Прежде чем погрузиться в изучение этого феномена и практических способов работы с ним, коротко рассмотрим предыдущие пункты: импринты, инстинкты и рефлексы.



Наиболее сложная тема — импринты. Это те психические «следы», имеющие психофизиологическую основу, которые присущи человеку с момента рождения. Они могут быть наследственными, а могут быть совокупностью впечатлений от пребывания в лоне матери и от родовой травмы. Проблема заключается в том, что импринты связаны с настолько глубинными слоями бессознательной психической активности, что произвольное внимание не может их не то что контролировать, оно не в состоянии их даже зафиксировать. Можно сказать, что это фундамент "человеческой формы".

Если верить толтекской дисциплине, то нет таких фактов осознания, которые не были бы извлечены на поверхность в процессе трансформации энергетического тела. Но это, я думаю, последний рубеж.

Что же касается инстинктов и рефлексов, то все они в значительной мере утрачивают свою императивность и автоматичность благодаря сталкингу и перепросмотру. И тут часто встречается весьма любопытный феномен — пробуждение более древних инстинктов, не имеющих никакого отношения к тоналю. Ваше тело словно приобретает самостоятельность. С ним не нужно бороться. Тело «вспоминает», как наши предки обходились без тоналя, и реагирует на внешнюю энергетическую обстановку или на изменение условий энергообмена наиболее эффективным образом. Звериная интуиция и чувствительность, которую мы почти полностью утратили, вдруг проявляет себя и поначалу может даже испугать. Ведь мы настолько привыкли отождествлять себя с собственным тоналем, что любая самостоятельность «тела» воспринимается чуть ли не как вторжение чуждой воли. Я знаю это по собственному опыту и до сих пор помню, как я был поражен тем, что во время очередной прогулки мое тело без всякого участия со стороны моего осознания развернулось и поспешно отправилось в противоположную сторону.

А рефлексы, которые являются результатом научения в мире тоналя, просто постепенно «растворяются». Здесь медленным, но идеальным «растворителем» является безупречность, основа которой отрицает социальность вообще и постепенно освобождает от всех видов социального гипноза.

Что же такое внутренний диалог? Придется напомнить, что здесь не имеется в виду "внутренняя речь", или "внутренняя болтовня" (это лишь продукты внутреннего диалога). Мы говорим о коммуникации двух неосознанно противопоставленных в психическом пространстве объектов: чистого сенсорного сигнала (внешнего или внутреннего) и перцептивного механизма с его смыслопорождением и оценочностью.

Внутренний диалог порождает довольно громоздкое здание ментальной активности, состоящее из нескольких этажей или уровней. Все эти уровни тесно связаны с самим внутренним диалогом, совмещены с ним, поддерживаемы им и, в свою очередь, поддерживают его — вот почему порой так трудно разобраться, что же такое подлинное "безмолвие ума" или полноценная остановка внутреннего диалога.

Различные духовные искатели понимали это явление по-разному. Более того, исходя из своих представлений они делали различные выводы о цели подобной практики и ее длительности.

Скажем, широко распространено заблуждение, будто «безмолвие» может быть достигнуто навсегда. Мирра Ришар ("Мать"), сподвижница Шри Ауробиндо, например, писала:

"Разум должен научиться безмолвию — как оставаться спокойным, внимательным, молчаливым. Если вы попытаетесь просто заставить замолчать ваш ум, это окажется трудным делом, почти невозможным, так как материальный компонент разума никогда не прекращает своей деятельности. Он работает безостановочно, как магнитофон, который повторяет запись, пока его не выключат. С другой стороны, если вы научились переключать свое сознание в высшие сферы, подниматься над повседневным разумом, то засиявший Свет успокоит разум, он перестанет возбуждаться, и достигнутое таким образом безмолвие ментала будет постоянным. Раз войдя в эти сферы, вы можете оставаться там всегда — внешний разум будет постоянно спокоен". (Мать, т. 4. Вопросы и ответы, 1950 — 1 гг., с. 182.)

