Тема 25. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943)



1. Значение:

ü Крупнейшая фигура в РМ к.19-1п. 20в.

ü Деятельность многогранна: гениальный пианист; крупнейший дирижер; величайший композитор-романтик, наследие которого охватывает практически все жанры.

2. Наследие:

§ 3 оперы («Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»);

§ 6 симфонических партитур: 3 симфонии, фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мёртвых», «симфонические танцы»;

§ Вокально-инструментальная музыка (кантата «Весна» на ст. Некрасова), вокально-симфоническая поэма «Колокола» на сл. Эдгара По)

§ Хоровые сочинения («Всенощное бдение», «Литургия»)

§ Романсы: около 90

§ Фортепианная музыка (5 ф-х концертов, 2 сонаты, прелюдии, «Музыкальные моменты», 17 этюдов-картин)

3. Жизненный и творческий путь:

Жизнь до 1917 года в России.

Имение Онег близ Новгорода; старинный дворянский род; отец – военный, мать – дочь генерала; Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора – отличный пианист, ученик Дж.Фильда. Отец часами фантазировал за роялем, развлекал светских знакомых. В молодости он служил в Гродненском гусарском полку. Первое впечатление получил от новгородских колокольных звонов. Первые уроки музыки будущему композитору преподала мать.

Учился в Петербургской (В.Демянский) и Московской консерваториях (учителя: Зверев, Зилоти, Танеев, Аренский). Дипломной работой была одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы».

Исполнительская деятельность. После повала 1 симфонии не сочинял около 3-х лет. «Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки».

К 1900г. кризис был преодолен. Дирижер большого театра, гениальные интерпретации русской оперной классики; заграничные гастроли. Женитьба на Н.А.Сатиной, счастливый брак.

1914 – 1918 – 1-я мировая война, которую очень тяжело переживал Р.;

Заграничный период (1917-1943)

  1917г. - Октябрьская революция, тревожная обстановка, прекращалась музыкальная жизнь страны. Как раз в эти дни Р. Был приглашен на гастроли в Швецию. Получив разрешение на выезд, Р. Вместе с семьей уезжает туда.

  Выступает в качестве пианиста в США (25 сезонов).

Тоска по родине, мало сочиняет.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить».

В годы ВОВ давал концерты, сбор от которых шел в фонд Красной Армии.

1943г. – смерть от рака.

 

 

4. Темы творчества:

· Тема Родины – центральная во всех жанрах;

· Лирика разных оттенков (светло-возвышенная, пейзажная, трагедийная);

· Усиление трагедийного от раннего творчества к позднему;

Р. Называли «певцом смерти и трагических настроений»

5. Стиль:

§ Величайший мелодист в ИМ; традиции протяжных песен и знаменного пения;

§ Центральный жанр – фортепианная музыка; стиль большой концертной эстрады, виртуозный и красочный;

§ Колокольность – основа музыки Р.

Список музыки:

Прелюдия до-диез минор

Вокализ

Ф-й концерт №2: 1часть

 


Тема 26. Анатолий Константинович Лядов (1855-1914 ) – крупный композитор, дирижер и педагог, один из самых талантливых учеников Н.А.Римского-Корсакова. Одаренность Лядова проявлялась не только в музыке: подобно многим творцам «серебряного века» (А.Скрябину, М.К.Чюрленису), он сочинял стихи, занимался рисованием. Его любимыми писателями были А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.М.Достоевский, Х.К.Андерсен.

В творческих установках Лядова романтическая образность его музыки отразила традиционные для 19в. сферы фантастики и лирики. Его творчество – своеобразный уход в «храм искусства» от окружающей «обывательщины». Мир его музыки в основном инструментальной сложился под влиянием внутренних установок: на воплощение идеалов красоты и гармонии в миниатюрных образах.

Программная симфоническая картина «Кикимора».

Программа взята композитором из сборника И.Сахарова «Сказания русского народа». Сказка удивительно точно прочитана в оркестровых звуках.

Во вступлении на фоне зловещего пейзажа «у кудесника в каменных горах» слышна то баюкающая мелодия, то звон «хрустальчатой колыбельки». Низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок (тема кота-баюна), на фоне которого возникает простой колыбельный напев у английского рожка, прерываемый зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки (музыка прозрачная,звенящая, механическая).

Основной раздел пьесы (presto) открывают аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

 «Музыкальная табакерка» (из юношеского ф-го цикла «Бирюльки»

 Вальс-шутка). Пьеса посвящена сыну Михаилу.

В этом произведении воспроизведено звучание заводного механизма, который включается, если открыть крышку ящика.

Композитор искусно передает «неживой» характер музыки – «стеклянность» звучания, механическую точность, ритмическое и динамическое однообразие(рр).

Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936) — один из крупнейших русских композиторов конца 19 — начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского. Ученик и соратник Римского-Корсакова. Сумел найти свое место в культуре на «грани веков» как «собиратель» традиций русской музыкальной классики, прирожденный симфонист и выдающийся общественный деятель, пропагандист РМ. После смерти А.Бородина вместе с Р-К завершили оперу «Князь Игорь», редактировали произведения М.Глинки. После смерти М. Беляева стал одним из руководителей Попечительского совета, отдавая много сил организации концертной и издательской работы. Работал в Петербургской консерватории, почти четверть века был ее директором.

Наследие: основное место занимает инструментальная музыка. 8 симфоний; 7 струнных квартетов; 2 квартетные сюиты; сочинения для отдельных инструментов; 3 балета, среди которых особой популярностью пользуется Балет «Раймонда».

