What Is And What Should Never Be 13 страница



Песни Зеппелинов заполнили эфир радиостанций почти всего мира, их музыка звучала на разных широтах, на всех континентах. 18 июня произошло знаменательное событие — альбом «Physical Graffiti» возглавлял хит-парады или просто входил в пятерку лучших альбомов не только в США и Британии, но и в Индии, Индонезии, Японии, Нигерии, Алжире, Швеции, Италии, Германии, Австралии, Бразилии и Мексике. Какие разные народы, сколь разные культурные традиции — а результат один и тот же!

Роберт Плант:

«Мы сейчас не просто самая лучшая группа в мире! Мы на голову круче той, что претендует на титул второй. И нам все равно, кто это будет!».

Трудно даже представить себе, что бы случилось, если группа отправилась осенью в новое турне по Америке: возможно, триумф Зеппелинов перекрыл бы даже образ легендарных «Beatles»...

Мечты, мечты... Где ваша сладость?..

Июнь стал временем «good times, bad times» для Джона Бонэма. Его жена Пэт родила дочку Зои, а самого Бонзо полиция на полгода лишила водительских прав за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. В том же месяце Грант собрал на совещание своих подопечных: новое налоговое законодательство, введенное лейбористским правительством, устанавливало налоговые отчисления от заработков рок-звезд в размере 95% (!!!), не оставляя музыкантам никаких шансов на крупные заработки. Более того, при определенном раскладе, Зеппелины могли потерять почти все деньги, заработанные на концертах за последние полгода. Как ни тяжело это было для любивших свою родину участников группы, им пришлось решиться на налоговую эмиграцию. Это был единственный выход, который предложил Питер и которым в то время воспользовались большинство звезд британского рока. Новую штаб-квартиру решили организовать в швейцарском Монтре. После этого совещания все оперативно покинули Англию. Плант с семьей отправился на каникулы в Марокко, с тем чтобы в начале июля встретиться в Марракеше с Джимми. Оба приятеля решили попутешествовать по Северной Африке. Пейдж с Плантом арендовали старый «Лэнд Ровер» и отправились в глубину Сахары, старательно избегая известных туристических маршрутов. Джимми и Роберт добрались даже до демилитаризованной зоны, наследия недавнего военного конфликта в Марокко. Далее последовало совместное путешествие по Испании и Франции, и наконец парочка добралась до Монтре, где их уже ждали Джонс, Грант и Бонэм. Компаньоны обсудили стартующее 23 августа американское турне, билеты на концерты которого уже поступили в продажу в Оклэнде, Пассадене, Канзасе, Луисвилле, Новом Орлеане, Тампе, Денвере и Атланте.

После посещения ежегодного фестиваля в Монтре, проходившего под руководством их старого знакомого и друга Клода Нобса, Зеппелины вновь разъехались по всему миру. Пейдж и Плант отправились — на этот раз вместе с семьями — на греческий остров Родос. 3 августа Пейдж, его жена Шарлотта и их дочь Скарлет покинули Грецию и перелетели в Италию. На 8 августа была назначена встреча всей команды в Париже для начала репетиций, предшествующих новому турне.

4 августа Плант и его семья — жена и двое детей — попали в автомобильную аварию в Греции. Мориин управляла автомобилем, и пострадала больше всех. Так как больница находилась далеко, а разбитая машина не могла двинуться с места, тяжелораненую Мориин — ее жизни угрожала серьезная опасность — погрузили в открытую фруктовую повозку. Рядом хромал Роберт, у которого была сломана лодыжка, причем у Роберта был сложный перелом со смещением кости. Медицинское обслуживание в Греции было неважным, поэтому Роберту было необходимо срочно эвакуировать Мориин в Лондон. Он связался с Коулом, который сумел все организовать в лучшем виде, и вскоре Мориин оказалась под надлежащим присмотром. Дети — дочка Кармен и сын Карак — практически не пострадали, отделавшись несколькими синяками. Когда очередь дошла до Планта, то диагноз врачей был неутешительным — Роберту было запрещено ходить минимум полгода. Стало понятно, что не могло быть и речи о каких-либо концертах, тем более гастролях. Планы нового мирового турне полетели псу под хвост. В придачу Роберту пришлось фактически бежать из Британии, поскольку его нахождение в стране могло превысить половину календарного года, что давало налоговым органам основания для его ареста за неуплату налогов. События приобрели характер детектива и фарса одновременно: закованного в гипс Роберта привезли в аэропорт и с помощью специального подъемника погрузили в чартер, следующий на остров Джерси — безналоговую зону, то бишь оффшор.

