Различают следующие виды балета:
· серьезный (на трагический сюжет)/ полусерьезный (пасторальный),
· комический (на бытовые темы),
· романтический (на сюжет из мира фантастики или произведений писателей-романтиков).
Танцы делятся на: классические (танец на пуантах) и характерные (танец на всей ступне).
Пантомима – составная часть балета, в которой сценическое действие передается жестом и мимикой.
Дивертисмент - вставка в виде отдельных танцев, которые не всегда связаны с сюжетной линией (кордебалет).
Сольный танец - «фуэте» - повороты корпуса с поднятием на пальцы. «Антраша» - скачки, прыжки.
Ансамблевые танцы: «Па-де-де» (2 исполнителя), «Па де труа» (3 ), «Па де кард» (4); массовые сцены исполняет кордебалет.
Исполнительница женских ролей в балете называется балерина – танцовщица. Известные балерины – Майя Плисецкая, Галина Уланова, Светлана Захарова. Исполнитель мужской роли – балерон – танцовщик. Известные танцовщики – А.Н. Ермолаев, Б.И. Хохлов, Ю.К. Владимиров.
Женский костюм: укороченное платье – пачка (короткая, пышная многослойная юбка). Тюник – удлиненная юбка. Специальные балетные туфли – пуанты.
Создатели балетного спектакля: либреттист (автор сценария), композитор (пишет музыку), балетмейстер (постановщик танцев), художник-декоратор, художник по костюмам. Наиболее известные балетмейстеры: Мариус Петипа, Юрий Григорович, Валентин Елизарьев.
Балеты, получившие мировую известность: Чайковский («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»); Глазунов («Раймонда»); Стравинский («Жар-птица», «Петрушка»); Прокофьев («Ромео и Джульетта», «Золушка»); Хачатурян («Гаяне», «Спартак»); Щедрин («Конек-горбунок»)
|
|
Академические театры оперы и балета: Национальный театр оперы и балета в Минске, Большой театр России, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Франция – Гранд-опера, Италия – театр Ла Скала, США – Метраполитен-опера.
Тема 23. Музыкальная культура России рубежа XIX – XX веков
1. Значение:
Этот период охватывает четверть века (1890 - 1917), является одним из самых интересных и значительных в истории РМ. Значительность периода отражена в его названии: философ Николай Бердяев, по аналогии с «Золотым веком» пушкинского времени, назвал период рубежа 19-20 веков «Серебряным веком». Другие названия: «Русский культурный ренессанс», «Новое Русское возрождение».
Историческая справка:
1904 – 1905 Русско-Японская война
1905 – 1907 - 1-я русская революция
1914 – 1918 - 1-я мировая война
1917 - Февральская революция, Октябрьская революция, гражданская война.
3. Художественная жизнь:
Несмотря на тяжелое время социальных потрясений, художественная жизнь протекала интенсивно. Выдвигается плеяда молодых поэтов, художников, которые выступают за решительное обновление литературы, живописи, музыки. Это период «Золотой поры» русской философии.
|
|
Крупнейшие фигуры философской мысли: Ницше, Шопенгауэр, Бьернсон, Кант и др.;
Литература: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М. Горький, Крыленко и др.;
Поэзия: К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, В.Иванов и др.;
Театр: 1898г. - открытие Московского Художественного Театра под руководством К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко. Пышный расцвет балетного искусства.
Живопись: «Мир искусства». Объединение художников, возникло в Петербурге в 1898г. Выпускали одноименный журнал, где раскрывали свои взгляды на искусство. В составе объединения: А. Бенуа (глава), С. Дягилев (организатор), Л.Бакст, М.Врубель, Н.Рерих, В.Серов, Головин, Сомов и др.
Сергей Павлович Дягилев - русский театральный и художественный деятель, один из основоположников объединения «Мир искусства», Пропагандировал русскую культуру за рубежом, кульминацией его деятельности были «Русские сезоны» в Париже и Лондоне в 1907-1914 гг. Благодаря Дягилеву опера и балет завоевали мировую сцену.
Основной принцип «мирискуссников» - отрицание идей передвижников (60-е гг. 19в.). На смену социальной теме приходят другие: историческая, обращение к прошлому, античности. Уход в мир прошлого, гротескных полусказочных образов. Внимание к краске.
|
|
При всей пестроте, поисков музыка развивается целым рядом направлений. Одно из них – это продолжение классических традиций – Академическое. В состав вошли «Беляевцы»: Н.А. Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, А.К.Лядов (Петербургская шк); С.И.Танеев (Московская шк).
