Картина «Ранней весной». №5. Хор «Вот благая, долгожданная весна»



Песня-встреча весны. Начинается кличем: четырехзвучная попевка в диапазоне кварты станет основным тематическим материалом.

Упругое пение мужского, а затем и женского хора (1элемент) сменяются бегом на новом тематическом построении (нет контраста). И снова – клич мужского хора.

Весь материал повторяется трижды.

Картина «В таверне». №12. «Плач жареного лебедя»

Это комедийная сценка-монолог царственной птицы, попавшей на обеденный стол.

Куплетная форма: запев – соло, припев – хор. Вокальная партия для высокого мужского голоса (тенор-фальцет), исполняется с надрывом.

Вст. наполнено восходящими и нисходящими интонациями стона, мольбы.

Монолог начинается с кульминации. Вокальная мелодия по характеру напоминает похоронный марш, но комедийный (авт.ремарка – постоянно с иронией). А в ответ – реплика хора и отыгрыш оркестра – «комментатора всех событий».

Картина «Суд любви». №15. «Амур летает всюду».

Номер необычен, захватывает импрессионистскими красками. 3хчастная композиция: кр.разделы – хор мальчиков-«ангелов», несущих любовь; ср.раздел – страстное соло сопрано.

1раздел – диалог хора и прозрачного оркестра. В вокальной партии простая фраза.

Ср.раздел – каждый слог подчеркнут, мелодия диатонична, но экспрессивна.


Тема 29                        Музыкальная культура Польши.

Кшиштоф Пендерецкий (1933)

      Жизненный и творческий путь.

Детство и юность, период поисков и экспериментов.

       Родился в семье адвоката, в городе Денбице. С шести лет начались занятия скрипкой, в пятнадцать – появилось твёрдое решение стать профессионалом. Вслед за гимназическими годами – средняя музыкальная школа в Кракове.

 В 21 год Кшиштоф поступает в Краковскую Высшую школу музыки по классу композиции. Он упорно изучает сочинения К. Дебюсси, Б. Бартока, О. Мессиана, пишет инструментальные сочинения: Квартет, симфоническое скерцо, миниатюры для кларнета и фортепиано, пьесы для флейты. Конкурс Союза польских композиторов оказался для Кшиштофа невероятно удачным: завоёваны все три премии!

       После такой блестящей победы пришла и слава, а с ней и предложения от различных издательств, возможность побывать в Германии, во Франции, участвуя в фестивалях современной музыки. В 60-ые годы появляются новые сочинения для различных исполнительских составов. Среди них пьеса «Плач по жертвам Хиросимы», «Полиморфия» на 48 струнных инструментах.

      Зрелый период творчества, обращение к традициям позднего романтизма.

       Во второй половине 60-х – 80-ые годы Кш. Пендерецкий работает и живёт в Германии, Австрии, США. В 1972 году становится ректором Краковской Высшей школы музыки и параллельно ведёт класс композиции в Йельском университете Америки. В эти годы раскрывается ещё одна грань творческой одарённости композитора- дирижёр.

       Создаются «Страсти по Луке» для солистов, чтеца, трёх смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра; « Dies irae » - оратория памяти жертв Освенцима, «Заутреня» –произведение в двух частях на тексты православной службы для пяти солистов, двух смешанных хоров и оркестра; Lacrimosa для сопрано, хора, симфонического оркестра. Пишет Кш. Пендерецкий и симфоническую музыку: Первая и Вторая симфонии.

       Кш. Пендерецкий вслушивается в игру великих музыкантов и восторгается их мастерством. И пишет в расчёте на конкретных исполнителей: для Мстислава Ростроповича – Сонату для виолончели с оркестром, Каприччио  для виолончели соло; для Анне-Софи Муттер – Второй скрипичный концерт.

       У сочинений Кш. Пендерецкого заслуженно счастливая судьба, они абсолютно все исполняются. Премьеры новых опусов планируются на несколько лет вперед.

 

       Слушали: «Плач по жертвам Хиросимы».

 

 

Музыкальная культура США .

Джордж Гершвин (1899 – 1937)

Жизненный и творческий путь.

Детство, юность, первые сочинения.

Джордж Гершвин родился в Нью-Йорке, в семье русских эмигрантов. В семье было четверо детей. Джордж, второй ребенок, провёл детство на улицах: играл в футбол, катался на роликовых коньках, не отличался особым прилежанием в школе. Но одно событие в жизни восьмилетнего Джорджа резко изменило эту жизнь: в семье Гершвина появилось фортепиано, Джордж за короткое время научился на нём играть. Родители смогли пригласить для сына частных учителей. Систематического музыкального образования Джордж Гершвин не получил, но, кроме уроков фортепианной игры, он много занимался оркестровкой и гармонией. Настоящей школой мастерства и школой жизни для Джорджа стала работа в издательстве лёгкой музыки «Тин Пэн Эли» ( «Аллея жестяных кастрюль»). Четырнадцатилетним юношей он стал пианистом-популяризатором с немалыми обязанностями: проигрывать в магазине для покупателей песни, для исполнителей подбирать репертуар, быть посредником между издателем и певцом. Его первая песня была написана здесь, её с успехом исполнила Софи Такер. К 1918 году Дж. Гершвина приметили и пригласили сотрудничать с издательством Хармса. Не все песни молодого композитора нравились слушателям, а вот « Swane е» (Swan – лебедь) произвела фурор. За год было продано около двух миллионов пластинок.

Песни появлялись одна за другой. В них встречались блюзовые интонации, мелодии в ритмах популярных американских танцев - регтайма, фокстрота.. А вскоре Гершвин предложил публике Бродвея мюзикл. Восемь следующих лет он отдал сочинению мюзиклов.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!