Плант покинул страну за шесть часов до момента X — выплаты налогов на все заработанные деньги с августа 1974 года. На острове Джерси Роберт мог находиться под наблюдением лондонских врачей и в свою очередь мог изредка навещать семью и Мориин. Несколько позже пришло известие, что такой же «изгнанник» Джонс сломал правую руку, и в «Led Zeppelin» образовалась группа временно нетрудоспособных музыкантов. Подобное стечение описанных событий подтолкнуло прессу к выдвижению многочисленных версий о причастности к данным невзгодам Пейджа, чье увлечение «черной» магией было широко известно. Эти слухи заставили троицу — Планта, Джонса и Бонзо — пристальнее взглянуть на подобную взаимосвязь. И хотя в тот момент никто из музыкантов своих претензий к Джимми не озвучил, но определенные сомнения у них могли зародиться.

Между тем, в сентябре опросы «Melody Maker» и «Billboard» принесли Зеппелинам второй в их истории дубль — они были признаны лучшей группой мира по обе стороны Атлантики, а в Англии еще и собрали кучу призов за «лучший альбом», «лучший вокал», «лучшего гитариста», «лучшего барабанщика» и т.д., и т.п.

К концу сентября Роберт чувствовал себя намного лучше, и уже активно использовал костыли. Вскоре Роберт вылетел в Лос-Анджелес, а затем перебрался в Малибу, где к нему присоединился Джимми. «Нет худа без добра» — гласит пословица, и в соответствии с ней группа собралась использовать вынужденный перерыв для записи нового альбома. Немногочисленные обитатели курорта могли видеть, как два длинноволосых джентльмена, один из которых сидел в инвалидной коляске, а другой его бережно перевозил, каждый день выезжали на берег океана и там подолгу что-то горячо обсуждали и даже напевали под гитару.

В начале октября Джимми и Бонзо посетили церемонию награждения лауреатов «Melody Maker» в Лондоне. На тот момент только они могли нормально ходить и пользоваться обеими руками в супергруппе с названием Led Zeppelin. Оба изрядно были «накачаны» героином, так что Мик Хинтон (Mick Hinton), который нес тяжкое бремя личного «оруженосца» Бонзо, был вынужден помочь друзьям донести призы до лимузина Пейджа.

В середине октября в Малибу прибыли Бонзо и полностью восстановившийся Джонс. Вся группа после десятидневных репетиций перебралась в Лос-Анджелес, и процесс репетиций был продолжен в местных студиях.

Роберт Плант:

«В Лос-Анджелесе мы постоянно репетировали и репетировали. Не помню, чтобы что-либо подобное было в нашей предыдущей карьере. Все были озлоблены ситуацией — и в связи с провалившимся турне, и в связи с потерянными деньгами, и в связи с травмами. Но больше всего тем, что мы не могли быть дома. Для меня, Джонси и Бонзо это было особенно неприятно. Джимми все время нас старался поддержать и выглядел бодрячком, но думаю, что и ему это давалось нелегко. Вся наша злость перешла на игру, и моментами я ощущал, что мы играем совсем не в своем стиле.

Иногда я думаю, что Судьба жестоко наказала меня за ту хвастливую фразу, по поводу того, что мы не просто лучшие, а просто крутые. На самом деле это было предупреждение — расплата была впереди».

