Понятие и типы цивилизаций в истории общества



Понятие цивилизации (от лат. «гражданский, государственный») появилось в XVIII в.: так франц-е просветители называли общ-во, в кот благодаря прогрессу разума и просвещению рациональность преобладает над невежеством и религиозными предрассудками. Понятие цивилизации — в качестве синонима культуры или для обознач-я ступеней общест-го развития, социокультурной специфики (напр.: античная цивилизация, современная цивилизация).

Данилевский Н. Я . использовал термин «цивилизация» в своей работе «Россия и Европа» (1869) для обозначения культурно-исторических типов. Согласно его теории, не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций.

Шпенглер О. в работе «Закат Европы» развил учение о культурах как замкнутых «организмах», проходящих опред-ый жизненный цикл, а при умирании перерождающихся в цивилизацию, в кот господствует рациональность и техника, деградирует искусство, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.

Тойнби А . в труде «Постижение истории» разработал теорию локальных цивилизаций, сменяющих друг друга и проходящих стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития — «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Прогресс человечества представляет собой духовное совершенствование, эволюцию от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.

Типы цивилизаций (последоват-ые ступени ист. развития):

1.Доиндустриальная (аграрная) Осн. признаком —примит-й уровень техники, требующий примен-я мускульной силы. Согласно Д. Беллу, аграрное хозяйство отлич-ся от индуст-го: в качестве осн. ресурса оно использует сырье, а не энергию, предполагает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, и вынуждено наиболее интенсивно использовать труд, а не капитал. Жизнь в доиндустр-х обществах — взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: сельском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Восприятие окруж. мира форм-ся под влиянием прир. условий определенной местности.

2.Индустриальная. Осн. черты — шрокое применение машинной техники, преобладание фабричного производства, рыночной экономики, урбанизация, формирование наций-государств, становление демократии, гражданского общества и правового государства, применение достижений науки во всех сферах жизни, рост образованности населения, распространение рационального образа мышления и поведения. Индуст-ое общ-во характ-ся как «массовое общ-во» с присущей ему стандартизацией производства, массовым потребл-ем, бюрокр-ей общест-ой жизни, влиятельностью средств массовой коммун-ии и распростр-ем «массовой кул-ры».

3.Постиндустриальная. Осн. черты — услуги, информация, наука, образование, проведению исследований, повышение качества жизни; внедрение нововведений зависит от достижений теоретического знания. Осн. ресурс — знание. Возник-ие нового класса — консультантов, экспертов или технократов.(Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, Г. Канн и др.)

Современные развитые страны вступили в стадию постинд-й цивил-и в 70–80-е гг. XX в. Особенно важная роль в становлении постиндустриальной цивилизации — развитие информац-ых технологий («информационное общество»).

Возникновение техногенной цивилизации, информационного общества не означает исчезновения противоречий и проблем в существовании человечества. Снижение удельного веса аграрного и индустриального производства в экономике развитых стран возможно благодаря перемещению малоприбыльных, экологически вредных видов производства в менее развитые страны с относительно дешевой, непритязательной рабочей силой.

Сырьевые и энергетические кризисы, происходившие в течение последних тридцати лет наглядно показали, что «информационное общество» остается зависимым не только от индустриальных, но даже и от сырьевых отраслей хозяйства. Сохраняются старые и возникают новые глобальные проблемы человечества: разрыв и напряженность между богатыми и бедными, высокоразвитыми и малоразвитыми, военные конфликты, терроризм, экологические угрозы.


1. Фил-фия, мировоззрение, культура.

2. Природа философских проблем. Проблема научности фил-фии.

3. Социокультурный статус и ф-ции фил-фии в современном мире.

4. Культурные традиции Востока, Запада и типы философского мышления. Фил-фия и национальное самосознание.

5. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской фил-фии.

6. Онтология как учение о бытии и его освещение фил-фии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

7. Бытие и материя. Эволюция представления о материи. Современная наука о материи.

8. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанц-ная и реляционная концепции пространства и времени.

9. Природа как предмет фил-ского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологич. стратегия природопользования.

10. Диалектика как философская теория развития. Понимание диалектики в истории фил-фии.

11. Сущность глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобальн. эв-зма и проблемы развития совр. картины мира.

12. Ч еловек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории фил-фии и культуры.

13. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен.

14. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.

15. Сознание как предмет философского осмысления. Генезис, структура и ф-ции сознания.

16. Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусств. интеллекта.

17. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека, философское осмысление феномена смерти и бессмертия.

18. Свобода и ответств-ть как экзистенц. оппозиция бытия ч-ка.

19. Понятие социальной реальности. Общество как система.

20. Основные стратегии исследования соц. реальн-ти в совр. фил-фии.

21. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

22. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в фил-фии истории.

24. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

25. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

26. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства многообразия культур. Диалог культур.

27. Мораль и искусство как формы нормативной регуляции и эстетического отношения к миру.

28. Религия как форма духовного освоения реальности.

29. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

30. Роль науки в жизни современного общества. Наука и образование. Наука и политика. Наука и идеология.

31. Наука в её историческом развитии. Наука и типы цивилизационного развития.

32. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания, их единство и различие.

33. Научная теория и ее системная организация. Проблема и гипотеза как формы развития научного знания.

34. Диалектика развивающейся науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

35. Природа научной революции. Типы научных революций.

36. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Ф-ции общенаучной методологии познания.

37. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

38. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод.

39. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии.

40. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания.

41. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

42. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии.

43. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Возможности и границы науки.

44. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании.

45. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии.

46. Феномен экологизации науки. Историческое развитие естественно-научного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

47. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

48. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Человек и техносфера.

49. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте.

50. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

51. Исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, социо-психологическая, социологизм, материалистическое понимание истории).

52. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.

53. Фил-фия постмодернизма. Ценности и цели фил-фии в эпоху постмодерна.

54. Фил-фия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.

55. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и их важнейшие характеристики. Противоречия и проблемы современного информационного общества.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!