Конечно, то, о чем здесь написано, не является остановкой внутреннего диалога. Это лишь остановка ментального комментирования. Такое «комментирование» закрепляет результаты внутреннего диалога его постоянное разделение воспринимаемого поля на «я» и «не-я», на объекты, качества. Кроме того, «комментирование» создает дополнительные трудности тем, что занимается пространственным, а еще чаще — временным моделированием. «Комментатор» думает о прошлом, и о будущем, о близком и далеком, то сливаясь с внутренним диалогом, то «отстраняясь» от него.

Обратите внимание на то, каким образом Мирра Ришар советует своим ученикам заставить «комментатора» умолкнуть. Я назвал бы это методом "третьей точки" — по сути, модификация метода "свидетель".

Дело в том, что болтовня «комментатора» не может расти из самой, себя. Комментатор постоянно нуждается в опоре, в материале (сенсорном или интеллектуальном, неважно), идущем от «Я» или от внешнего поля. Рекомендуемый Миррой Ришар метод сводится к проецированию себя в некую "третью точку", равноудаленную как от привычного «Я», так и от импульсов внешней среды. Традиция Интегральной Йоги" размещает эту точку над макушкой головы, другие школы могут «отправлять» внимание, например, в область затылка или за спину — суть, метода не меняется.

Необходимо заметить, что разрушение целостного ментального здания с помощью устранения «комментатора», безусловно, затрудняет внутренний диалог, как и всякое устранение психического автоматизма. Тональ находит это положение неудовлетворительным и вынуждает точку сборки перейти в «плавающий» режим. Таким образом, и здесь мы имеем дело со снижением фиксации точки сборки, стремящейся восстановить привычную целостность тонального восприятия.

Побочным эффектом этого состояния, как уже многократно говорилось, становится расширение свечения осознания вокруг точки сборки. В зону возбужденных внутренних эманаций попадает больше материала извне, что может привести к вспышкам экстрасенсорных восприятий, необычным видениям, расширению способности к энергообмену, повышению чувствительности. Все эти феномены как бы подтверждают ценность данной йогической школы или оккультной дисциплины и внушают искателю надежды на достижение окончательной Реализации.

Особенно тщательно разрабатывали технику достижения "внутреннего безмолвия" дзэн-буддисты. При этом они последовательно и упорно изучали психофизиологию внимания и сделали ряд важных открытий, которые могут быть использованы и в толтекской дисциплине.

Скажем, известное с древнейших времен положение в йоге, будто остановка дыхания способствует остановке мышления. С дутой стороны, даосские способы "успокоить ум" при помощи концентрации внимания на даньтяне, некой области в брюшной полости (ниже пупка), мысленный "перенос центра тяжести" в эту область. Та и другая техника активно использовалась в дзэн-буддизме. Вот, например, описание "одноминутного дзадзэна" у Сэкида Кацуки:

"Широко раскрыв глаза, посмотрите, скажем на угол здания за окном или на какую-нибудь точку на холме, или даже на картинку на стене. Смотрите на одну часть предмета, не позволяйте глазам двигаться. В это же самое время остановите или почти остановите дыхание и, сосредоточив внимание на одном этом пункте, постарайтесь помешать мыслям всплывать в уме. Вы сможете почувствовать начало некоторого мыслеподобного действия, которое как бы шевелится в вашем уме, но и его также можно взять под контроль. Повторная практика даст вам способность помешать появлению даже самой незначительной тени мысли. Это подавление мыслительной деятельности можно поддерживать столько времени, сколько будет остановлено или почти остановлено дыхание. Верно, что ваши глаза при этом отражают образы внешних объектов, однако «восприятия» не произойдет. Не появится никаких мыслей о холме, никаких идей о здании или картине, никакого умственного процесса, связанного с предметами внутри или вне вас и вашего Ума. Глаза будут просто отражать образы внешних предметов, объектов, как их отражает зеркало" (С. Кацуки. Практика Дзен).