Вскоре Пейдж убедился, что группа дошла до соответствующей кондиции, и предложил приступить к записи нового альбома. С этой целью была арендована на месяц студия в Мюнхене. Как на грех Бонзо на три дня задержался, по пути в Германию завернув домой по личным вопросам, и время аренды сократилось. Тем не менее, за восемнадцать дней они полностью записали и свели семь песен, которые и стали новым альбомом. Этого времени раньше им не хватило бы для записи и двух номеров — сейчас же было сделано семь! Зеппелины несколько не уложились в отведенное арендой время, и вынуждены были попросить музыкантов, которые были на очереди, подождать три дня. «Rolling Stones», а это были они, и тоже «налоговые» изгнанники, согласились, хотя Мик Джаггер был не в восторге от просьбы Пейджа.

Во время записи с Робертом произошел неприятный инцидент, грозивший поставить крест на его способности ходить вообще когда-нибудь. Во время записи Плант находился в небольшой акустической кабинке, где он сидел в кресле. В какой-то эмоциональный момент он забылся и вскочил на больную ногу. Произошел рецидив травмы, и, если бы не Пейдж, который находился рядом и вовремя подхватил друга, ситуация могла окончиться совсем мрачно.

В начале декабря вся компания вновь перебралась в Джерси, как можно ближе к своим родным домам, и настроение в группе улучшилось. Альбом был передан в производство, и музыканты с нетерпением ждали наступления Рождества, чтобы вернуться домой на праздники. В Джерси прилетел и Питер, который для начала купил отель, в котором все проживали. На производственном совещании он огорошил сотоварищей новостью, что изгнание из-за запутанности и неясности английского законодательства придется продолжить и в следующем году. Затем он набросал стратегический план — выпуск альбома, выпуск фильма и выпуск двойного «живого» альбома. И все это в наступающем году. Тогда, по его подсчетам, прибыль практически сравняется с теми деньгами, которые они могли бы заработать в отмененном турне. Остальным ничего не оставалось, как согласиться. Также в состоявшейся приватной беседе с Бонзо и Пейджем Грант категорически настоял на прохождении обоими курса лечения от наркозависимости. Питер не мог не обратить внимания на то, что ситуация стала угрожающей для здоровья Джона и Джимми — дозы возросли неимоверно.

На острове Джерси музыканты бездельничали, и стали от нечего делать слоняться по окрестностям. Джонс и Бонзо обнаружили некий рок-н-ролльный бар и забрели туда отдохнуть. Местный пианист Норман Хэйл (Norman Hale) опознал рок-звезд и пригласил их на сцену. Басист и барабанщик не заставили себя долго упрашивать и поджэмовали в свое удовольствие. Уходя, они пообещали вернуться всей группой.

10 декабря в бар вошли Плант, Пейдж, Джонс и Бонэм. Плант еще испытывал сильные боли, но передвигался уже без костылей. Публика была ошеломлена, и встретила наших героев громовыми овациями. Музыканты поднялись на сцену и стали играть, испытывая огромное удовольствие от «живого» звука. Играли почти сорок минут — в основном, рок-н-ролльную классику. Джонс играл на басе, а Норман — на клавишных. Публика визжала от восторга, но хозяевам клуба это зрелище вскоре надоело, и они выключили свет, пытаясь убрать Зеппелинов со сцены. Посланный с «дипломатической» миссией Бонзо быстро навел порядок — свет включили и больше помешать не пытались. Музыканты играли сколько хотели. Роберт весь концерт просидел на стуле, так как опасался  еще полностью опираться на больную ногу. Только когда требовалось взять высокую ноту, он привставал.

24 декабря на Рождество музыканты вернулись домой, а 31 декабря Пейдж вылетел в Нью-Йорк для окончательной доводки нового альбома, который имел рабочее название «Обелиск».

В тот же день Роберт Плант впервые смог ходить, не чувствуя боли. Вокалист снова был в прекрасной форме, и уже ничто не мешало ему выполнять его прямые обязанности. Только вот группа была уже не та. «Led Zeppelin» миновали свой пик, завершив самый успешный год в своей карьере. Больше они на такую высоту не поднимутся. С другой стороны, они ведь тоже люди. Такие же, как и мы с вами.

