Сознание как философская категория



Первым, кто создал целостную концепцию возникновения сознания и его свойств, был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир – мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, закончены и совершенны. По мнению Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа как некая особая припоминающая бессмертная сила. Душа наделяет человека способностью быть разумным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, В. С. Соловьев, думал что тело человеческое существует не само по себе, а благодаря душе, которая обусловливает его действия. «Живет и мыслит не организм, а душа посредством организма». Он утверждает: «неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего», потому, что это «одинаково противоречит и опыту и разуму».

Другое направление в решении вопроса о сознании основывалось на тезисе, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало – либо в форме «Абсолютного единства» (как утверждал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных субстанций – монад, изначально способных к самостоятельной независимой жизни (Г. Лейбниц).

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно лишь на основе обобщения результатов исследований конкретных проявлений сознания.

Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т. е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т. п. Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию отражения. Третьим признаком сознания как «особым образом организованной материи» является способность к самонаблюдению (рефлексии).

История возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека – как биологического и социального существа. Сознание, как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. Вне языка сознание невозможно.

Язык формировался как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, – деятельности по изготовлению и использованию орудий производства и соответствующего ему уровню общения. Кроме коммуникативной язык выполняет функцию накопления и сохранения опыта. Он выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, «матрицы» воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально созданных орудий деятельности, т. е. к труду. Активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Програмируя целенаправленное активное отношение к миру, мобилизуя его на действие, сознание охватывает всю полноту сущностных сил человека. Оно стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику, развивая высшие психические функции, специфичные именно для человека: мышление, память, волю, эмоции.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком «вещественности». Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т. д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека «проходят» через порог его сознания, т. к. не все, а точнее – абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют – в том или ином виде, – след в «своей памяти», проявляя себя в форме «непонятных» переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они – эти продукты отражения – образуют содержание бессознательного, а возникающие из «него» образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители, «прошедшие» через порог осознания. Но они «вытеснены» из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т. д.

Во время бодрствования сознания как бы приглушаются проявления сферы бессознательного, а раздражители, имеющие определенную значимость для организма, воспринимаются через призму осознания. Пассивная, в значительной степени хаотическая картина калейдоскопических образов сменяется активным и, преимущественно, системным построением ответных реакций на раздражители (внешние и внутренние) в виде различных представлений, понятий, суждений, умозаключений и т. д. и соответствующих практических действий.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обусловливает уровень мышления, его эффективность. Мышление фиксирует конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т. п.). Они – хранители и средство передачи информации.

Традиционно выделяют три главных свойства сознания: идеальность, интенциональность, идеаторность. Идеальность подчеркивает особую нематериальную сущность сознания. Интенциальность характеризует направленность сознания на предмет мысли. Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

 

Философия познания

Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). Теорию «постиндустриального общества» впервые предложил в 1965 г. американский социолог Д.Белл. Термин «информационное общество» первым стал исползовать Е.Масуда. В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. Gnosis – знание + logos – учение), или теорией познания.

Познание в целом – творческая деятельность человека, направленная на получение и использование достоверных знаний о мире. Поэтому познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности – трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, – потребность, мотив, цель, средства, результат.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания – получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании (корреспондентная истина) есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познания в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т. д.

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании некоторые исследователи предполагают такую последовательность действий: постановка проблемы, изучение проблемы, выдвижение гипотезы, выбор методов, формулирование теории. Результат познания – это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т. п..

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет – часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии – на его происхождение, этнографии – на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т. д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т. е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т. п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса, и у разных людей оно может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ – это человек», «Ф. М. Достоевский – русский писатель» и т. д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!