Эта техника уже на целый шаг приближает нас к остановке внутреннего диалога, хотя все еще ею не является. С помощью этого метода мы можем заставить отключиться ощутимую часть тоналя. В чем секрет?

Задержка дыхания автоматически вызывает фиксацию внимая на диафрагме и прилегающих к ней областях, а фиксация взгляда нарушает работу центра, ищущего визуальную информацию. Казалось бы ну и что? Однако это не что иное, как имитация того типа перцептивного поведения и распределения внимания, что характерен для рептилий — существ, вообще не имеющих тоналя.

Точка сборки у рептилий расположена ниже, чем у человека и высших млекопитающих. Она гораздо ближе к брюшной полости, и это естественно — нервная система рептилий не настолько развита, чтоб проецировать сборку восприятия в район черепа. Только человек близкие к нему по организации ЦНС существа обладают высоко «поднятой» точкой сборки, поскольку их внимание то и дело привлекает повышенной активностью головного мозга.

Концентрируя внимание на области диафрагмы и манипулируя собственным дыханием, мы заставляем точку сборки немного «опуститься» по той траектории, что соединяет ее с «просветом» в центре пупа. При этом эффективной может оказаться не только задержка дыхания, но и просто поддерживание стабильного ритма дыхательных циклов, поскольку ритмическое дыхание — характерная особенно существ с низким уровнем нервной и перцептивной организации,

Если метод "третьей точки" заставляет умолкнуть лишь «комментатора» (а это самый верхний уровень ментального здания, выросшего внутреннего диалога), то данный метод (условно назовем его "низкий") снимает еще и всю область референции (оценочности), кроме того, основательно затрудняя смыслопорождение (т. е. обращение тона к собственному инвентаризационному списку). На этом уровне час возникают перцептивные иллюзии, ложные узнавания, мир то и де демонстрирует, с одной стороны, высокую «яркость» впечатлений, другой — столь же высокую степень условности истолкования этих впечатлений.

Таким образом мы достигаем "стартовой площадки" для подлинной остановки внутреннего диалога. Собственно «остановку» осуществляет намерение, описанное упражнение создает лишь благоприятные условия для его реализации. Формирование намерения остановить внутренний диалог осуществляется заблаговременно и в процессе непосредственного выполнения техники. Собственно говоря, это намерение должно сопровождать толтека непрерывно, и в первую очередь тех, кто относит себя к сновидящим.

Полная остановка внутреннего диалога длится недолго — от нескольких секунд до одной-двух минут. Чтобы прийти к этому состоянию, иногда надо готовить себя с помощью той или иной техники часами. В этот момент точка сборки полностью теряет фиксацию и может сместиться почти что в любое положение.

Я не зря сделал оговорку "почти что", так как специфика используемой для достижения остановки внутреннего диалога техники оказывает определенное влияние на траекторию смещения ТС.

Так, описанный «нижний» способ, безусловно, будет способствовать новой фиксации в той зоне, где собирается восприятие животных и некоторых неорганических существ. Здесь легче формируется тело сновидения, чаще происходит сновидение-наяву и близко расположены некоторые миры второго внимания. Но у этого положения есть и серьезные недостатки — плотная энергия и низкий контроль. Несмотря на мощные энергопотоки, участвующие во втором внимании, вы довольно уязвимы, поскольку активно пользуетесь запасами тела через увеличенный и слишком активный "просвет".

Поэтому, на мой взгляд, дон Хуан предложил Кастанеде иной способ достичь остановки внутреннего диалога — знаменитую "ходьбу Силы". Условно назовем этот метод "верхним".

Если «нижний» метод имитировал психоэнергетическое состояние рептилии или земноводного, то «верхний», судя по всему, имитирует «союзника». Ибо те неорганические существа, что производят впечатление разумных и обладающих осознанным намерением, как правило, имеют точку сборки в районе вершины кокона (подробнее см. гл. 8.).

