму «Властелин колец» (с. 50 – 51): «Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…» (Дж. Толкин).
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее (с. 52 – 53): «Симфония выступает как «человековедческий» жанр, воплощение целостной концепции человека. При этом она дробится, делится на четыре модели (соответствующие частям симфонического цикла – Г.С.): человек действенный, человек мыслящий, человек играющий, человек общественный (М. Арановский).
Симфония № 5 П. Чайковского(с. 56 – 57): «То, что Чайковский вложил в свои сочинения… передается слушателям и рождает чувство общения, взаимопонимания и содружества, ибо в глубине душевной люди глубоко сродни друг другу» (Б.В. Асафьев).
Второй раздел «Традиции и новаторство в музыке»
«Музыканты – извечные маги» (с. 64 – 65): Традиция и новаторство – это два полюса, между которыми рождается искусство любой эпохи (текст учебного пособия).
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире (с. 74 – 75): «Кармен» – вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности» (Р. Роллан).
|
|
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова (с. 80 – 81): «Кармен» — единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. <…> Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен (Е. Образцова).
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе (с. 82 – 83): «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» (Р. Щедрин).
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая (с. 90 – 91): «Я умру. «Кармен – останется!» (М. Плисецкая).
Классика в современной обработке (с. 96 – 97): «Аудитория почитателей классики в современной обработке (classical crossover) складывается из людей разного возраста. Этот жанр супервостребован…Невозможно представить, чтобы он устарел и вышел из моды. Это поистине вечное прекрасное искусство! Данный жанр есть в списке номинаций Grammy, представлен на российской радиостанции «Радио Classic» (блогер П. Кива).
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича (с. 98 – 99): «Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего» (А.В. Луначарский).
|
|
Музыка в храмовом синтезе искусств (с. 104 – 105): «В музыке мы осознаем самую глубинную связь с мировой Душой, бьющейся в каждой маленькой человеческой личности» (философ А.Ф. Лосев).
Галерея религиозных образов (с. 108 – 109): «Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как совершенной Красоте» (Архимандрит Зинон).
Неизвестный Свиридов (с. 110 – 113): «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» (Г. Свиридов).
Музыкальные завещания потомкам (с. 116 – 117): « О Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа…, ты знаешь, что в нём живут любовь к людям и желание делать добро» (Л. Бетховен). «Музыка, написанная сегодня, должна …затронуть слушателя. Захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце» (Р. Щедрин).
Вместо заключения. Пусть музыка звучит! (с. 124 – 125): «Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» (Д.С. Лихачёв).
Моделирование сценария урока в 8 классе принципиально изменяется для учителя с использованием электронной формы учебника (ЭФУ), входящей в состав учебно-методического комплекта[2]. ЭФУ представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника[3].
|
|
ЭФУ – это многослойная структура, которая включает в себя изложение учебного материала в виде текста, кратко воспроизводящее содержание темы печатного учебника, и главной иллюстрации; галерею изображений (зрительный ряд); дополнительные объекты (включающие текст, иллюстрации, аудио), а также задания для контроля и проверки знаний. В электронном учебнике создана база проверочных заданий, охватывающая изучаемую программу. При каждом входе в режим проверки знаний генерируется уникальный тест из определённого количества заданий в разных комбинациях. Из любого выбранного раздела электронной формы учебника возможен переход к полной версии учебника (в формате PDF).
ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок. Инструмент «Закладки» даёт возможность сохранять ссылки на выбранные разделы электронного учебника в отдельном списке и осуществлять быстрый переход к этим разделам. С помощью инструмента «Заметки» можно создать комментарий к выделенному фрагменту текста ЭФУ и осуществить переход к нему.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, в процессе самообразования, проведения внеурочных мероприятий.
В процессе моделирования сценария урока музыки учителю нужно помнить о том, в каждом сочинении представлен «закодированный» смысл музыки. Поэтому необходимо для расшифровки этого кода прислушаться к словам известного отечественного музыковеда В. В. Медушевского: «В целом музыка представляет собой удивительную встречу трех активностей: композитор и исполнитель стремятся высказаться, передать слушателям свои идеи, мысли, чувства; но и слушатель тоже выступает как активная сторона – он не просто поглощает преподносимое ему, он заинтересованно выспрашивает композитора и исполнителя, ищет у них удовлетворения собственных интересов, иногда «учиняет допрос» им, выясняя их кругозор и оценивая степень их мастерства, таланта» [10, с. 121].
Важным фактором в процессе моделирования урока музыки в 8 классе является принципы культуросообразности и развивающего обучения, при которых образовательное пространство музыкального занятия должно стать для школьников «реальным воплощением духа необыденности», через игру, различные формы увлекательной и интересной для подростков деятельности, которые создают базу для необыденного опыта, формирующегося по законам работы творческого воображения [3, с. 18].
Думается, что отечественный опыт внеурочной деятельности школьников – идеи клубной работы с детьми, разрабатываемые еще в 20-е гг. XX в. [7], а также методика коллективных творческих дел И. П. Иванова, получившая распространение в 60 – 80 гг. прошлого столетия [6] могут привлечь широкими возможностями развития познавательной активности и творческих способностей современных школьников, выявлению потенциала культуры и искусства в активизации их художественных потребностей, а также музыкальных предпочтений семьи.
Девиз методики И. П. Иванова во многом может определить стратегию проектирования образовательного процесса и на уроках музыки:
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
В процессе моделирования сценария урока учителю музыки рекомендуется продумывать методы рефлексии и оценки музыкально-практической деятельности, которые направлены на осмысление школьниками собственных учебно-познавательных и учебно-практических действий в процессе изучения содержания учебника и творческой тетради.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом (учеником или учителей) внутренних психических актов и состояний. По мнению известного дидакта В. В. Краевского, «личностно ориентированное обучение предлагает решать проблему постановки целей обучения, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки».
На уроках чаще всего применяются методы закрепления или обобщения полученных знаний. Цель рефлексии на современном уроке музыки – вспомнить, выявить и осознать основные элементы собственной деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. В этой связи целесообразно на начальных этапах организации рефлексии обучающихся предлагать им ориентировочные вопросы (для индивидуальной работы, работы в парах, общения в группах, дискуссий):
* каковы Ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
* какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
* как Вы выполняли задания, какими способами?
* что Вы чувствовали при этом?
* какие музыкальные сочинения вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик, какие – не произвели впечатления?
*с какими трудностями Вы столкнулись и как Вы их преодолевали?
* каковы Ваши замечания и предложения на будущее (себе, учителю)?
Задача учителя – создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации [9], что особенно важно на уроках искусства при восприятии и исполнении музыки, в процессе участия в дискуссиях, размышлениях, оценки музыкально-творческих проявлений.
Методику оценивания результатов собственной музыкальной деятельности можно организовывать в формах игровых конкурсов, нацеленных на формирование повышенной мотивации учащихся: «Знатоки музыки», «Лучший исполнитель», «Главный дирижёр», «Талантливый звукорежиссёр», «Успешный репортёр», «Креативный режиссер-постановщик» и пр. При этом оценивание не обязательно проводить на основе выставления отметок. Это может быть «суммирование» учеником или группой школьников специально придуманных значков-символов (ноты, скрипичный ключ, смайлики и др.). Их количество – результат успешности выполненного задания, его оценка, рефлексия деятельности. С учащимися-подростками целесообразно применять в качестве рефлексивных способов оценивания письменные высказывания, балльную систему [17].
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!