К этому направлению еще относятся русские меценаты и музыкально-общественные деятели:
Митрофан Петрович Беляев– известный русский музыкальный издатель и меценат, богатый лесопромышленник, основатель издательства, которое выпускало произведения русских композиторов, был организатором «Русских симфонических концертов». Благодаря Беляеву была учреждена ежегодная премия имени М.И. Глинки за лучшие камерные, симфонические и инструментальные произведения.
Савва Иванович Мамонтов - крупный промышленник, организовал Московскую частную оперу, пропагандировал русское искусство.
Сергей Иванович Зимин - русский театральный деятель. Организовал частный оперный театр в Москве, считал себя продолжателем дела С. Мамонтова.
С другой стороны большим течением развивался Модерн (от фр. – новейший, современный). Стиль соприкоснулся фактически со всеми видами искусств, в том числе и музыка. Предстал самым необычным и самым быстротечным из всех исторических стилей. Сегодня очевидно, что он занимает среди других музыкальных стилей столь же важное место, как и его предшественники.
|
|
Необычность стиля модерн в стремлении подчинить себе всю окружающую среду: стиль жизни, моду, манеру поведения, афиши, витрины, тип мышления, творчество. Модерн был одержим идеей новизны, рождением новых художественных концепций, поиском новых форм, новаторских опытов в области языка.
Стиль модерн коснулся всех без исключения русских композиторов, живших на рубеже веков.
Особенности проявления стиля модерн в творчестве композиторов:
1) Нормы стиля редко выдерживались полностью, т.к. существовал в полифоническом сплетении с множеством иных направлений рубежа.
Вторичность музыкального модерна по отношению к архитектурному, изобразительному. Влияние архитектурных жанров на образность музыкального искусства: декоративность, орнаментальность, свободная мелодическая линия. Мелодия теряет певучесть, ее отличает извилистость, изломанность, прихотливость мелодического и ритмического рисунка, особое отношение фона.
2) Новаторство в области музыкального языка.
Образно-сюжетный пласт: темы молодости, весны, порыва; особое место занимает культ женской красоты: возвышенные, неземные и исступленно-страстные образы (Снегурочка и Купава; Царевна Лебедь); интерес к сказочности(Римский-Корсаков, Лядов, Черепнин, Метнер, Стравинский)
Русский модерн проявляется в тенденции Неоклассицизма и Символизма.
Неоклассицизм – направление в музыке 20в., представители которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам эпохи барокко, раннего классицизма (возрождение жанра сюиты, concerto grosso, полифонических циклов).
В музыке: Римский-Корсаков, А.Лядов, С. Прокофьев, Ф.Стравинский, С. Танеев, Н.Метнер, А.Глазунов и др.
Символизм – одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке, живописи), возникло во Франции.
В своих произведениях художники старались отобразить жизнь каждой души – полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолетных впечатлений.
Внутренний мир личности для русских поэтов - был показателем общего трагического состояния мира, в том числе «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель.
Характеризуется передачей смысла в незаконченном состоянии, допускающем разные толкования.
В музыке: С. Танеев, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Рахманинов и др.
В живописи: Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911) – литовский композитор и художник.
Творчество Чюрлениса – яркая и самобытная страница в истории не только литовского, но и мирового изобразительного искусства. В свое время было много сказано и написано о том, что Чюрленис картинами хотел выразить музыку. Что красками он стремился передать музыкальные звуки. И потому будто бы его художественные произведения часто носят музыкальные названия – фуга, прелюдия, соната. Чюрленис, музыкант большого таланта и обширных знаний, глубже чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой.
Стиль модерн предвосхитил изменения в художественной культуре 20 столетия(авангард 1920-х г., конструктивизм). В нем совместились 2 разнонаправленных стремления – к языковой новизне и ассимиляции(уподобление) стилистических моделей предшествующих эпох.
Тема 24. А.Н. Скрябин (1871 – 1915)
1. Значение:
Скрябин – уникальный художник в истории русской музыки и истории мировой культуры. Как истинный сын конца 19 века, в своей музыке он отразил тревожный, напряженный пульс своего времени, когда русское общество пребывало в томительных ожиданиях грядущих перемен.
2. Наследие: 1)ф-я музыка: 10 сонат, , фортепианный концерт, около 20 фортепианных поэм
26 этюдов, около 100 прелюдий.
2) симфонические произведения: 3 симфонии, симфонические поэмы «Мечты», «Поэма экстаза», «Прометей».
3. Жизненный и творческий путь:
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!