Уверен, все помнят суть техники. Расфокусированное визуальное внимание, равномерно распространенное на все зрительное поле непривычным образом сложенные пальцы рук — и вы гуляете таким образом, пока не надоест. То есть пока ваш тональ не прекратит интерпретировать воспринимаемое и внутренний диалог не утихнет.

Этот, «верхний» способ важен тем, что, привязывая ваше произвольное внимание к глазам, которые все видят и одновременно толком не видят ничего, вынуждает точку сборку слегка «подниматься» вверх по той траектории, которая характерна для выхода "дубля".

Странно, но руки (особенно пальцы) — в смысле внимания также ближе всего расположены к голове. Ниже я еще скажу об особой рол этого треугольника, оформленного произвольным вниманием, — "глаза — правая ладонь — левая ладонь". Пока же достаточно напомнить, что в процессе биологической эволюции энергетическая форма человека приобрела такой вид (с точкой сборки, расположенной за правой лопаткой) в результате непрерывного взаимодействия глаз (головы) и рук.

Если вы практикуете ходьбу Силы, ваша точка сборки медленно но неуклонно ползет вверх. Поскольку "верхний способ" имитирует организацию «союзника», имеющего упорядоченное осознание, но при этом полностью контролирующего внутренний диалог, имеет смысл также активизировать область, которую можно назвать "лоно внимания".

"Лоно внимания" расположено в голове, чуть ближе к затылку" Фиксация на этой области способствует остановке ВД, так как разрушает привычную схему распределения внимания при обработке зрительной информации. Но главное — это та самая область, где часто фиксируется точка сборки разумных «союзников», использующих "темное море осознания" как транспортное средство.

По мере практики вы скорее всего, обратите внимание на то, что центр вашего восприятия поднимается еще выше и зависает чуть ли ни над головой. Это, разумеется, вовсе не означает, что ваша точка сборки находится на вершине кокона. Это свидетельствует о расширении свечения осознания вверх.

"Ходьба Силы" создает предпосылки для выхода точки сборки за пределы кокона через область над макушкой головы. Здесь плотность энергообмена невысока, зато свое состояние намного легче контролировать. Это — область тренировки и постепенного, гармоничного наращивания плотности для тела сновидения.

Как видите, техники остановки внутреннего диалога, устранив фиксацию точки сборки, могут подталкивать ее к смещению по двум основным траекториям. Сновидящий, в соответствии со своей конституции и личным опытом, предпочитает либо одну, либо другую траекторию Об этом еще будет сказано в главе, посвященной сновидению.

Разумеется, «верхний» способ ОВД, так же как и «нижний», может иметь варианты. Если вы достигаете успеха без ходьбы (что на первых порах довольно сложно), то любая концентрация в области глаз, затылка ("лона внимания"), на макушке головы или над ней будет приводить к схожим результатам. Следует лишь помнить, что статичное положение тела требует дополнительных условий для остановки внутреннего диалога — например, вам придется больше внимания уделить ритмическому дыханию и "слушанию внутреннего звука". Хорошо, если у вас есть возможность пристально разглядывать плавно меняющиеся узоры, геометрические структуры. Если же вы созерцаете статичный объект, то он должен быть многоэлементным и сложным (вспомните, как дон Хуан заставлял своих учеников созерцать ворох сухих листьев!).

И все же первое, что необходимо освоить, если вы намерены добиться остановки внутреннего диалога, — это "ходьба Силы". Я рекомендую практиковать это следующим образом.

На первых порах, если прежде вы никогда не испытывали полноценной остановки внутреннего диалога, ежедневные и длительные усилия имеют решающее значение. Надо сбить точку сборки с места привычной фиксации, после чего, как правило, добиться ОВД легче. Ходьбой Силы, на мой взгляд, стоит заниматься минимум 1 час ежедневно в течение 2–4 недель.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!