Игры по ознакомлению с созданной человеком средой обитания людей и животных



Моя комната

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета («пустые комнаты») – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т. д.

 

Задания:

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

 

Правила:

1. Количество играющих 5–6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

2. Дети самостоятельно работают по заданию, затем по очереди рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку.

3. В конце игры подводится итог.

Дизайн

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Закреплять знания детей о видах мебели, используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухне и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знания о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры и т. п.). Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета («пустые комнаты») – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных и т. п.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

 

Правила:

1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов-комнат и комплектов мебели, комнатных растений и т. д.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню, детскую и т. п.) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Алгоритм проведения

1. Каждый ребенок выбирает один из предложенных педагогом листов, на котором изображен определенный вид комнаты (они различаются по окраске обоев на стенах).

2. Ребенок должен сам выбрать, сколько мебели ему нужно и какого назначения ему нужно.

3. Педагог в процессе игры контролирует деятельность каждого ребенка, наиболее эффектные работы обсуждает со всеми детьми.

4. В конце игры подводится итог.

Примечание. Эта игра сложнее предыдущей, так как ребенку придется продумать, какую мебель, комнатные растения, вещи, предметы он поставит в гостиную, в коридор, что может находиться в спальне, что – на кухне, что должно быть в кабинете и т. д.

Животные рядом с нами

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. На примере живых объектов, проживающих в экологической лаборатории, знакомить детей с потребностями живых существ в строго определенной среде обитания (даже искусственно созданной человеком), в определенном виде питания, в приемлемых условиях проживания, в тепле, воде и т. д.

Материал. Большая картина с прозрачными кармашками: в одном кармашке лежат карточки с изображением домиков, сделанных руками человека для животных, которые живут в искусственной среде обитания (клетка, аквариум, террариум и т. д.); в другом – корм для различных живых объектов (аквариумных рыбок, птиц, черепах, хомяков и т. д.).

 

Задания:

1. Подобрать домик и корм для животных, птиц, рыб и т. д.

2. Объяснить причины выбора того или иного домика с точки зрения особенностей строения живого существа.

3. Рассказать о выполнении задания.

 

Правила:

1. Количество играющих 4–6 человек.

2. Рассказ о живом существе должен быть четким и связным.

3. Не мешать другим детям рассказывать и подбирать нужные карточки для своих питомцев.

4. Выигрывает тот ребенок, который правильно и быстро справился с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог объясняет правила игры и задание.

2. Каждый ребенок выбирает любимого животного из предложенных педагогом.

3. Дети выполняют задание.

4. В конце педагог подводит итог игры.

В школу скоро мы пойдем

Игра для детей 6–7 лет)

Цель. Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек, о правилах и экологических законов поведения в природе. Определить степень готовности детей к школе по темам природоведческих предметов.

Материал. Карта дидактической игры, на которой змейкой идет дорожка из пронумерованных кружочков, некоторые из них закрашены в определенные цвета – пункты, к которым прикреплены маленькие конверты с вопросами; игровой кубик.

Задание. Дойти до финиша, правильно отвечая на вопросы.

 

Правила:

1. Количество играющих 5–6 человек.

2. Пункты с вопросами закрашены в определенные цвета, соответствующие группе вопросов по темам (зеленые – о лесе, синие – о реках, морях и их обитателях, красные – о правилах, экологических законах и т. д.).

3. Тот, кто правильно ответил на вопрос, может двигаться дальше по стрелке; при неправильном ответе нужно вернуться на несколько кружочков назад; тот, кто не знает ответа, остается на месте и думает.

4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу – дому знаний, школе.

Алгоритм проведения

1. По дорожке от старта до финиша дети продвигаются при помощи игрового кубика (одна точка – один шаг). Если кружочек, на котором остановился ребенок, не окрашен в специальный цвет, то ход делает следующий игрок; если же кружок окрашен в синий, зеленый, красный цвет, педагог открывает соответствующий конверт с вопросами.

Примерные вопросы о лесе:

– Какие съедобные ягоды растут в лесу? (Черника, малина, голубика, земляника и т. д.)

– Какую птицу называют санитаром леса? (Дятла.)

– Какие съедобные грибы можно найти в лесу? (Подберезовик, подосиновик, опята, сыроежки и т. д.)

