Годы признания Гершвина – композитора.
Двадцатые годы стали счастливым временем признания для Гершвина композитора.
С «Рапсодией в блюзовых тонах» для фортепиано и оркестра пришла и мировая слава. Это сочинение открыло новые возможности для использования джаза в симфонической музыке.
Пришёл и материальный достаток, был куплен большой пятиэтажный дом, возникли условия для осуществления давней мечты об увлекательном путешествии по маршруту Лондон – Париж – Вена. Состоялся дирижёрский дебют. Наряду с мюзиклами, песнями, джазовыми композициями создаётся серьёзная музыка: Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром, симфоническая увертюра «Румба», опера «Порги и Бесс».
Последний период творчества.
Работа над созданием музыки требовала от Гершвина нервного напряжения, истощала силы. По совету врачей он попытался изменить свою жизнь, поменять климат, перебрался в Калифорнию и согласился на предложение Голливуда поработать для кино. Так появились песни к кинофильмам «Три товарища», «Мы будем танцевать», «Девушка в беде». Но киномузыка не увлекла композитора.
На 39-ом году, вследствие тяжёлого заболевания (опухоль головного мозга), он ушёл из жизни. Его похоронили на кладбище в Нью-Йорке.
Слушали: Рапсодия в блюзовых тонах
Для фортепиано и оркестра
Это сочинение написано Джорджем Гершвиным по заказу руководителя оркестра «Симфоджаз» Пола Уайтмена, всего за месяц.
|
|
Название сочинение получило не сразу. Поначалу сам Джордж Гершвин назвал его «Американской рапсодией». Но окончательный вариант названия - «Рапсодия в блюзовых тонах» – предложил брат Джорджа, Айра Гершвин.
Композиция: три раздела и кода.
I раздел.
Открывается глиссандо кларнета, из которого рождается первая тема, сотканная из секундовых мотивов. Ставшая такой популярной, эта мелодия (блюзовая), может быть, и подарила произведению его название.
Вслед за ней у медных духовых инструментов в низком регистре появляется вторая тема, но не целиком. Тема – танцевальная.
Вслед за оркестром вступит солист-пианист. Так начнётся 1-ый сольный эпизод, построенный на развитии блюзовой темы.
Появляющаяся у оркестра танцевальная тема, выполняющая роль связки между I и II разделами «Рапсодии». Своим напористым характером она близка второй теме.
II раздел.
Открывается синкопированной мелодией в низком регистре- третья тема. Она полна удали и энергии.
музыка замедляет движение, начинается 2-ой сольный эпизод, построенный на развитии второй темы. Здесь она звучит в высоком регистре достаточно динамично. В диалог с ней вступают фразы блюзовой темы. Музыка чередуется с третьей темой.
|
|
III раздел.
Открывается мелодией широкого дыхания у струнных смычковых инструментов- четвертая тема.
Это своеобразная лирическая кульминация «Рапсодии». В 3-ем сольном эпизодев низком регистре жёстко звучат мотивы второй темы.
Всё движение музыки направлено к патетически звучащей коде.
Слушали: Опера «Порги и Бесс»
Действие происходит в Южной Америке, на морском берегу, во дворе большого дома на окраине города Чарльстона. Жилище негров – рыбаков грузчиков и нищих.
Действующие герои:
Порги (бедняк калека) бас-баритон
Бесс (жена Порги) сопрано
Спортинг Лайф (продавец кокаина) тенор
Краун (негр-игрок) баритон
Клара (жена Джека) сопрано
Колыбельная Клары, си минор. Образ Клары исполнен нежности, чистоты, человечности, которые сохранились в ней, невзирая на нищету и пороки. Это задумчивый напев в стиле блюз. | Дуэт Порги и Бесс, Си-бемоль мажор. Бесс, полюбив Порги, обретает спокойствие. В вокальной партии исчезает резкая угловатость, краткие речитативные фразы. Мелодия наполнена широким дыханием. Дуэт написан в блюзовом ладу (мажоро-минор с низкой 7 ступенью). |
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!