Музыка была написана по предложению дирекции императорских театров. В основу положен легендарный сюжет из рыцарских времен. В нем рассказывается о переживаниях племянницы прованской графини Раймонды, ждущей своего жениха де Бриенна из крестового похода. Сарацин Абдерахман, плененный ее красотой, пытается похитить ее, но вернувшийся рыцарь вступает с ним в поединок и убивает его.

На этой основе писательница Л.Пашкова создала либретто, переработанное постановщиком балета знаменитым М.Петипа.

1 д. Большой вальс. На упругих волнах вальсового ритма возникает пластичная, полетная мелодия вальса; элегическая мечтательность сочетается с изящной экспрессией. Исполняемая солирующей скрипкой, она льется широко и страстно, напоена радостью и светом. Воспринимается как песнь счастливой любви.

Антракт ко 2 д. господстует праздничное настроение. Обрисовка восточных образов (Абдерахмана и его свиты) .

Испанский танец. Скупыми средствами, лаконичными, но очень тонкими штрихами композитор создал музыкальный образ, который сконцентрировал в себе представления о танцах испанского народа под звуки гитары и кастаньет.

Сергей Иванович Танеев (1856-1915). Ученик П.И.Чайковского и Н.Г.Рубинштейна, стал одним из основоположников московской композиторской школы.

Творческий облик Танеева отличается многогранностью:

· крупнейший композитор рубежа веков;

· прекрасный педагог;

· талантливый теоретик-музыковед;

· один из крупнейших пианистов;

· глубокий интерпретатор старинной и новой музыки.

Танеев возродил классицистские традиции в РМ. Обращался к рациональным моделям искусства Ренессанса, позднего барокко, венского классицизма (предвосхитил направление «неоклассицизм»).

Из симфоний, созданных композитором, самой известной является последняя Четвертая симфония (до минор). Концепция симфонии оптимистична, она утверждает «путь от хаоса и мрака к ясности и разуму». В музыке противопоставлены драматические суровые образы и мир светлой лирики. Симфония представляет собой классический четырехчастный цикл: сонатное allegro, Adagio, скерцо, финал. Части симфонии связаны единым замыслом, «подобным главам романа или актам пьесы». 1 часть открывается Вступлением – тезис, л/т симфонии, интонационное ядро, из которого вырастут другие темы. Властная, призывная, энергичная и мощная, звучит в унисон у медных и струнных в остром ритме. ГП – сурово-драматический образ, смятенный, беспокойный. ПП – интонационно связана со Вст., лирическая, вальсообразная, плавная, мечтательная.


Тема 27. И.Ф.Стравинский(1882 - 1971)

И.Ф.С. родился в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Отец был одним из известнейших артистов Мариинского оперного театра а Петербурге. Мать хорошо играла на фортепиано. В роду были музыканты, поэты, художники. Отец располагал богатой нотной и книжной библиотекой, редкостной коллекцией гравюр. Посещение спектаклей с участием отца, домашние музыкальные вечера были для мальчика привычным элементом семейного быта. Летом увлекался живописью, писал с натуры. Участвовал в любительских спектаклях. Много читал. Его книжные пристрастия – Толстой, Шекспир, Софокл, Достоевский.

В 9 лет начал заниматься ф-ной игрой. В последних классах гимназии начал брать уроки теории музыки.

Затем обучался в Петербургском Университете, юридический факультет, продолжая занятия музыкой «для себя». Среди его товарищей оказался младший сын Р-К, через которого и состоялось знакомство С. с великим композитором, который и стал его учителем. Р-К понял, что С. Нужно не прохождение курса консерватории, а приобретение навыков практического сочинения. Остальное сделает талант. Именно поэтому С. Не получил профессионального образования.

Общение было недолгим: систематические занятия начались тогда, когда С. окончил университет, в 1905г., а в 1908г. Р-К скончался. «Немногие были так близки мне, как Р-К. Он стал мне вроде названного отца».

Решающую роль для дальнейшей судьбы С. Сыграло знакомство с С.П.Дягилевым – первым русским антрепренером и импресарио. С 1906 г. начинается многолетняя дягилевская эпопея пропаганды русского искусства за рубежом, в Париже. С 1909 – 1926 в «Русских сезонах» Д. осуществляет около 80 постановок балетных и оперных спектаклей. Он работал с крупнейшими мастерами: Р-К, Рахманиновым, Стравинским, Шаляпиным, Карсавиной и т.д. «никто не смог бы заменить его», так сказал о Дягилеве М. де Фалья, испанский композитор 20 века.

 В 1909 г. С. Получил заказ от Дягилева на балет «Жар-птица» для «Русских Сезонов в Париже». Этим сочинением открылась длительная полоса творческого содружества Д. со С. На протяжении 2-х десятилетий почти все созданное гением С. находило свое первое рождение в музыкальном театре Д., назвавшего его своим «первым сыном».

Через год он пишет «Петрушку», а спустя еще 2 года «Весну священную».

С 1914 г. живет за границей (Швейцария, Франция), дирижерская деятельность. В 1939 г. принимает американское гражданство и живет в США. В 1962 г. его с восторгом приняли в Петербурге и Москве. Концертами из его произведений он дирижировал сам.

Умер И.Ф.Стравинский в Нью-Йорке в 1971 г. Похоронен в Венеции, рядом с С.Дягилевым, творцом русских сезонов, открывшим всему миру гения Стравинского.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!