Исследовательские программы в обществознании



Программы научного исследования общ-ва начали появляться лишь в XIX веке, когда естест-ые науки имели уже двухвековой опыт развития. Предпринимались попытки исполз-ть для изучения общ-ва средства и методы, кот утвердились в естест-и и воспринимались как атрибуты научности. Вместе с тем, требовалось адаптировать понятие и критерии научности применительно к специфике общ-ва.

В XIX–XX вв. в обществозн-и появились различные научно-исследовательские программынаправления, опирающиеся на те или иные фундам-ные идеи и методол-ие принципы.

Натуралистическая программа (натурализм) в обществозн-и — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество явл-ся частью природы, что оно подчин-ся естест-ым причинам и законом-ям. Общ-во нужно изучать с помощью методов и средств, примен-х в естест-х науках. К натурал-им отн-ся теории, кот объясняют развитие и структуру общества природными факторами (климат. условия, геогр. среда, биол. и расовые особен-ти людей). В соц-и XIX– начала XX веков натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Их сторонники объясняли функцион-ие и развитие общ-ва по аналогии с биол-им организмом или биол-ой эволюцией.

Культурно-историческая школа — направление в искусствозн-и, кот основал в середине XIX века Ипполит Тэн, франц. философ, историк и социолог иск-ва. Он использовал гегел. понятие «дух времени» для объяснения социокул-ых явлений. По Тэну, особен-ти произведений искус-ва обуслов-ют три фактора: раса, среда и момент. То есть худож-ые произвед-я выражают дух народа, (1) обладающего своеобр-м темпераментом, (2) живущего в опред-ых прир-х условиях (3) в опред-ые истор-ие моменты его существ-я. Сторонники культ-ист. школы стремились осущ-ть в сфере гуман-го познания позитивистский идеал научности: руковод-ся фактами, обеспеч-ть доказат-ть, лог. строгость в объяснении явлений искус-ва. Гл. метод исслед-ия — историзм. К исслед-ю худож-х произвед-й применялись естественнонаучные принципы. И. Тэн пров. аналогию между естест-ым отбором и развитием искус-ва: в опред-х общ-ых условиях одни явления искус-ва умирают, другие выживают и множатся.

Социопсихологическая программа (социол-й психологизм) — множество социол-их концепций, опирающихся на данные психологии. Образовалось в конце XIX– начале XX веков. В дополнение к биолого-натуралистическим теориям оно потребовало учета общест-х, групповых и индивид-х психических факторов. В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Г. Лебон, Г. Тард, Дж. Уорд, А. В. Смол, Ч. Х. Кули, Л. И. Петражицкий, У. Мак-Дугалл и др.

Социологизм — философско-социол-ая концепция, возникшая в к. XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социол-х методов в объяснении существ-я человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социал-я реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биол-й и психич-й, а также что общ-во явл-ся вне- и надындивидуальной реальностью (такая позиция называется «социальным реализмом»). Методол-й аспект социологизма заключается в признании, что социология — самост-ая наука со своими методами, а также — в «социологическом экспансионизме», т. е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Идеи социологизма разрабатывались в трудах Э. Дюркгейма, Л. Гумпловича, О. Шпана и др.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) — марксистская теория общ-ва и методол-я его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к обществ-му сознанию. Способ матер-го производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, хар-р общ-ва и направление истор-го процесса. Общество на опред-м этапе его развития — это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!