 


1976

 

Этот год стал самым странным и непонятным в истории группы. Существует слишком много вопросов, на которые до сегодняшнего дня так и не получено ответа. Например, почему группа так и не выступила на концерте, посвященном Дню Независимости Соединенных Штатов Америки? Ведь Плант уже в январе не испытывал никаких проблем с ногой. Почему группа вообще нигде не выступала, ограничившись только выпуском альбомов и фильма? Наконец, почему при явном наличии у всех участников группы огромного количества свободного времени, не было никаких репетиций и записи еще одной новой пластинки? На эти вопросы нет ответов. Зеппелины и раньше заставляли удивляться некоторым своим решениям, но на этот раз заставили просто недоумевать своих поклонников. В качестве одной из версий наблюдатели выдвигают явные проблемы со здоровьем у Джимми Пейджа и Джона Бонэма. Гитаристу не помогли пройденные им курсы лечения от наркозависимости, и это стало одной из главных причин его низкой творческой активности, а остальные ведь все время тянулись за ним. Впрочем, это всего лишь версия...

В январе Плант, Бонзо и Джонс приехали в Нью-Йорк, где тогда находился Джимми Пейдж. Музыканты жили все вместе в одном из домов возле Центрального Парка, где каждый арендовал по шикарной квартире. Неподалеку от них жили Мик Джаггер, Кит Ричарде и Билл Ваймен. Ближе к Лонг-Айленду в полном составе разместилась группа «Fleetwood Mac», чуть южнее в одной веселой коммуне жили несколько художников и поэтов.

23 января в зале «Radio City Music Hall» в Нью-Йорке выступала группа «Deep Purple». Незадолго до конца концерта на сцену неожиданно вывалился пьяный Джон Бонэм и произнес короткую рекламную речь. Для начала он представился, а затем сообщил, что у группы «Led Zeppelin» скоро выходит новый альбом и «...чтобы все его купили, иначе бошки поотрываю».

В феврале «New Musical Express» обнародовал итоги голосования за прошедший год — группа получила все мыслимые призы как в британской, так и в международной части номинаций. И опять всем было не до радости. Бонзо все глубже и глубже погружался в меланхолию, а Пейджу уже многие вещи были до лампочки. Кроме очередной дозы.

В середине марта Пейдж объявился в Лондоне. Цель поездки была деловая — целая серия интервью, посвященных намеченному на апрель выпуску альбома, который теперь назывался уже не «Обелиск», a «Presence». Хотя его обложка и не претерпела никаких изменений, Пейджа просто замучили вопросами о некоторых странностях, запечатленных на конверте диска, и Джимми пришлось отдуваться по полной программе, поскольку именно он являлся автором идеи.

Джимми Пейдж:

«Первоначально я хотел, чтобы альбом назывался «Обелиск», в полном соответствии с черным предметом, который присутствует на всех фотографиях. Но затем мне в голову пришла другая мысль — именно слово «присутствие» (Presence — прим. автора) является ключевым. Мы, то есть наша группа, не можем сейчас быть там, где хотим. Но наше присутствие — пусть незримо - ощутимо для многих людей. Если нас нет дома, то это не значит, что нас вообще нигде нет. Я обратился к одному знакомому ученому (гипнотизеру Майклу Дэвидсу (Michael Davids), который был позднее разоблачен как аферист. -прим. автора), большому нашему поклоннику, с вопросом о том, с чем он нас ассоциирует. Он сказал, что с Черным Обелиском. В нем ощущается сила, власть, тайна и энергетика».

31 марта в США и 6 апреля в Великобритании седьмой альбом «Presence» был выпущен в свет.

 

PRESENCE

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 1

Количество недель в ТОР-10: 12

Наивысшее место в хит-параде США: 1

Количество недель в ТОР-10: 20

Дата релиза компакт-диска: март 1988 года.

1. Achilles Last Stand (Page - Plant)

Многие серьезные композиторы, в том числе и «классики», услышав эту композицию, выразили мнение, что Джимми Пейдж «...повзрослел», и как автор музыки стал еще более совершенен. Музыкальные аналитики сумели разглядеть в этой вещи явный отсыл к Стравинскому, но другие считали, что это все же оригинальное творение Джимми. В целом композиция производит просто завораживающее впечатление и потрясает своей глубиной. Эта вещь, во многом, стала отражением путешествия Пейджа и Планта по Марокко летом 1975 года. Кстати, правильно трактовать название как «Последняя битва Ахилла», а не «стоянка». Постоянный концертный номер с американских гастролей 1977 года до конца карьеры.