Примерные вопросы о реках, морях и их обитателях:

– Какие рыбы водятся в реках? (Щука, сом, окунь, судак и т. д.)

– Где в природе встречается соленая вода? (В морях, океанах и т. д.)

Примерные вопросы о правилах, экологических законах:

– Можно ли из леса приносить птенцов домой, чтобы с ними поиграть? (Нет.)

– Почему в лесу можно ходить только по тропинкам? (Чтобы не наступить на маленьких обитателей леса, спрятавшихся в траве, и т. п.)

– Как нужно вести себя в лесу?

– Зачем нужен лес?

2. В конце игры подводится итог.

Город и село

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, сельскохозяйственные машины, городской транспорт, кинотеатр, метро, университет, стадион, завод, городские и сельские дома и т. д.), людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки с коровами, рабочий, врач и т. д.).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

 

Правила:

1. Играют по командам (2 команды по 3–4 человека в каждой).

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям вспомнить основные отличия города от села (природное и социальное окружение, профессии и т. п.).

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети самостоятельно делятся на две команды.

4. Дети подбирают нужные карточки и составляют картину.

5. В конце игры подводится итог.

Поступи правильно

(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, – примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей; зеленые и красные кргуги.

 

Задания:

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

 

Правила:

1. Количество играющих 5–6 человек (4 команды по 3–4 человека).

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и подумать, как бы поступили дети в этих ситуациях.

2. Дети работают над заданием – откладывают карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

3. В конце игры подводится итог. Педагог вместе с детьми в одну сторону откладывает картинки с положительными поступками и отмечает их зеленым кружком, в другую сторону кладет картинки с отрицательными поступками и отмечает их красным кружком.

Примечание. Осмысление событий, объяснение поступков героев сюжетных картинок обогащает опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится. В этой игре педагог выявляет способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм.

Виды труда

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком; карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке, крановщика и т. д.

 

Задания:

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

 

Правила:

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3–4 человека.

2. В игре принимает участие каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассматривает с детьми карту, выясняет, что может обозначать первая часть карты, а что – вторая.

2. Педагог рассказывает детям о различных видах трудовой деятельности, указывает на важность каждой профессии, о пользе каждого вида труда (умственного и физического).

3. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

4. Дети внимательно рассматривают карточки с изображением людей различных профессий.

5. Команды работают по заданию: первая команда – выбирает карточки с изображением людей, профессии которых связаны с физическим трудом; вторая – карточки, изображающие людей умственного труда.

6. В конце игры подводится итог.

Поваренок

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Выявлять знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, столовая, походная и т. д.); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны и т. д.); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

 

Задания:

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда.

 

Правила:

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Алгоритм проведения

1. Ребенку предлагается побывать в роли повара, который готовит первое блюдо (борщ).

2. Педагог объясняет детям правила игры и задание.

3. В конце игры подводится итог.

Примечание. Эта и несколько следующих дидактических игр позволяют детям побывать в роли взрослых. В ходе игры ребенок должен сам решить поставленную задачу. Именно самостоятельное решение задач позволяет ему стать более ответственным за порученное дело.

Рекламные агенты

(игра для детей 6–7 лет)

Цель. Формировать умение составлять рекламу о своем товаре – связный рассказ, включающий не только название товара, описание его внешнего вида, но и сообщение о пользе данного товара. Развивать связную речь, мышление, умение анализировать и синтезировать.

Материал. Рекламные наборы: разрезные карточки, при соединении которых получается картина (по принципу кубиков – составь картинку); кружки с цифрами от 1 до 3.

 

Задания:

1. Взять один из рекламных наборов, разложить, рассмотреть и собрать из частей рекламный лист, выяснив, о каком товаре пойдет речь.

2. Подготовить словесную рекламу – прорекламировать свой товар.

 

Правила:

1. Играют 4 команды по 3–4 человека.

2. Каждое рекламное сообщение оценивается баллами (от 1 до 3).

3. Та команда, которая наберет больше баллов, считается победителем.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям:

– В последнее время мы очень часто встречаемся с рекламой (на телевидении, на улице, в магазинах и т. п.). Сегодня вы попробуете поработать рекламными агентами.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети делятся на команды и выполняют задание.

4. Педагог совместно с детьми оценивает рекламные сообщения.

5. В конце игры подводится итог.