2. For Your Life (Page - Plant)

В эмоциональном плане эта вещь является логическим продолжением предыдущей, но мелодически она более мягкая. И здесь гитарная работа Джимми великолепна, а игра всей команды безупречна. В трэк-листе отсутствует.

3. Royal Orleans (Page — Plant - Jones — Bonham)

Джон Пол Джонс, основной автор этой вещи, посвятил ее одному отелю в Новом Орлеане, с которым у группы было связано несколько приключений. Отсюда и название. И вновь игра Пейджа поражает разнообразием. И безупречностью. Обращает на себя внимание очень своеобразная партия бас-гитары. Несколько в духе молодых групп середины семидесятых, что лишний раз доказывало, что группа достаточно внимательно следила за тем, что происходит вокруг. На концертах не исполнялась.

4. Nobody ' s Fault But Mine (Page - Plant)

Блестящая вещь с типично зеппелиновскими ходами — фактически здесь в сжатом виде команда представила все свои фирменные приемы. Автор текста Плант в значительной степени отразил свои переживания, мысли и чувства по поводу недавних греческих событий. И одновременно предвосхитил недалекое будущее. Естественно, в тот момент он этого не знал. С первого концерта последнего американского турне и по 7 июля 1980 года постоянный концертный номер.

5. Candy Store Rock (Page - Plant)

Некоторые журналисты обрушились на группу с обвинениями в пропаганде панк-рока, называя в качестве образца именно эту вещь. Но это большое заблуждение и явно предвзятая оценка. Конечно, нельзя это назвать типичным «Led Zeppelin», но долго «зависать» на одном и том же не в правилах наших героев. Здесь они слегка порезвились, но не более того. На концертах не исполнялась.

6. Hots On For Nowhere (Page - Plant)

И эта вещь получила свою порцию критики, правда меньшую, чем предыдущая. В песне содержится несколько ярких моментов взаимодействия Бонзо и Пейджа, что еще раз доказывало оригинальность и неповторимость зеппелиновского саунда. Джимми — в потрясающей форме, и от его соло в средней части композиции просто захватывает дух. На концертах отсутствовала.

7. Tea For One (Page - Plant)

Потрясающий блюз, который иначе как возвращением к корням и не назовешь. Композиция настолько точно отразила время года, когда она записывалась, что моментами кажется, что находишься под пронизывающим осенним ветром. Ну а соло Пейджа — прямая ассоциация с падающим с дерева листом — просто блеск! Отсутствие этой композиции в концертной программе не может не вызывать сожаления. Она могла бы стать достойной заменой «Since I've Been Loving You».

Несмотря на то, что этот альбом (как и предшествующие) поднялся на верхние ступени хит-парада Британии и США, публика все же недооценила его, и это, пожалуй, единственный альбом Зеппелинов, который до сих пор почему-то упоминается вскользь. А работа, между тем, получилась интересной, полностью гитарной, жесткой — и оттого возможной для воспроизведения на сцене. На мой взгляд, после выхода данной пластинки группа фактически упустила свой счастливый шанс. Если бы программа последующих концертных выступлений была составлена из композиций с шестого и седьмого альбомов, то она по своей динамике могла соответствовать веянию того времени, и никто не смог бы называть их «динозаврами» — согласитесь, подобный «титул» хорош для музейного экспоната, а не для концертирующей группы. Замечательные вещи типа «The Song Remains The Same», «The Rain Song», «Over The Hills...», «Black Dog» и т.п., великолепные, но утратившие сиюминутную актуальность, вполне можно было заменить новым материалом, а «нетленку» «Stairway To Heaven» перевести в разряд «песен на бис». Но Пейдж, витавший в героиновых грезах, не пошел по этому пути, возможно он его даже и не рассматривал.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!