Составь сказку

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира. Развивать детское творчество. Составлять рисунки к знакомым сказкам. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.

Материал. Импровизированная «пленка диафильма»; «кадры» для «диафильма»; пустые «кадры» для зарисовки сюжета; цветные карандаши; детские книжки с занимательными историями, сказками.

 

Задания:

1. Согласно выбранному сюжету подобрать картинки к будущему «диафильму».

2. Составить и зарисовать недостающие «кадры» к «диафильму».

3. Расположить «кадры» на ленте «диафильма» в правильной последовательности.

 

Правила:

1. Количество играющих 5–8 человек.

2. Рисовать кадры самостоятельно, не мешая друг другу.

Алгоритм проведения

1. В ходе данной игры детям предлагается стать художниками-мультипликаторами и составить сказку или диафильм по любому произведению природоведческого содержания.

2. Педагог демонстрирует пленку для «диафильма».

– Давайте рассмотрим эту пленку для «диафильма». Вы видите на ней кадры, просматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. (Дети выбирают, объясняют, почему именно эта сказка или история им нравится.)

3. Педагог демонстрирует модель рассказа – кадры диафильма. Предлагает зарисовать и поместить на кадры диафильма понравившиеся фрагменты, расставить в определенной последовательности. Каждая зарисовка продолжает по смыслу предыдущую и является началом для следующей.

– Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в нашей сказке. Что было сначала, а что потом? (Дети совместно вспоминают и уточняют последовательность действий.)

– Какое место этой сказки тебе нравится? А тебе?

Выяснив таким образом интересы и симпатии детей, педагог поручает каждому ребенку зарисовать тот кадр из сказки, который ему понравился.

4. Дети зарисовывают «кадры» для «диафильма». Это очень важно, так как рисунок служит одновременно средством познания, изучения жизни и тем предметно-образным языком, которым пользуется ребенок, общаясь со зрителем, чтобы так или иначе воздействовать на него и передать свое отношение к сюжету сказки.

5. Когда все «кадры» заполнены, воспитатель обсуждает с детьми удачные и неудачные зарисовки.

6. Далее детям дается задание подобрать последовательность «кадров» к «диафильму». Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для «диафильма».

Примечание. На следующих занятиях можно предложить детям изменить начало диафильма или придумать другой конец. Далее можно приступить к придумыванию сказок и рассказов экологического направления.

Возможности, заложенные в игре «Составь сказку», не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща.

Впоследствии этот «диафильм» можно использовать на занятиях в качестве материала для составления рассказов по серии сюжетных картинок или для творческих пересказов.

Материки

(игра для детей 5–7 лет)

Цель. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля; с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах; с названиями и расположением материков на карте.

Материал. Крупное изображение суши, состоящее из скрепленных частей света (материков); голубая материя, изображающая океаны; глобус; физическая карта мира; дидактическая картина; кружки с буквами разного цвета, изображающие олимпийские кольца.

 

Задания:

1. Найти правильное местонахождение материков.

2. Угадать их название при помощи опорных кружков.

 

Правила:

1. Количество играющих 5 человек.

2. Играть дружно, помогая друг другу.

Алгоритм проведения

1. Дети встают в круг. В середине круга крупное изображение суши (она сделана из кусочков, скрепленных с внутренней стороны). Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски (крепления снимаются, и у детей на руках оказываются большие и малые куски суши).

2. Дети внимательно рассматривают получившиеся куски и узнают в них очертания современных материков, островов. Детям предлагается самостоятельно разложить их на голубой материи, которая изображает океаны.

3. Педагог показывает физическую карту мира. Дети сравнивают местонахождение материков на карте и на материи и передвигают «материки» и «острова» в нужные места.

4. Педагог предлагает детям узнать названия материков, положив на изображение материков кружочки с буквами (в каждом кружочке одна буква: А красная – Америка, А зеленая – Австралия, А черная – Африка, А желтая – Азия, Е голубая – Европа).

– Угадайте, почему я так сделала? (Дети догадываются, что это первая буква в названии материков.)

– Но почему буквы разноцветные?

Этот вопрос может вызвать затруднения, тогда педагог должен перевернуть кружочки с буквами или попросить кого-либо из детей это сделать. На другой стороне кружочков изображены кольца. Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр.

5. В конце игры подводится итог.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!